Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор сохранения психологического здоровья дошкольника.
статья на тему
Статья для педагогов, психологов, методистов - о роли детского сада во взаимодействии с семьей и сохранении психологического благополучия ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_dou_s_semey.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и семьи- как фактор сохранения психологического здоровья дошкольника.
Детский сад - это мастерская, где формируется мысль и отношение к миру, подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
- Барбюс
В современном, достаточно развитом обществе все чаще начинает возникать вопрос о том, на сколько, наше общество психологически здорово, и как сохранить и поддержать психологическое благополучие. В связи с этим необходимо рассмотреть, что такое психологическое здоровье.
Психологическое здоровье-это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество.
И на сегодняшний день актуальным становится вопрос по формированию, укреплению, сохранению здоровья детей.
Психолого-педагогические исследования (Л.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.
Дошкольное детство – это тот период в жизни человека, когда формируется основа здоровья, происходит развитие личности, закладывается основа познания себя и мира, происходит обучение устанавливать контакты.
В связи с этим огромную роль в этом вопросе играет детский сад.
Детский сад ставит перед собой задачи помочь детям социализироваться в окружающей среде, устоять перед неблагоприятными факторами, учит детей справляться с психотравмирующими ситуациями, преодолевать негативные переживания и тем самым помогать развивать личность ребенка и сохранять ее эмоциональное здоровье.
По результатам исследований в России на сегодняшний день детские сады посещают только 50% детей дошкольного возраста.
Во главе с дошкольным образовательным учреждением наибольшую роль в развитии личности играет семья и ее микроклимат. На докладах в ЮНЕСКО все чаще говорят о необходимости включения родительской общественности в образовательный процесс.
За последнее время эффективность взаимодействия ДОУ и семьи снижается из-за ускоренного ритма жизни или отказа посещать ДОУ по ряду причин.
Многие родители привыкли доверять всей информации из СМИ, литературы, порой ненадлежащего качества, и используют свои знания бессистемно, считая, что вполне самостоятельно могут сохранить и поддержать психологическое благополучие своего ребенка.
Для разрешения этого вопроса, ДОУ старается выстроить диалог с семьей, используя различные методы основанные на сотрудничестве, содружестве и взаимопомощи.
Непосредственно для взаимодействия с семьей, учреждение, педагоги и специалисты проходят множество стадий начиная от - изучения семьи и ее индивидуальных особенностей, поиска контактов, обсуждения, что необходимо развивать у дошкольника, устанавливают общие требования к воспитанию, реализации индивидуального подхода до совершенствования педагогического сотрудничества.
Взаимодействие с семьей происходит с использованием различных форм общения:
-информационно-просветительское: стендовая информация, буклеты, собрания, индивидуальные беседы;
-совместная деятельность детей с родителями: праздники, поделки, мастер-классы, открытые занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, досуги, выставки, посещение библиотеки;
-Тематические встречи: родительские клубы, круглые столы, тренинги.
Вовлечение родителей в педагогический процесс дают возможность: объективно оценивать возможности своих детей, рассмотреть иные стили поведения со своим ребенком, расширить свою педагогическую компетентность, получить специализированную поддержку при необходимости, сформировать адекватную родительскую позицию. И с появлением более благополучной и уверенной родительской позиции, у детей снижается уровень перенапряжения, страхов, повышается самооценка, уверенность в себе, укрепляются детско-родительские отношения, что и является залогом сохранения и укрепления психоэмоционального здоровья ребенка дошкольника.
Таким образом, можно сказать, что родитель вовлеченный в образовательный процесс совместно со своим ребенком, через ресурсы ДОУ, приобретает тот благостный инструмент с помощью которого становится мастером по сохранению и поддержанию психологического здоровья ребенка.
Список использованной литературы
- Человек и образование №4 2010, Н.В. Соснина, Е.М.Старобина «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей».
- Интернет Журнал «Науковедение», выпуск №6 (25)2014 ноябрь-декабрь Маркарян И.А. «Взаимодействие детского сада и семьи-приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации»
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации.—М.:ТЦ Сфера,2007.
- Колодяжная Т.П., Маркарян И.А., Согомоньян Н.В. Семейное воспитание детей с разным уровнем здоровья и развития: проблемы, технологии, опыт в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Методическое пособие.—М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.
- Пахальян В.Э.Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст.—СПб.:Питер,2006
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»
Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»...
Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников
Данный материал был представлен на Педагогической конференции и представляет собой опыт работы по использованию Сенсорной комнаты в ДОУ....
Родительское собрание в форме тренинга "Роль семьи в сохранении психологического здоровья дошкольников"
Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами. Задачи:привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать услови...
Выступление на семинаре «Адаптация- как один из факторов сохранения психологического здоровья детей раннего возраста»
«От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» ...
«Психопрофилактика как фактор сохранения психологического здоровья дошкольников»
Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания, и исследования по специфике психологии здоровья дошкольников пока нем...
Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на ...
Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»
Презентация "Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»...