Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор сохранения психологического здоровья дошкольника.
статья на тему

Варьюла Татьяна Николаевна

Статья для педагогов, психологов, методистов - о роли детского сада во взаимодействии с семьей и сохранении психологического благополучия ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_s_semey.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи- как фактор сохранения психологического здоровья дошкольника.

Детский сад - это мастерская, где формируется мысль и отношение к миру,  подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

  1. Барбюс

В современном, достаточно развитом обществе все чаще начинает возникать вопрос о том, на сколько, наше общество психологически здорово,  и  как  сохранить и поддержать психологическое благополучие. В связи с этим необходимо рассмотреть, что такое психологическое здоровье.

Психологическое здоровье-это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество.

        И на сегодняшний день  актуальным становится  вопрос по формированию, укреплению, сохранению здоровья детей.

Психолого-педагогические исследования (Л.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.

Дошкольное детство – это тот период в жизни человека, когда формируется основа здоровья, происходит развитие личности, закладывается основа познания себя и мира, происходит обучение устанавливать контакты.

 В связи с этим огромную роль в этом вопросе играет детский сад.

Детский сад ставит перед собой задачи помочь детям социализироваться в окружающей среде, устоять перед неблагоприятными факторами, учит детей справляться с психотравмирующими ситуациями, преодолевать негативные переживания и тем самым помогать развивать личность ребенка и сохранять ее эмоциональное здоровье.

По результатам исследований в России на сегодняшний день детские сады посещают  только 50% детей дошкольного возраста.

Во главе с дошкольным образовательным учреждением наибольшую роль в развитии личности играет семья и ее микроклимат. На докладах в ЮНЕСКО все чаще говорят о необходимости включения родительской общественности в образовательный процесс.

За последнее время эффективность взаимодействия ДОУ и семьи  снижается из-за   ускоренного ритма жизни или отказа посещать ДОУ по ряду причин.

Многие родители привыкли доверять всей информации из СМИ, литературы, порой ненадлежащего качества, и используют свои знания бессистемно, считая, что вполне самостоятельно могут сохранить и поддержать психологическое благополучие своего ребенка.

 Для разрешения этого вопроса, ДОУ старается выстроить диалог с семьей, используя различные методы основанные на сотрудничестве, содружестве и взаимопомощи.

Непосредственно для взаимодействия с семьей, учреждение, педагоги и специалисты проходят множество стадий начиная от - изучения семьи и ее индивидуальных особенностей, поиска контактов, обсуждения, что необходимо развивать у дошкольника, устанавливают общие требования к воспитанию, реализации индивидуального подхода до совершенствования педагогического сотрудничества.

Взаимодействие с семьей происходит с использованием различных форм общения:

-информационно-просветительское: стендовая информация, буклеты, собрания, индивидуальные беседы;

-совместная деятельность детей с родителями: праздники, поделки, мастер-классы, открытые занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, досуги, выставки, посещение библиотеки;

-Тематические встречи: родительские клубы, круглые столы, тренинги.

Вовлечение родителей в педагогический процесс дают возможность: объективно оценивать возможности своих детей, рассмотреть иные стили поведения со своим ребенком, расширить свою педагогическую компетентность, получить специализированную поддержку при необходимости, сформировать  адекватную родительскую позицию. И с появлением  более благополучной и уверенной родительской позиции, у детей снижается уровень перенапряжения, страхов, повышается самооценка, уверенность в себе, укрепляются детско-родительские отношения, что и является залогом сохранения и укрепления  психоэмоционального здоровья ребенка дошкольника.

Таким образом, можно сказать, что родитель вовлеченный в образовательный процесс совместно со своим ребенком, через ресурсы ДОУ, приобретает тот благостный инструмент с помощью которого становится мастером по сохранению и поддержанию психологического здоровья ребенка.

Список использованной литературы

  1. Человек и образование №4 2010, Н.В. Соснина, Е.М.Старобина  «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей».
  2. Интернет Журнал «Науковедение», выпуск №6 (25)2014 ноябрь-декабрь Маркарян И.А. «Взаимодействие детского сада и семьи-приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации»
  3. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации.—М.:ТЦ Сфера,2007.
  4. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А., Согомоньян Н.В. Семейное воспитание детей с разным уровнем здоровья и развития: проблемы, технологии, опыт в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Методическое пособие.—М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.
  5. Пахальян В.Э.Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст.—СПб.:Питер,2006

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»

Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»...

Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников

Данный материал был представлен на Педагогической конференции и представляет собой опыт работы по использованию Сенсорной комнаты в ДОУ....

Родительское собрание в форме тренинга "Роль семьи в сохранении психологического здоровья дошкольников"

Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.   Задачи:привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать услови...

Выступление на семинаре «Адаптация- как один из факторов сохранения психологического здоровья детей раннего возраста»

      «От здоровья, жизнерадостности детей зависят  их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» ...

«Психопрофилактика как фактор сохранения психологического здоровья дошкольников»

Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания, и исследования по специфике психологии здоровья дошкольников пока нем...

Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на ...

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»

Презентация "Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»...