Психологическое консультирование
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Психологическое консультирование.
1.Каковы основные цели и задачи психологического консультирования?
Психологическое консультирование - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.
Основная цель консультирования – предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем.
Цели психологического консультирования: 1. Облегчение изменения поведения. 2. Совершенствование способностей клиента устанавливать и поддерживать взаимоотношения. 3. Увеличение продуктивности клиента и его способности к преодолению трудностей. 4. Помощь в процессе принятия решений. 5. Способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей клиента. Разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими, осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленные цели. Жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Психологическое консультирование решает следующие основные задачи:
1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент. 2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.) 3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.
2.Назовите и охарактеризуйте базовые принципы психологического консультирования.
1. Компетентность, профессиональная и научная ответственность (Не навреди!)
Компетентность консультанта составляет основу его работы. Консультант обязан правильно оценивать уровень своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультационные встречи ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Недостаток компетентности ведет к непониманию личности и состояния пациента, что составляет ядро работы консультанта.
Чтобы быть компетентным, консультант обязан не прерывать образование и практики и постоянно повышать квалификацию и углублять специализацию. Консультант обязан знать возрастные, половые, этнические, социально-психологические и индивидуально-психологические особенности клиента. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.
Консультант несет прямую ответственность за последствия своих решений, действий, экспертных заключений, диагностических операций. Экспертные заключения и психологический статус должны быть обоснованы, репрезентативны и валидны, представлены в четкой и ясной форме, поскольку из этого вытекают показания или противопоказания к применению того или иного метода.
Психолог-консультант обязан осознавать, что его профессиональные действия влияют на жизненные решения клиента и могут изменить личный и социальный статус человека.
Понимание, что вмешательство в судьбу человека, который доверился консультанту, является огромной ответственностью, ведет к строгому самоанализу и систематическому осмыслению последствий не только каждого слова, но и каждого паралингвистического жеста.
2 . Конфиденциальность
Конфиденциальность, неразглашение или долг молчания консультанта по отношению к третьим лицам - важнейший принцип работы консультанта. Несоблюдение этого принципа ведет к полному краху доверия пациента к консультанту и делает его работу бессмысленной. Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта - использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции.
Чрезвычайно важно и одновременно наиболее трудно добиться того, чтобы данный принцип был воспринят консультантом даже на уровне бессознательного.
Например, если клиент и консультант совершенно случайно встречаются в иной обстановке, то консультант, который знает о данном человеке почти все, не вправе даже поприветствовать, пока клиент сам не сочтет нужным дать знать об их знакомстве.
Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиента) должны храниться в недоступных для посторонних местах.
Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация. Клиент вправе надеяться, что такого рода информация будет служить исключительно для его блага. Когда необходимо поделиться полученными от клиента сведениями с его родителями, учителями, супругом, неизбежная дилемма. О своих намерениях консультант обязан поставить в известность клиента. Если клиент не возражает, вопрос конфиденциальности из этического превращается в сугубо профессиональный.
Консультант, обеспечивая секретность должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность нельзя возвести в абсолютный принцип. Чаще приходится говорить о ее границах.
Выделяют несколько основных правил, следуя которым можно установить такие границы.
1. Обязательно соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.
2. Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее, доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели «секретность» событий, о которых сообщает клиент.
3. Материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вред интересам клиента, не подпадают под правила конфиденциальности.
4. Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом.
5. Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).
6. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.
7. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.
Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:
1. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.
2. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.
3. Необходимость госпитализации клиента.
4. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.
Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.
Чему отдать предпочтение при возникновении дилеммы: соблюдать конфиденциальность, согласно кодексу этики, или следовать правовым нормам? Практика показывает, что предпочтение необходимо отдать последнему варианту.
3.Исключение профессиональных злоупотреблений (информированность клиента)
К одной их форм профессионального злоупотребления следует отнести еосведомленность пациента о целях, сущности и смысле применяемой техники. Клиент должен быть досконально информирован о том, что и почему собирается делать с ним консультант, каковы результаты исследования психологического статуса и в чем его базовая проблема.
