Работа с синдромом эмоционального выгорания педагогов
материал на тему
Психологическое занятие с педагогами
Цели занятия:
- Повышение сплоченности коллектива.
- Снятие тревожности и агрессивности.
- Приобретение навыков позитивного мышления.
- Нахождение внутренних ресурсов, творческое самораскрытие.
На занятии транслируются следующие ценности:
- Нет безвыходных ситуаций.
- Каждый человек ценен и уникален.
- Жизнь каждого человека - это то, что он позволил себе иметь.
- Пока мы живы, нет ничего, чего нельзя было бы исправить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_sindromom_emotsionalnogo_vygoraniya_pedagogov_2.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с синдромом эмоционального выгорания педагогов.
Психологическое занятие с педагогами
Цели занятия:
- Повышение сплоченности коллектива.
- Снятие тревожности и агрессивности.
- Приобретение навыков позитивного мышления.
- Нахождение внутренних ресурсов, творческое самораскрытие.
На занятии транслируются следующие ценности:
- Нет безвыходных ситуаций.
- Каждый человек ценен и уникален.
- Жизнь каждого человека - это то, что он позволил себе иметь.
- Пока мы живы, нет ничего, чего нельзя было бы исправить.
Ход занятия.
Информация для участников «Синдром профессионального выгорания».
Небольшая статья на 5 минут.
- Упражнение. Упражнение-разогрев «Буги-Вуги» (5мин)
Цель: снятие напряжения
Инструкция. Участники повторяют за ведущим движения.
Ведущий: «Мы танцуем буги-вуги (выполняет танцевальные движения всем телом), поворачиваясь в круге (поворачивается вокруг своей оси)…, руку правую вперед (вытягивает руку внутрь круга), а теперь ее назад (убирает руку за спину), а теперь опять вперед (снова руку в круг) и немного потрясем (трясет рукой)». То же самое повторить с другими частями тела.
- Упражнение. «Сгоревший портрет» (15мин)
Цель:конкретизация и анализ признаков выгоревшего человека.
Материал: ручки, бланк для выполнения задания – по одному на мини-группу, большой лист с маркерами.
Работа проходит в мини-группах по 3-4 человека.
Ведущий: «Представьте себе собирательный образ выгоревшего педагога. В группе обсудите и запишите в графах таблицы все признаки такого педагога: где и как именно он себя ведет, как проявляет эмоции, как мыслит».
Участники заполняют таблицу, затем зачитывают свои ответы. Признаки записываются на большом листе в два столбца: относящиеся к внешним обстоятельствам, не зависящим от педагога, и зависящие от личного отношения, особенностей характера и т.п. Далее происходит обсуждение и анализ того, что каждый человек может или не может изменить в стрессовых ситуациях.
- Упражнение. «Образ выгоревшего педагога. Негатив – в позитив» (20мин)
Цель: пробуждение творческого потенциала участников, стимулирование к тому, чтобы посмотреть на себя со стороны.
Материал: ватман на группы, фломастеры, карандаши.
Ведущий: «На листе ватмана изобразите придуманный вами образ выгоревшего педагога. Это может быть человек с некой характерной внешностью, предмет, символизирующий эмоциональное выгорание, все, сто угодно, но это нельзя описывать словами. Название образа запишите на обратной стороне ватмана. По очереди авторы покажите свои рисунки».
Другие участники рассказывают, что они видят на рисунке, как это выражает эмоциональное выгорание. Авторы называют свой рисунок и рассказывают свой изначальный замысел.
«Теперь передайте свой рисунок по часовой стрелке соседней группе. Измените полученный вами от соседней группы рисунок так, чтобы он изображал что-то позитивное, можно придумать новое название, дорисовать что-либо, дописать».Обсуждают, как изменился рисунок.
- Упражнение. «Дерево помощи» (20мин)
Цель:анализ вариантов поведения при выходе из состояния стресса, приобщение к чужому опыту борьбы со стрессами.
Материал: Большой лист с нарисованным деревом с 5 ветками – «семья», «воспитанники», «коллеги», «рабочее место», «деятельность/творчество», листочки-карточки с клейкой стороной, ручки.
Ведущий: «На дереве вы видите пять сфер нашей жизни. На карточке напишите, как они помогают вам бороться со стрессом, спасать себя от выгорания? Что конкретно (какое ваше или чужое действие, какой объект или предмет в этих сферах) вам всякий раз помогает, словно протягивает руку? Что вы делаете в этой сфере, чтобы снять стресс?
Пишите на листочки и складывайте их по темам в отдельные стопки.
А теперь наклеим их, как листья на дерево, на свою ветку.
Спасибо! А теперь посмотрите, на какой из веток оказалось больше всего листьев? Как вы думаете, это что-нибудь значит? Почитайте, что написано на листьях. Что вас удивило? Есть ли такой выход из стресса, который вас особенно поразил? Вы нашли для себя новые способы борьбы с эмоциональным выгоранием?»
- Упражнение. «Вездеход» (10минут)
Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии, создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия.
Ведущий:« Передвигаемся по залу в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего. Как можно быстрее меняем свои действия в зависимости от условий игры, изображая то, о чем идет речь. Без разговоров и обсуждений. Итак готовы?
Начали!
Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам…Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются…
Снежное поле, пронизывающий зимний вечер… И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной освежающей и очень чистой водой… Но очень холодной, градусов 8-10. Выбираемся на берег и попадаем к паукам… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею наполнено пространство… Нет, показалось!
Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты. Сорвем один… Вдохнем чудо аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку. Скулы свело – ух, как кисло! Вперед через наполненный ароматами сад!
Берег моря, закат, идем по кромке воды…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про...
Исследовательский проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ "Территория здоровья"
В общем виде синдром "выгорания" рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. Наиболее широко эта пр...
Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ (сообщение и фотоотчет из опыта работы)
Проблема сохранения психологического здоровья педагога ДОУ стала особо актуальной в последние два десятилетия. Высокая эмоциональная включенность в профессиональную деятельность, ответств...
Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)
«Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...
Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...
Профилактический тренинг " Формы работы по профилактике "синдрома эмоционального выгорания" педагогов ДОУ".
Передача психологических знаний педагогам ДОУ о "Синдроме эмоционального выгорания", его причинах и способах преодоления....