Конспект «Овладение новыми средствами и способами изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воплощении творческого замысла»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 16 «Искорка»
г. Красного Сулина Ростовской области
Конспект
«Овладение новыми средствами и способами изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воплощении творческого замысла»
Составил и провёл: Седунова Людмила Евгеньевна – воспитатель
Значение занятий аппликацией.
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активному его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.
На большие потенциальные возможности имеет один из распространенных видов изобразительного искусства - аппликации - для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.
Аппликация - такой прием, который был оценен и широко применялся художниками первой половины нашего столетия, в том числе такими выдающимися мастерами, как Пикассо и Матисс. В аппликации можно использовать целый набор разноцветных лоскутов и бумаги, отдельные страницы из журналов, картон и любые другие подручные материалы, лишь бы они прочно приклеивались к плоской поверхности. Для этих целей можно пользоваться различным клеем.
Любой оказавшийся под рукой материал способен возбудить творческое воображение. Действительно, при виде кусочков прозрачной бумаги или целлофана, наклеенных на какую-нибудь поверхность и производящих определенный эффект, наша фантазия сразу начинает работать, подсказывая художественно выразительные образы. Часто предназначенные на выброс пробки от бутылок, обрезки ткани, старые картонные коробки и т.д. могут быть с успехом применены для создания композиций, изображающих скалистые горы или космические пейзажи.
Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки географического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои влечения, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративного - прикладного искусства.
Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для настольного и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки младшим детям, родителям и пр.
На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.
Виды занятий по аппликации: в детском саду.
Аппликация (от латинского слова applicatio-прикладывание) - один из видов изобрази -тельной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений по свойствам и фактуре материалов, объединённых сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющие влияние на технику выполнения аппликации.
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято поздравлять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно - тематическая и декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребёнком определённые задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном, применении изобрази - тельных и технических умений по вырезанию, раскладыванию и наклеиванию изображений в соответствии с условиями задания. Это по - новому выявляет и активизирует опыт ребёнка в области аппликации, стимулирует и развивает его самостоятельность и творчество.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщений, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. Для аппликации необходимо отбирать такие предметы, которые отличаются отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской. В зависимости от этих особенностей используется различные приёмы вырезания. Так, предметы простой формы (шар, мяч, кубик, флажок), вырезают «на глаз» из заготовок, близкой к очертаниям предмета, тогда как сложная форма составляется из отдельных частей. Например: неваляшку вырезают из четырёх квадратов разной величины путём закругления улов. Затем отдельные детали наклеивают в следующем порядке: к большому кругу прикрепляют меньшие (голова) и по бокам наклеивают маленькие кружки (руки). Приём симметричного вырезания применяется для передачи зеркального соответствия боковых сторон (бабочка, стрекоза, тюльпан, Снегурочка, ракета) или равномерного чередования повторяющихся частей от центра (ромашка, снежинка). Сложные криволинейные контуры предметов асимметричного строения изображают «на глаз» безотрывным движением ножниц по мысленно представляемому контуру (птицы, животные, рыбы).
На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предметы из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цвета; грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колёса; гирлянда - флажки прямоугольной формы т.д.
По мере освоения приёмов вырезания в средней, старшей и подготовительной группах, дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием форм, строения, сочетания окраски, величинных соотношений (дома разных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).
Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличия умения вырезать и наклеивать различные предметы в соответствии с темой или сюжетом («цыплёнок клюёт зёрна», «колобок отдыхает на пеньке», «рыбки плавают в аквариуме»). При этом перед ребёнком ставятся следующие, задачи: вырезать предметы, показать юс ' различные по величине при сопоставлении друг с другом "(рыбки большие и маленькие): выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действие обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов; передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем - фигуры наклеиваются в положении поворота друг к другу); расположить предметы на плоскости основы: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, весёлый хоровод); создать двух - плановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учётом их удаления (лодка в море, цветущий луг с полосой леса вдали); подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемым объектам и явлениям: (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).
В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержание сюжетно - тематических аппликаций.
При выборе темы аппликации важно учитывать запас представлений детей, уровень развития их изобразительных и технических умений, доступность и соответствие содержания возрасту и интересам каждого ребёнка, а также события общественной жизни, природное и предметное окружение, сезонность явлений т. д.
Многообразие окружающей жизни даёт богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов. При планировании занятий с детьми разного возраста воспитатель группирует задания по темам. Они могут отражать явления природы (листопад, снегопад, ледоход, цветение сада, луга, жизнь животных, птиц, насекомых, рыб), общественную жизнь страны ( праздники, труд людей, героические подвиги и т. д.), трудовую деятельность самих детей (дежурство по группам, работа на участке детского сада, уход за растениями, животными и т.д.), игры и развлечения. Задания могут иметь и иллюстративную тематику: по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов и т.д. Выбор темы, конкретизация ее содержания определяют композиционный строй аппликации, ее колорит, доступные детям приемы работы и т.д. Сюжеты аппликации могут трактоваться по-разному в зависимости от возраста детей.
Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
В орнаменте окружающий мир отражается с особой яркостью, красочностью. Дети каждый раз должны убеждаться в возможности создания новых, оригинальных комбинаций узора, что является важным стимулом их активного, творческого отношения к содержательной деятельности.
Приобщение к любому виду творчества требует начального этапа, на котором главной заботой является знакомство с возможностями материалов и их свойствами. Приобретение опыта работы с ними. Начиная работать с ножницами, обратить внимание детей на их конструкцию («два конца, два кольца, а посредине гвоздик»). Ножницы не желательно ронять: «гвоздик» может расшататься, и концы ножниц будут недостаточно плотно прилегать друг к другу, следовательно, плохо резать. Дать детям возможность рас -смотреть ножницы, кому-то понадобится для этого больше времени, кому-то меньше. Дети учатся правильно брать ножницы в руки, открывать их. Нельзя требовать от малышей, чтобы они быстро освоили вырезание фигур. Вначале надо хорошо научиться просто резать, надрезать по краям. Нарезать на полоски. В дальнейшем дети узнают, что ножницы могут быть похожи на кусающегося крокодила и на плывущий по курсу корабль.
Параллельно можно приступать к знакомству со свойствами бумаги, рассказать о том, как она появляется на свет. В аппликации, в составлении коллажей можно использовать мятую бумагу, из нее получается красивые сугробы снега, облака, портреты животных, пейзажи. Для этого нужно уметь мять бумагу, представлять себе, что именно мы хотим сделать - цветок или гору...
Из сложенной пополам бумаги удобно вырезать симметричные фигуры (бабочек, цветы, деревья, грибы, звезды, человечков). На одной половине листа дети рисуют половину гриба и стараются аккуратно его вырезать. Раскрывая сложенный лист, получают целую фигуру. Теперь ее можно наклеить.
Часто взрослые по понятным причинам оттягивают знакомство маленьких детей с клеем. Но современная промышленность выпускает клеящий карандаш: он не течет, не пачкает рук и окружающее пространство, его можно наносить равномерным слоем, он не так быстро сохнет.
Дети младшего дошкольного возраста справляются с такими композициями, как: солнышко, травка, цветок, гриб, облака и т.п. С детьми старшего возраста, можно делать пейзажи в разные времена год, иллюстрации к сказкам, легендам. Самые неожиданные сочетания материалов, оригинальные сюжеты, более сложные композиции под силу старшим дошкольникам. Главное, чтобы каждому ребенку было интересно, и он проявлял максимум инициативы, творчества.
Мы должны помнить, что наши знания призвать не удивлять, детей различными фокусами и приемами, а воспитывать в них нравственно-этические, эстетические качества, стремление к познанию и творчеству, к внутренней свободе, желание своими руками сделать нечто прекрасное, быть смелыми, искренними, трудолюбивыми, уметь сострадать и радоваться с теми, кто рядом.
Использование новых оригинальных приёмов аппликации в создании творческих композиций.
Самое любимое занятие детей - это вырезывание из бумаги. Это очень увлекательное и к тому же доступное занятие для дошкольников. Дети получают огромное удовольствие от того, что могут сами сделать необычные, красивые игрушки и поделки.
«Вырезки» я разделяю по темам: отображающие жизнь семьи; сельскохозяйственный труд; персонажи сказок; помогающие познакомить ребят с окружающим миром, природой; для украшения интерьера комнаты.
Вырезанием из бумаги можно заниматься где угодно - достаточно иметь лишь бумагу и ножницы. Все игрушки делаются без клея. Ребенок учится вырезать без предварительного рисунка, с помощью линии и своих представлений о геометрических фигурах.
Обучение проводится в несколько этапов, с постепенным усложнением предметов. Основа каждого этапа - схема предыдущих.
Задача первого этапа: учить ребенка держать ножницы; разрезать бумагу по прямой линии; складывать лист бумаги пополам, вырезать простые по конструкции игрушки; играть сними.
Задача второго этапа: учить детей техническим навыкам вырезания; красиво вырезать игрушки, которые начинали делать на первом этапе; украшать поделку простым узором, вырезая мелкие геометрические фигуры.
Задачи третьего этапа: учить играть бумажными поделками, сочетая их с другими игрушками; вырезать «на глаз» знакомые игрушки и предметы.
Аппликация из салфеток.
