Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников
материал (младшая группа) по теме
Данный материал был представлен на Педагогической конференции и представляет собой опыт работы по использованию Сенсорной комнаты в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sensornoy_komnaty_dlya_psikhicheskogo_ozdorovleni_detey.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование Сенсорной комнаты
для психического оздоровления детей
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников всегда было и остается приоритетной задачей дошкольного образования. Однако, говоря о здоровье, чаще всего подразумевается физическое здоровье. Сохранение психического здоровья зачастую как задача обозначается, говорится о создании благоприятной психологической обстановке в ДОУ, но конкретных способов, методов и приемов сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников предлагается весьма мало. А ведь на сегодняшний день все больше и больше детей имеют такие отклонения в поведении, в развитии, как агрессивность, тревожность, замкнутость и др.
Я хочу поделиться одним таким средством психического оздоровления детей – это использование Сенсорной комнаты. Первые Сенсорные комнаты (или Комната релаксации, или Комната психологической разгрузки, или Комната «Снузлин» и др.) как средство психического оздоровления появились в 70-е годы, но, к сожалению, еще недостаточно распространены. В нашем детском саду имеется такое помещение, и оно пользуется очень большой популярностью у детей. Часть оборудования Сенсорной комнаты – приобретенное (но, поверьте, оно стоит затраченных на него средств), часть оборудования - изготовлена своими руками из подручного и бросового материала.
Оформление интерьера, цвет подбирались с учетом психотерапевтического воздействия на психическое здоровье ребенка. Стены окрашены в спокойный бежевый цвет. В оформлении использованы зеленые, голубые тона.
Сразу на входе ребят встречает подвеска «Веселки», которая создает положительный эмоциональный настрой (игры «Приветствие», «Прощание с веселками»).
На полу мягкое покрытие для релаксации и спокойных развивающих игр. Имеются много мягких подушечек, ковриков, мягкое кресло. Они используются для релаксации, для снятия мышечного напряжения, а также для снижения уровня агрессивности, для снижения уровня тревожности (игры «Уходи, злость, уходи!», «Выбиваем пыль», «Упрямая подушка»).
Благоприятное, расслабляющее действие оказывают на детей панно «Бесконечность», светильник «Фонтан света» - дети любят просто смотреть на них, устроившись на мягких подушках.
Оптоволоконный пучок «Водопад света» помогает ребенку как бы «спрятаться» за него и почувствовать себя в безопасности, почувствовать себя спокойно, к тому же с волокнами можно поиграть – дети любят заплетать из них косички, тем самым буквально физически – через пальцы – «отдавая» какую-то свою тревогу, свои страхи.
Очень нравится детям пузырьковая колонна. Можно просто сидеть и разговаривать о чем-нибудь, глядя на разноцветные пузырьки, на плавающих в них рыбок, а можно приложить ладошки к колонне и почувствовать ее вибрацию.
Зеркальный шар с мотором и прожектором направленного света, прибор динамической заливки света «Нирвана» создают «волшебную атмосферу», способствуют развитию воображения, релаксации.
В нашей сенсорной комнате имеются тактильное панно (для развития тактильных ощущений), сенсорная дорожка (дети босиком ходят по разным поверхностям, подошвами ощущая разную структуру). Кроме развития тактильных ощущений, это еще и средство физического оздоровления, поскольку сочетает в себе и закаливание, и массаж. И, конечно, это еще и приятные ощущения и способ расслабления – ребенок будто сливается с природой (эта дорожка расположена возле фотообоев с изображением природы). Дорожка «Времена года» имитирует прогулку по разным временам года (это развивает воображение, внимание, а также координацию движений, кроме того, способствует профилактике плоскостопия – по следам дети ходят на носках, пятках, внешней стороне стопы, также развивается умение передавать эмоции в речи).
Неотъемлемой частью Сенсорной комнаты является музыка. У нас имеется подборка музыкальных произведений, способствующих регуляции процессов возбуждения и торможения в организме. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Висящая система «Мелодичный звон» действует успокаивающе, способствует релаксации, кроме того, эти звуки могут служить сигналом для перехода от одной деятельности к другой, способствуя тем самым развитию процессов саморегуляции.
К сожалению, далеко не все, что хотелось бы, имеется в нашей Сенсорной комнате. Значит, нам есть куда стремиться. Но то, что имеется, мы активно используем, и это дает положительные результаты. Посещение детьми Сенсорной комнаты 2-3 раза в неделю способствует снижению уровня тревожности .
Дутова С.А.,
педагог-психолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»
Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»...
Сохранение психологического здоровья дошкольника
Состояние психологического здоровья детей является одной из серьезнейших проблем детской психологии и педагогики. Мы живём в эпоху кризисов и социальных проблем. Тем не менее, в одних и тех же обстоят...
«ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Материал к семинару педагогов-психологов 26.09.2016г. Музыкотерапия, как средство сохранения психологического здоровья дошкольников.
Теоретический материал...
Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор сохранения психологического здоровья дошкольника.
Статья для педагогов, психологов, методистов - о роли детского сада во взаимодействии с семьей и сохранении психологического благополучия ребенка....
Создание комфортных условий для сохранения психического здоровья дошкольника
Создание комфортных условий для сохранения психического здоровья дошкольника – задача здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
«Создание условий для сохранения психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов...