проект "Масленичные гулянья"
проект на тему
На Руси всегда любили праздники, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться. Праздник всегда шагал в ногу с историей, отражая жизнь народа. Это часть нашей русской культуры. А старое нужно знать и беречь.
Работа над данным проектом поможет нам глубже познакомиться с историей возникновения праздника, продемонстрировать традиции и обряды празднования Масленицы, а совместная деятельность детей, педагогов и родителей поможет сплочению, инициативности и ответственности всех участников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
овышение уровня знаний в изучении масленичных традиций,выставка творческих работ. | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок» д.Каменное
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Масленичные гуляния, проводы русской зимы»
Автор проекта:
Сироткина Л.П.
воспитатель первой квалификационной категории
2017
Содержание
Паспорт проекта
Этапы реализации проекта
Результаты
Выводы
Список литературы
Паспорт проекта
Тема проекта:
«Масленичные гуляния, проводы русской зимы»
Творческое название:
«Масленичная неделя»
Автор:
Сироткина Людмила Павловна
Тип проекта:
Краткосрочный, социально - познавательный, групповой.
Участники проекта
Дошкольники разновозрастной группы , воспитатели, родители дошкольников.
Возраст участников
Дошкольники с 1,6 г. – 6,6 лет
Сроки реализации:
16 февраля 2017г. – 22 февраля 2017.
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы последние десятилетия отходили от этих традиций, тем самым лишали возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.
Актуальность
Одной из задач социально-коммуникативного развития является «воспитывать у ребенка чувства гордости за страну, в которой он живет». Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека. т.е. приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного дошкольного образования.
Приобщение подрастающего поколения к традициям народных праздников - это приобщение к культурным ценностям и достижениям народа, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности людей. Образный поэтический язык обрядности являлся одним из средств исконно народной педагогики, этики и эстетики, с помощью которых всегда просто, мудро и ненавязчиво от поколения к поколению передавались всем понятные истины, нормы человеческого общения. И в настоящее время народные обрядовые праздники не потеряли своего значения.
Объект
Народный праздник Масленица
Предмет
Древний русский народный праздник проводов зимы, история традиций, основа формирования патриотизма.
Гипотеза
Если в группе создать благоприятные условия для проведения "Масленичной недели", проведение бесед на тему " Масленица", заучивание стихов, песен, закличек про праздник, то у детей будут сформированы ( у детей младшего возраста) и усовершенствованы ( у детей старшего возраста) представления о праздновании Масленицы, родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.
Цель
Знакомство детей с народными традициями, и с народным праздником Масленица; воспитание любви к своей Родине.
Задачи
Дать первоначальные представления о русском народном празднике Масленица, с характерными для него обрядами;
Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства;
Пробуждать интерес к истории русского народа;
Воспитывать патриотизм, основанный на русских традициях;
Обогатить духовный мир;
Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций и реализации творческих способностей в проведении праздника;
Активизация творческого потенциала родителей, привлечение их к активному сотрудничеству с ДОУ.
Принципы реализации проекта
принцип наглядности;
принцип доступности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип прочности;
принцип целенаправленности;
принцип новизны;
принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
Этапы реализации проекта
Подготовительный
Знакомство с темой проекта;
Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
Подбор методического материала по данной теме;
Создание развивающей среды для работы;
Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;
Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица»
Основной
Практический – в результате чего был реализован проект:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Речевое развитие.
Физическое развитие.
Работа с родителями
Заключительный
Обобщение и анализ результатов работы, выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица» и проведение досуга.
Новизна
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования
Условия реализации
Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей и дошкольников, их родителей.
Формы реализации проекта: наблюдение , подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, досуг.
Методы и приёмы реализации проекта:
организационные;
мотивирующие;
словесные;
игровые;
наглядные;
нетрадиционные
Риск проекта
Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;
Неактивная позиция детей
Предупреждение рисков:
Организация мероприятий на базе ДОУ;
распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями и родителями;
разработка стратегий и тактики привлечения родителей;
высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
добровольность участия в проектной деятельности
Продукт проектной деятельности
В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
план беседы для конспекта НОД;
выставка детских работ;
проведение досуга « Эх, да масленица»
Ожидаемый результат
1. Для педагога:
освоение проектного метода
работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
выбор формы реализации проекта.
помощь в написании сценария по воплощению проекта.
организация выставки детских рисунков;
организация досуга для детей по данной теме.
помощь в подборе музыкального сопровождения.
разучивание закличек, пословиц, считалок.
организация места проведения праздника.
проведение инструктажа по технике безопасности.