Работу по созданию аппликации из цветных салфеток можно проводить с детьми старшей и подготовительной групп. Я начала с того, что показала ребятам свои работы - аппликационные изображения цветов, веток деревьев, кустарников, ягод, бабочек. Детская реакция на увиденное - удивление, восторг и желание сделать такие же работы. Начали мы со сбора салфеток, подбора иллюстраций с изображениями природы. На участке рассматривали цветы на клумбах, наблюдали за кустарниками, деревьями, делали зарисовки.
Фоном для будущей аппликации может быть плотная белая, светлая, реже - тёмная бумага. С тёмной бумагой работать сложнее, так как она видна через тонкие лепестки цветов. К тому же на ней более заметен клей. Клей ПВА наносится не на элементы аппликации, а на фоновую бумагу. Если же делать на оборот, то детали прилипнут к пальцам и деформируются. Для работы понадобится также маленькие ножницы, пинцет, небольшая палочка (мы использовали деревянную зубочистку), тряпочки и коробочка для обрезков и обрыв ков салфеток.
Деревья, кусты, ветки «собираются» из скрученных жгутов. Сначала дети делают много разных по длине и толщине палочек - жгутов, а затем наклеивают изображение дерева: ствол, большие ветки, маленькие ветки. Готовые деревья покрывают листьями. Для этого из пузырька выдавливают капельки клея, на которые с помощью пинцета накладывают обрывки зелёной салфетки разных оттенков. Очень выразительно выглядят аппликации кустов сирени, цветущих веток.
Поскольку техника работы с салфетками достаточно сложная, лучше выполнять коллективные работы. Сотворчество воспитателя и детей дёт интересные композиционные решения, аппликации могут быть использованы в оформлении помещений детского сада. Небольшие по размеру и несложные в использовании индивидуальные работы детей - замечательный подарок родным и друзьям.
Мозаика из бумаги.
Одним из доступных и интересных для дошкольников видов изобразительной деятельности, является мозаика из бумаги. Она выполняется из отдельно вырезанных разноцветных мелких фигур (квадраты, треугольники, трапециевидные части, полосы).
Детали мозаики вырезают из цветной бумаги разной фактуры: матовой, глянцевой, бронзовой, серебристой и т.д. Можно применять и разноцветную фольгу. Чем разно -образнее такой набор материалов по цвету и качеству, тем более интересной, оригинальной может быть готовая работа.
Намазывать клеем надо набольшие части изображения и после выкладывания фигур, прижимать их чистой тряпочкой. Так можно сложить и наклеить отдельные предметы или целые картинки ( цветы, бабочки, жуки, рыбки, грибы, пестрый луг, лесная полянка, сценки из сказок, мультфильмов), составить узорные композиции.
Розы из цветной бумаги.
Для начала нужно вырезать основу из цветного картона. Затем из цветной бумаги разных цветов нарезать полоски длиной 18см. потом нужно хорошо помять полоски, чтобы бумага стала мягкой. Скрутить полоски в жгутики. Скрутить жгутики по спирали, а хвостик просунуть в последний виток. Когда мы сделали розочки, закрутили их нам нужно сразу приклеивать ее на фон, пока она не расплелась, и нужно подержать цветок слегка придавливать пальчиками. Когда мы наклеили все цветки к основе, то мы начали таким же способом скручиванием наклеивать стебли. Затем после того, как мы наклеили цветы и стебельки нам нужно наклеить листики. Листики делаем так: вырезаем листики из цветной бумаги, и слегка помяв их, приклеить их к основе. И в заключении нашей работы мы делаем из цветной бумаги тем же способом скрученные жгутики и из них делаем рамку для нашей картины. Работа окончена.
Симметричное вырезание.
Этот прием основан на предварительном складывании заготовки бумаги пополам или в несколько раз для одновременной передачи повторяющихся частей вырезаемого предмета.
Наиболее простой тип - это зеркальная или боковая симметрия, основанная на сходстве двух половин фигуры, распределенных одна относительно другой, как предмет и его отражении в зеркале. Этот тип симметрии можно рассмотреть на примере строении таких объектах, как листья, тюльпана, колокольчика, крылья бабочки, стрекозы, расположения
рук и ног человека и пр.
В детских аппликациях наиболее яркими получаются формы листьев, цветков, бабочек и других предметов.
Повторяя одно и то же изображение по сгибу необходимо последовательно усложнять очертание фигуры. Поэтому сначала надо обучать вырезанию простых листьев, такие как (тополь, сирень, яблоня), а затем переходить к передаче расчлененных и изрезанных ими составных композиций., как (рябина, земляника, клен). Закреплению приемов складывания и вырезание однородных листьев способствует задания, связанные с необходимостью изображения нескольких повторяющихся частей, как (ветка тополя, осенний букет из листьев, гирлянда).
