Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе по ФГОС с использованием ИКТ
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Романова Марина Геннадьевна

НОД по познавательному развитию на тему: " Земля, Солнце и другие планеты Солнечной системы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc78 КБ
Файл zemlya_kosmos.pptx1.53 МБ
Microsoft Office document icon samoanaliz1.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №2 «Светлячок»

р.п.Базарный Карабулак, Саратовской области

                                 Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

 в подготовительной группе на тему:

                    «Земля, Солнце и другие планеты

                            Солнечной системы»

                                                                           

                                                                               Подготовила:  воспитатель -

 Романова Марина Геннадьевна

20.04.2017 г.

                                 Конспект НОД

Возрастная группа: подготовительная

Тема НОД: «Земля, Солнце и другие планеты Солнечной системы»

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей;

- социально-коммуникативное развитие

- речевое развитие

Цель: Закрепить и расширить знания детей о планете Земля, Солнечной системе, смене дня и ночи,  притяжении Земли.

Задачи:

Образовательные:

            - формировать представление детей о строении Солнечной системы, смене дня и ночи

- подвести детей к пониманию, что наша планета Земля обладает силой притяжения

- формирование познавательных умений и навыков

            - активизировать словарь астрономическими терминами

Развивающие:

            - развивать познавательно-исследовательскую деятельность;

            -  развитие мышления, воображения, память, мелкой моторики, связной речи.

Воспитательные: 

- воспитывать доброе, внимательное, заинтересованное отношение к окружающему миру   - формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов,     делать выводы, обобщения.

- воспитание навыков сотрудничества и  взаимопомощи

Методы работы:

1. Практические (опыты, эксперименты)

2. Наглядные (рассматривание иллюстраций, слайдов, видео)

3. Словесные (вопросы, пояснения, выводы)

Словарная работа:

            -  загадывание загадок, постановка вопросов на закрепление и расширение знаний детей,   объяснения заданий;

Виды деятельности:  словесная, игровая, двигательная, практическая.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игровые ситуации и упражнения, дидактические игры, физминутка, проблемные ситуации, ситуативный разговор, отгадывание загадок, демонстрация слайдов и видео.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, ноутбук, стол для игры, запись музыки, презентация, макет солнечной системы, освещение (создание эффекта звездного неба) глобус, фонарик, калейдоскопы (на каждого ребенка), письмо, карточки (с изображением созвездия Большой Медведицы),карандаши цветные, магнитная доска, планеты Солнечной системы на магнитах.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы, загадывание загадок, ознакомление с Солнечной системой, рассматривание и зарисовка созвездий, просмотр презентации  о космосе.

Содержание непрерывной образовательной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

                                                     Вводная часть(мотивация)

Воспитатель: 

 - Ребята, сегодня у нас гости, поприветствуем их.

Звучит музыка (Звуки Космоса). Показ слайдов: Вселенная.

Воспитатель: Ребята, кто знает?:

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется…

      Показ слайда: Земля.

А над нами, а над нами

Луг с волшебными цветами.

Золотистые Цветы

Расцвели средь темноты.

     Показ слайда: Звезды.

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

 И не пекарь, а печет?

      Показ слайда: Солнце.

Воспитатель: - Правильно вы отгадали мои загадки. А вы хотите наблюдать за звездами и планетами?

 - Приглашаю вас в планетарий.

Дети:

-  Здравствуйте!

Дети: Земля

Дети: Звезды

Дети: Солнце

Дети: Хотим.

                                                           Основная часть

Воспитатель: - Ребята, а как называются люди, которые изучают планеты и звезды?

Воспитатель: Предлагаю детям посмотреть в «телескоп». - Что вы видите?

 - Посмотрите, что вы видите над собой?

- Какие планеты вы знаете?

 - У каждой планете есть своя орбита, то есть - путь (дорожка).

Группа планет, которые вращаются вокруг звезды  Солнце, называют Солнечной системой. Солнце является главным источником света и тепла в Солнечной системе. До не давних пор   было принято считать, что планет всего 9. К этой группе планет относился Плутон, он считался 9-й планетой от Солнца. Однако, из-за его значительной отдаленности от Солнца и небольших размеров, он был исключен из этого списка и назван планетой-карликом.

Ребята, хотите сами составить Солнечную систему?

Молодцы, хорошо справились.

Ребята, сегодня к нам в садик пришло письмо от Астрономов из самого главного Планетария России. Они просят вас разгадать загадку. У вас у каждого  лежит карточка. Что на ней вы видите?

 Чтобы узнать, нам надо соединить цифры прямой линией по числовому порядку. Давайте попробуем!

Что у вас получилось?

Слайд – Созвездие Большая Медведица.

Ребята, а хотите, как ученые-исследователи, провести опыт?

Проходите в лабораторию.

Посмотрите, что у меня есть?

 Это глобус. А что такое глобус?

 Модель Земли, ее уменьшенная копия.

 Какой он формы?