Встречи с клиентами за пределами кабинета, предъявление клиенту личных просьб или формирование любых неформальных взаимоотношений с клиентом сводят на нет работу консультанта.
Нецелесообразно консультировать родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.
Очень важна проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами, однако, она нередко замалчивается. Сексуальные отношения консультантов с клиентами неприемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь, у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование или психотерапия.
4. Принцип «Не оценивать» (безоценочное отношение)
Принцип «Не оценивать» считается одним из наиболее труднодостижимых в работе консультанта.. Обычно, каждое суждение , наряду с когнитивным содержанием несет в себе также отношение - эмоциональный компонент суждения. Разделить эти компоненты зачастую не представляется возможным, однако именно это составляет суть отношения терапевта к клиенту.
На первом плане отношения должно стоять не оценивание, а понимание, даже если информация, идущая от клиента к консультанту, является чудовищной с точки зрения морали. Оценивая и осуждая, консультант закрывает доступ к пониманию личности и, следовательно, не может найти оптимального способа работы с ним При этом речь идет не только о том, чтобы ни в коем случае не высказывать клиенту морализирующих оценочных суждений, но в том, что бы не судить и оценивать внутри себя вплоть до подсознательного. Соблюдать этот принцип удается только по достижении опыта и только при условии сознательных усилий к тому, чтобы в собственной душе умолкли всякие модальные отношения к клиенту. Консультант не обязан «любить» или «не любить» клиента; он обязан личностно-безмолвно поместить его проблему в широкий контекст мирового опыта психологии и найти модус, посредством которого будет возможно укрепить и расширить его сознание и способность его развитию. Последнее будет являться адекватной формой уважения прав личности взамен пустопорожних разговоров о правах.
3.Каковы основные направления деятельности
психологических центров для населения.
1) психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.;
2) психодиагностика, важнейшей целью которой является добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории»
3) психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой;
4) психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий – в результате общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;
5) психотерапия в рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний.
Перечисленные направления практической психологии расположены по возрастанию степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.
В настоящее время сложилось несколько основных сфер применения практических психологов в нашей стране:
— система морально-психологического обеспечения деятельности силовых структур;
— система образования и дошкольного воспитания (детсады, школы, гимназии, вузы);
— клинические и другие медицинские учреждения;
— экономическая сфера (службы социального развития, кадровые службы организаций и предприятий и т.п.);
— центры психологической помощи, службы семьи и брака и пр.
Работа в каждой из этих сфер предполагает следующие варианты реализации психологом своего профессионального предназначения (О.В.Соловьева, 1997): психологическая консультация, клуб и социальная организация. Работая в психологической консультации, психолог ведет прием клиентов, предлагая им определенные средства социально-психологического воздействия. Своеобразие работы в клубном пространстве связано с тем, что любая клубная структура объединяет свободно собравшихся людей, поэтому психологу приходится считаться с их интересами. Работа в организации предполагает закрепление за психологом ряда служебных функций, реализация которых порой выходит за рамки его профессиональной ответственности.
4.Назовите специфические особенности и основные этические принципы работы телефона доверия.
Основными принципами работы телефонного консультанта являются анонимность и доверительность (конфиденциальность) .
При обращении в службу «Телефон доверия» абонент не обязан называть себя или сообщать о месте своего нахождения. Это дает ему возможность свободно говорить о личных проблемах и сложных ситуациях, которые в силу анонимности оказываются как бы отделенными от него, и абонент может на них взглянуть со стороны. У одних это отношение формируется постепенно в ходе консультативного диалога, другие используют анонимность, обсуждая ситуации, которые случились якобы с их близкими или знакомыми, но на самом деле имеющие отношение непосредственно к ним. И в том и в другом случае консультанту необходимо формировать и поддерживать у абонента благоприятную для психологической коррекции позицию «взгляда со стороны», способствующую более продуктивному восприятию сложной кризисной ситуации.
В свою очередь, телефонные консультанты не должны предоставлять абоненту информацию, которая поможет найти их вне стен службы. Помещение службы «Телефона доверия» должно быть открыто только для дежурных сотрудников. О его расположении не следует сообщать не только абонентам, но и родственникам или друзьям сотрудников. Во время дежурства в комнате консультантов должны находиться только дежурные работники. Последняя рекомендация также носит принципиальный характер.