Всё, что делают дети, должно подкрепляться примером воспитателя. Мы должны не только демонстрировать детям что-либо, но и сами участвовать в процессе творчества. Итогом занятия может стать индивидуальная и коллективная работа. Не надо стремиться дать детям шаблоны, пусть они проявляют изобразительность, фантазию, творческое воображение.
Подарок малышам.
Однажды мы с ребятами занимались своим увлекательным занятием, и к нам в гости пришли малыши. Они увидели нашу красивую картину «Ранняя осень» и попросили, чтобы мы им сделали картинку по им знакомой сказке «Колобок». Мы с удовольствием, конечно же, согласились.
Мы коллективно с ребятами осуществили просьбу малышей. Нам это очень понравилось, делать приятные подарки.
В данной работе мы использовали различные виды аппликации: из салфеток, из ноток, объёмная из цветной бумаги, простая аппликация, из скрученной цветной бумаги, мозаика из цветной бумаги.
Эту работу мы сделали так: берёзу, солнышко и облака из салфеток, ель способом объёмной аппликации, дерево - мозаика, кустарники и травку из ниток, салфеток и скрученной цветной бумаги, колобок из ниток, глазки колобка из цветной бумаги, животные - плоскостная аппликация.
Когда мы закончили картину, отнесли её малышам. Они очень обрадовались нашему подарку. И вместе с Мариной Васильевной и Татьяной Валентиновной ребята нас отблагодарили за картину. Она им очень понравилась. Малыши и воспитатели нашли место на центральной стене для картины и повесили её. Мы с гордостью пошли к себе в группу.
Нам очень нравится делать приятные и полезные подарки. Мы рады, что эта картина понравилась не только малышам, но и всем взрослым кто видел картину.
Вот такая интересная работа получилась у нас.
Сотворчество с родителями.
Летом, когда было много красивых цветов, зелёной травы. Мы с ребятами решили сделать красивые букетики из цветов и травки, чтобы украсить наши обеденные столики. И у нас получились такие красивые букеты. Но, к сожалению, они быстро завяли. Тогда нам с ребятами пришла такая идея, сделать, что ни будь такое же, красивое, чтобы осталось на долго, и подарить мамам. И тут мы начали придумывать из чего, это можно сделать. Мы придумали делать поделки из всякой всячины. Поделки и картинки получались у нас из разного качества.
Это так увлекло детей, что мы стали делать выставки наших работ.
Заинтересованно и внимательно всматриваются родители в художественные изделия своих детей на выставке. И восхищаются работами. Любому родителю приятно увидеть среди поделок скромную поделку, сделанную её малышом. Весёлые зайчата из пластилина, машина из цветной бумаги, салфетки, коврики из пёстрых лоскутков, ёжики из шишек - в эти нехитрые изделия каждый ребёнок вложил свой труд, старание, умение, горячее желание исполнить замысел как можно лучше. В этой работе, конечно, помогает воспитатель.
Когда родители увидели интерес детей к работе, то они как будто сами окунулись в детство и вместе с детьми стали познавать искусство аппликации.
Родителям очень нравились наши поделки и картинки, что мы делаем, и они тоже захотели попробовать сделать, что ни будь со своими детьми, поделку или картинку.
Родители начали спрашивать, как мы делаем то, а как это. И уже на следующий день приносили поделки, которые они сделали вмести с детьми дома.
Это так увлекло детей и родителей, что ни кто не хотел уходить вечером домой. Потому, что был большой интерес сделать всё новые и новые поделки. Родители, приходя за своим ребёнком, садились вместе с нами и делали поделки, забывая все проблемы и заботы.
А когда мы показали родителям свой подарок для малышей (картину по сказке Колобок), то они были очень горды своими детьми.
У многих детей старшего дошкольного возраста возникает потребность создавать изделие своими руками - творить, выдумывать, комбинировать. Использовать такие материалы как кусочек сверкающей фольги, пробка, жёлудь, пуговица, тряпочки, сжатая бумага, цветная бумага и т. д.
И мы надеемся, что это увлечение у ребят останется надолго, и не только в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...
Специфика обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада.
Статья о специфике изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада....
Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста....
Консультация: "Развитие творческого начала в художественно-изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результати...
Методические материалы для педагогов "Дидактическая игра как средство создания выразительного образа в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Методические материалы для педагогов "Дидактическая игра как средство создания выразительного образа в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста"....
Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования эстетического отношения к природе
Вниманию представлена итоговая аттестационная работа автора. Формирование эстетического отношения к природе возможно посреством изобразительной деятельности. В работе акцентируется внимание на теорети...
Виды упражнений на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и методика проведения.
Виды упражнений на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и методика проведения....