Для чего нужен глобус?

 Глобус нужен для изучения планеты Земля.

 С помощью него изучают материки и океаны. Проводят исследования и делают опыты.

Посмотрите и скажите, какой цвет преобладает на глобусе?

А что он обозначает?

Мы с вами знаем, что все планеты в Солнечной системе  вращаются вокруг Солнце. Планета Земля крутится вокруг своей оси и поворачивается к Солнцу разной стороной. Там, где Солнце освещает Землю своими лучами –день. В той части Земли, где не освещает – ночь. Так день сменяет ночь, а ночь - день (показ на глобусе - освещенность). Вот обернулась Земля - прошли сутки. Так устроена природа.

- А кто может сказать, что такое ночь? 

Представьте, что вы ученые-исследователи.

ОПЫТ: глобус, фонарик.

У меня есть фонарик. Давайте  мы с вами проведем опыт. Представьте, что фонарик - это Солнце. Посветим фонариком на глобус. Как вы думаете, там где освещает фонарик глобус -  какое время суток?

 Там, где светло - день, там, где темно - ночь. Давайте будем медленно крутить глобус. Смотрите, что получается: день сменяет ночь.

Давайте наш с вами опыт зарисуем.

Кто хочет попробовать?

Ребята, хотите поиграть? Приглашаю на разминку.

Физминутка — разминка.

В тёмной, вечной тьме могучей  Руки вверх, в стороны вниз
Только руку протяни,  потянулись руки вверх
Ты ухватишься за звёзды:      руки в кулачки сжимать
Рядом кажутся они.                  Руки перед глазами
Можно взять перо Павлина    ноги вместе, руки вверх, покачать
Тронуть стрелки на Часах   наклон вниз, руки машут тик-так
Покататься на Дельфине,  присесть, руки вперёд
Покачаться на Весах.                 Ноги на ширине плеч,
Руки в стороны, покачаться

- Ребята, мы с вами знаем, что Земля круглая, тогда почему реки и моря не выливаются? И что заставляет их течь по Земле? Давайте подумаем.

- Действительно, есть такая невидимая сила, которая, удерживает, притягивает реки к Земле. Но только ли воду в реках она притягивает? А вас она может притянуть или нет?

- Ребята, давайте сами проверим, держит ли нас эта сила. Подумайте, как мы можем это сделать?

 Правильно, попробуем подпрыгнуть повыше вверх и задержаться в воздухе.

- Ну что, получается? Ничего не получается? Все время падаете на Землю? Да, человек летать не может. Его тоже притягивает к Земле какая-то сила. Наша планета Земля ведет себя как огромный магнит. Она стремится притянуть все вниз, к своему центру. Это явление называется силой земного притяжения или тяготения. Что бы могло случиться, если бы не было этой силы?

Не будь силы тяготения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли и улетали бы в космос.

Хотите посмотреть мультфильм, в котором Фиксики рассказывают о земном притяжении?

Показ фрагмента из мультфильма «Фиксики» о притяжении Земли.

Дети: Астрономы

Дети: Смотрят и говорят, что видят (звезды, звездное небо)

Дети: Планеты. Солнечную систему.

Ответы ребят: Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Земля, Венера,

Уран, Меркурий.

Ответы детей: Хотим.

На магнитной доске составляют Солнечную систему.

Дети: Звездочки с цифрами.

Дети: Соединяют цифры карандашами и получаются созвездие.

Ответы детей: Созвездие Большая Медведица.

Ответы детей: Хотим.

Ответы детей: Глобус.

Ответы детей: Это модель земли.

Ответы детей: Круглый, шарообразный.

Ответы детей: Для проведения опытов. Исследований.

Ответы детей: Синий цвет. Голубой.

Ответы детей: Он обозначает воду. Реки, моря, океаны.

Ответы детей: Время суток. Когда хочется спать и темно.

Ответы детей: Это время суток называется – день.

Дети: Наблюдают, делают выводы.

Выходит ребенок и зарисовывает.

Круг, изображающий Землю делит пополам и закрашивает одну часть (к Солнцу) желтого цвета, другую темным.

Ответы детей: Хотим.

Ответы детей:

Действует сила. Она называется силой притяжения.

Ответы детей: Эта сила может притянуть любые предметы.

 И человека может притянуть.

Можно подпрыгнуть.

Дети проводят эксперимент.

Ответы детей. Нет, не получается. Возвращаемся обратно на землю.

Ответы детей: Мы улетели. Всех унесло в космос.

Ответы детей: Хотим.

                                           Заключительная часть (рефлексия)

- Ребята, о чем мы с вами посмотрели в  мультфильме?

- Какой опыт мы проводили?

- Что такое Солнечная система?

 Смотрю на глобус - шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: "Сберегу,

Я сберегу вас, сберегу!"

(Е. Шкловский)

Наше путешествие закончилось.

Всем спасибо!