Доверительность или конфиденциальность работы службы обеспечивается тем, что все без исключения телефонные разговоры, журналы или иные формы регистрации телефонных бесед, картотеки и информационные материалы доступны только сотрудникам службы. Этой информацией не следует делиться ни с кем вне ее стен, включая родственников, друзей или знакомых. Обсуждение телефонного разговора возможно только между дежурными сотрудниками или супервизором при необходимости в оказании взаимопомощи, а также во время обучающих занятий — с использованием лишь фабулы соответствующей консультативной беседы. Следует воздерживаться не только от предоставления информации, помогающей абоненту позвонить конкретному сотруднику службы, но и от сообщений о графике своей собственной работы. Из этого правила могут быть лишь очень редкие исключения, согласованные с супервизором или руководителем службы.
Разумеется, невозможно сохранить абсолютную тайну работы в службе «Телефона доверия». При этом в беседах с родственниками или знакомыми для удовлетворения возникающего интереса вполне достаточно самых общих сведений, касающихся дежурств. Столь же относительными должны быть сведения о конкретной проблематике консультативных бесед. Опыт телефонной помощи показывает, что существуют определенные типы сходных по содержанию бесед. Их изложение поможет консультанту сохранить принцип доверительности и, в то же время, описать деятельность службы окружающим, способствовать формированию общественного мнения о важности неотложной телефонной помощи или рассказать о ее работе в целях рекламы. Возможно использовать такие типичные примеры из работы службы, как «ссора между супругами», «конфликт с родителями», «нежелательная беременность», «одиночество после смерти близкого человека», «агрессия в состоянии алкогольного опьянения», «страдающий психическим заболеванием вне стен больницы» и т.п. При этом во время рассказа следует прежде всего сосредоточиться на Вашей роли в службе, на том, как Вы помогли абоненту в конкретном случае, как Вы вели беседу, приведя ее к успешному завершению, что Вы делали, чтобы человек раскрыл Вам мысли и чувства, как Вы помогали поиску возможного правильного решения. Все это (при сохранении конфиденциальности) поможет более полно раскрыть механизм работы и помощи службы «Телефона доверия».
Кроме анонимности и конфиденциальности, консультанту следует придерживаться и некоторых других общих правил работы психолога-практика.
1. Во время дежурства консультант должен быть сыт: голод зачастую оказывается сильнее мыслей об абоненте или своевременного проявления сочувствия.
2. Консультант должен быть принят в команде своих коллег.
3. Консультант должен быть сексуально удовлетворен: в противном случае никак не избежать навязчивых проекций своих проблем на абонента или контрпереноса1.
1 Это правило формулируется часто, но не должно пониматься буквально; точнее было бы говорить о необходимости работы с собственными сексуальными проблемами.
4. Консультант должен быть в ясном сознании: недопустимы сонливость или прием алкоголя.
5. Консультант должен чувствовать себя независимым, в частности от взаимоотношений с вовлеченными в консультирование коллегами.
6. Консультант не должен манипулировать абонентом.
7. Консультант не должен бояться эмоций клиента и своих собственных.
8. Консультант не должен оценивать клиента или давать советы: главное — довести проблему клиента до того уровня, когда он сможет ее осознать.
9. Консультант обязан участвовать в текущих учебных сессиях, которые должны проводиться службой не реже 2 раз в месяц.
10. Консультант должен периодически работать с сотрудниками, являющимися супервизорами службы: это является неплохим средством для профилактики феномена «сгорания» и возникновения «идеи величия».
Анонимность и конфиденциальность представляют собой не только организационные, но и основные этические принципы телефонной помощи. И если в разных странах организационные подходы в ее оказании могут различаться, то этические правила являются весьма сходными.
5.Раскройте роль супервизии в работе психолога-консультанта.
В буквальном смысле слова супервизия расшифровывается как "надзор". Но сегодня профессионалы понимают этот термин несколько по-другому: ныне супервизия стала синонимом наставничества. Супервизию не случайно называют "терапией терапии", ведь она является смысловым и ценностным ядром любой профессиональной психотерапевтической подготовки.
Зачем вообще нужна супервизия? Когда будущий терапевт заканчивает обучение и проходит обязательную терапевтическую практику, необходимо, чтобы кто-то наблюдал за тем, чтобы тот не навредил ни себе, ни своим клиентам. Супервизор берет своего протеже под опеку и полностью несет за него ответственность. Посессионно анализируя его индивидуальные навыки работы, стиль, методы работы с клиентом, супервизор стремится к разрешению проблем, возникающих во время того или иного сеанса и, если требуется, направляет супервизирумого на индивидуальную терапию. Так или иначе, супервизия всегда идет с терапией рука об руку: сегодня они по праву считаются двумя сторонами одной медали.
Прошлое и настоящее
Еще в середине прошлого столетия супервизия ограничивалась устным изучением избранных записей психоаналитических сессий. Сегодня супервизия использует все современные технологии: звуковые записи сеансов, общение с супервизируемым по скайпу, видеосъемку… Супервизия XXI века не только опирается на индивидуальное внутреннее мировосприятие супервизора и его персональную философию, но и акцентирует внимание на чувствах и ощущениях, которые происходят "здесь и сейчас".
Будучи сотрудничеством двух профессионалов, более опытного и менее опытного, современная супервизия всегда является творческим процессом. Сегодня она не связывается с какими-то определенными психоаналитическими теориями. Супервизия сегодняшнего дня ориентирована на интеграцию различных терапевтических моделей. На текущий момент всё более и более популярной становится "эклектическая" супервизионная модель, где воедино соединяются техники самых разных школ и направлений.
Стадии супервизии
Так или иначе, супервизия символизирует собой эволюцию от самоидентификации к достижению автономии. Супервизия стадиальна: часто для иллюстрации ее стадий используется аналогия с игрой в шахматы.
Сперва обе стороны оценивают друг друга, обозначая взаимные слабые и сильные стороны. Это стадия предвкушения и ожидания, часто сопровождающаяся тревогой со стороны супервизируемого насчет собственной компетентности.
Затем, в миттельшпиле, происходит постепенное вовлечение супервизора в игру. Подопечный супервизора оказывается крайне зависим от его оценки. Первоначальное чувство всемогущества может смениться чувством вины за собственное несовершенство. Но, так или иначе, в итоге будущий психоаналитик или психотерапевт все увереннее и отчетливее формирует для себя ответ на вопрос "кто я такой".
И в конце наступает эндшпиль. Наступает фаза сепарации: супервизируемый постепенно отделяется от супервизора. Начинающий терапевт обретает возможность действовать самостоятельно, а не полагаться во всем на своего наставника. Главенствующим принципом становится принцип коллегиальности, когда и учитель, и ученик ставят во главу угла сотрудничество на равных.
Сегодня супервизия — это не только возможность оценить со стороны себя как специалиста, но и способ сформировать свою профессиональную идентичность. Так или иначе, не зря говорится, что лишь в глазах другого человека можно обнаружить свое собственное отражение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность психологического консультирования
В статье рассматриваются вопросы актуальности психологического консультирования в дошкольном образовании....
Информационно - психологическое консультирование семьи.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...
Психологическое консультирование родителей, имеющих гиперактивного ребенка
Гиперактивность является распространенным нарушением дошкольного возраста и представляет собой сложную и актуальную мультидисциплинарную проблему. Имея в своей основе биологические механизмы, он...
Консультация для родителей "Влияние психологического консультирования на уровень тревожности младших школьников"
Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами влияют на нее....
«Психологическое консультирование родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду»
Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни родителей, воспитателей и детей. Поэтому психологическая помощь в такой период нужна всем.Адаптация -1) совокупность особе...
Структура психологического консультирования
Практика психологического консультирования в системе дошкольного образования переживает в настоящее время период своего активного становления. За психологической консультацией обращаются родители...
Серийные рисунки и рассказы в психологическом консультировании
Эффективность применения искусства в контексте лечения основано на том, что оно дает возможность экспериментировать с эмоциями и чувствами, исследовать их и выражать на символическом уровне....