2. Для воспитанников:
формирование познавательно – речевой активности детей дошкольного возраста;
познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;
участие детей в организации выставки рисунков;
иметь представление о значении праздника в жизни человека;
участие детей в досуге, организованном воспитателем,
3. Для родителей:
организовать в родительском уголке выставку « Ох, блины, блины» из любого материала для творчества.
Способ оценки достижения планируемых результатов
Главным результатом реализации проекта- удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».
Ситуативный разговор: « Что вы знаете о русском традиционном празднике «Масленица»
игры: «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО» (пальчиковая игра ), «Солнце» (коммуникативная игра);
беседы «Что такое Масленица», «Блины на Масленицу»;
выставка детских работ: «Солнышко лучистое»(поделка из бумаги); «Блинный пир на весь мир»(лепка); «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои» (рисование);
заучивание песен, закличек, пословиц, стихотворений;
отгадывание загадок.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
1. Знакомство с темой проекта
2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
4. Подбор методического материала по данной теме;
5. Создание развивающей среды для работы;
6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;
7. Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица»
II этап: творческий (основной)
*Социально-коммуникативное развитие:
-Беседа на тему «Что такое Масленица»(мл/в), «Соломенная Масленица»(ст/в), «Блины на Масленицу»;
Цель: Познакомить ребят с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Развивать у детей коммуникативные качества, совершенствовать речь, расширять кругозор детей.
-Беседа «Как отмечать Масленицу»
Цель: Дать представление о традиционном празднике, народных посиделках, чаепитиях с песнями, хороводами, народными играми, национальными кушаньями. Обогащение знаний и представлений о национальной культуре.
*Речевое развитие
-Заучивание поговорок про масленицу, разучивание масленичных закличек, «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО» (пальчиковая игра ).
*Художественно-эстетическое развитие:
Слушание русских народных песен «Как на тоненький ледок», «Веснянка»
Цель: Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка”(ст/в)
Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь.
Рисование «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои» (мл/в)
Цель: Развивать у детей самостоятельность, умение рисовать круги и разукрашивать красками; обогащать знания детей о народном празднике.
Лепка «Блинный пир на весь мир»
Цель: Развивать художественно-творческие способности.
Рисование: «Разные чучела масленицы» ( ст/в)
Цель: Умение рисовать по воображению, использовать разную технику разукрашивания.
*Физическое развитие
Подвижные и хороводные игры «Солнце», «Горелки»
Цель: Развивать двигательную активность, точность движений, чувство ритма. Дать почувствовать радость от совместных действий со сверстниками. Дать детям представления о русских народных играх – забавах.
Развлечение «Эх, да масленица»
Цель: Приобщать к истокам народных традиций. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Углубить представления детей о народных традициях.
*Познавательное развитие
Исследовательская деятельность « Как получаются блины» (ст/в)
Цель: формировать познавательный интерес с помощью экспериментальной деятельности.
*Работа с родителями
Привлечь родителей к участию выставки «Ох, блины, блины»;
Порекомендовать посетить в воскресение Масленичные гуляния.
Цель: Доставить удовольствие от совместной творческой деятельности родителей и детей.
III этап: заключительный
Обобщение и анализ результатов работы;
Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица»;
Проведение досуга «Эх, да масленица»
Подведение итогов работы над проектом;
Определение перспектив (дальнейшая непрерывная систематическая работа по ознакомлению детей с народными традициями и культурой России, продолжение работы по использованию проектных технологий).
Результаты работы:
У детей повысился интерес и стремление изучать традиции родной страны
Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляя чувство ответственности за себя и за других
Дети проявляют свои знания о русском фольклорном празднике «Масленица»
Дети получили эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Масленицы
Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
Развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и воспитателями.
Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.
ВЫВОДЫ:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Список литературы
О.Л.Князева , М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санк-Петербург Издательство « Детство-Пресс» 2004г.
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва Мозаика-синтез 2015г.
Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Владос, 2001
4.Коммуникативные игры»
5. Использование ресурсов сети Интернет: festival.1september.ru,http://maam.ru, http://nsportal.ru, http://ldv.metodcenter.edusite.ru,http://semyarossii.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие в старшей группе « Рождественские гулянья»
Познавательное занятие в старшей группе « Рождественские гулянья»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. НАРОДНОЕ ГУЛЯНЬЕ «СВЯТКИ»
"Святки", зимние забавы....
Развлечение "Пасхальные гуляния"
Сценарий развлечения для второй младшей группы....
Вот и прошли «Святочные гуляния»
Статья-отчет...
Масленичные гуляния
Знакомит с народными обычаями и ритуалами, фольклорным творчеством. Активизирует творческое начало в личностях детей....
Физкультурный досуг для детей 4-7 лет "Осенние гуляния"
Народные традиции, игры, песни, пляски, забавы....
осенние гуляния
конспект осеннего развлечения для средней группы...