Ответы детей: Про притяжение Земли. Все что есть на земле притягивается к ней, потому что земля как магнит. Если бы не было силы притяжения, то мы улетели в космос.

Ответы детей: Мы проводили опыт с глобусом и фонариком. Планета Земля крутится вокруг своей оси и поворачивается к Солнцу разной стороной. Там, где Солнце освещает Землю своими лучами –день. В той части Земли, где не освещает – ночь.  Наблюдали, как день сменяет ночь. Что день и ночь – это сутки.

Ответы детей: Солнечная система – это группа планет, которые вращаются вокруг Солнце.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №2 «Светлячок»

р.п.Базарный Карабулак, Саратовской области

                                     Самоанализ

непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

 в подготовительной группе на тему:

                «Земля, Солнце и другие планеты

                         Солнечной системы»

                                                                             

                                                                                Подготовила:  воспитатель -

                                                                                Романова Марина Геннадьевна

                                                                                20.04.2017г.



Предварительный просмотр:

Целью непосредственно образовательной деятельности было закрепить и расширить знания детей о планете Земля, Солнечной системе, смене дня и ночи, притяжении Земли.

Мной были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

            - формировать представление детей о строении Солнечной системы, смене дня и ночи

- подвести детей к пониманию, что наша планета Земля обладает силой притяжения

- формирование познавательных умений и навыков

            - активизировать словарь астрономическими терминами

Развивающие:

            - развивать познавательно-исследовательскую деятельность;

            - мышление, воображение, память, мелкую моторику, связную речь.

Воспитательные: 

- воспитывать доброе, внимательное, заинтересованное отношение к окружающему миру

- формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов,     делать выводы, обобщения.

- воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи

 Присутствовала интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,   речевое развитие.

Была проведена предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы, загадывание загадок, ознакомление   и изготовление Солнечной системы, рассматривание и зарисовка созвездий, просмотр презентации и мультфильмов о космосе.

Занятие состояло из трех частей, и было построено в виде игры-путешествия.

 Вводная часть была направлена на организацию детей, создание  положительного эмоционального настроения и мотивацию к предстоящей деятельности. Детям было предложено посетить Планетарий. На организационном этапе НОД применила методические приемы:

 - наглядные ( показ слайдов)

 - словесные ( вопросы и загадки, уточнение, поощрение).

Вторая (основная) часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, закрепление навыка.

Ребята на магнитной доске расставляли планеты на орбиты, на карточках соединяли звездочки по числовому порядку и получили созвездие Большой Медведицы.

 В лаборатории дети рассматривали глобус и провели опыт: определяли время суток – день и ночь. Полученные  знания закрепили зарисовкой опыта. Провели эксперимент ( можем ли мы задержаться в воздухе). Был показан на закрепление знаний о притяжении Земли мультфильм.

На протяжении непосредственно образовательной деятельности  использовала методические приемы:

-  наглядные ( рассматривание иллюстраций, макетов, слайдов),

- словесные (пояснения, выводы, вопросы)

- практические (опыты, эксперименты).

-  игровые ( чтения письма от Астрономов Главного Планетария России, появление Звездочета), дидактические игры  ( составление Солнечной системы), пальчиковая гимнастика.

Для повышения мотивации к участию в  предстоящей деятельности, на каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, дидактические игры, мультимедийная установка, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Были изготовлены дидактические игры: Солнечная система, карточки созвездия Большой Медведицы и наглядные пособия: макет Солнечной системы, телескопы.

 В середине НОД с целью повышения  умственной работоспособности и снижения утомления была проведена  физкульминутка.

Третья часть НОД включала в себя рефлексию, подведение итога. В этой части я использовала словесный метод (вопросы, выводы).

НОД  соответствовало общим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям.

Считаю, что через реализацию всех поставленных задач, мне  удалось достичь цели занятия. Основная масса детей справилась с   заданиями.

Использование различного оборудования и материалов на занятии, позволили мне удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Здравствуй, милая картошка!»

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Здравствуй, милая картошка!»...

Конспект НОД "Познавательное развитие" в подготовительной группе "Школа юных космонавтов"

Занятие в игровой форме позволяет обощить и систематизировать представления детей 6-7 лет опо теме "Космос"...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе по ФГОС Тема:Секретный воздух

Тема: Секретный воздухЦель: Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.Задачи:           Образовате...

План-конспект по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ «Знакомство с Красной книгой»

формирование понятий о Красной книге; ознакомление с редкими видами животных нашего края; закрепление правил поведения в природе; воспитание у детей бережного отношения ко всему живому на Земле....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Воздух»

Конспект занятия по познавательному развитиюв подготовительной группе по ФГОСТема: «Воздух»Цель: Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирован...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Профессия строитель» с использованием цифровой лаборатории «Наустим» - модуль «Курс логики базовый»

Данный конспект НОД разработан для детей подготовительной группы по познавательному развитию с примененим цифровой лаборатории "Наустим", модуль "Курс логики базовый", что способст...