Решение образовательных задач в группе раннего возраста в ходе реализации проектов с семьями воспитанников
статья на тему
Из опыта работы по проектному методу с семьями воспитанников раннего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Решение образовательных задач в группе раннего возраста в ходе реализации проектов с семьями воспитанников.
ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ детский сад №26
п. Горноуральский
КУЗЬМИНА РАИСА ВИТАЛЬЕВНА
2017 г.
Родители и я, как педагог,– воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда я – воспитатель и родители моих подопечных станем союзниками.
Основная цель моего взаимодействия с родителями - создание единого образовательного пространства «детский сад - семья.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности взрослых и детей считаю проектную деятельность. Именно проектная деятельность играет огромную роль в развитии партнерских отношений, овладение коллективной деятельностью, направлена на социально - коммуникативное, познавательное, речевое и художественно – эстетическое развитие участников проекта с целью его реализации.
Ранний возраст – это период, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Причём все это не возникает само по себе, а требует непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Актуальность проектной деятельности с родителями детей раннего возраста:
- усиление внимания к вопросам развития речи, познавательных способностей и восприятия в раннем возрасте;
- необходимость реализации требований стандарта:
осуществления личностно – ориентированного взаимодействия с детьми;
привлечения родителей к непосредственному участию в воспитательно – образовательном процессе.
Метод проектов возможно использовать в сочетании с ООП ДОУ. Программа «Детство» предусматривает тематическое планирование образовательного процесса. Темы проектов, реализуемых мною в группе, сочетаются с темами, предусмотренными этой программой. Это позволяет достигать динамичных результатов в усвоении детьми определенных знаний.
Дети раннего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит мне как педагогу. Я определяю проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. В работе с малышами ввожу только элементы проектной деятельности. Начинаю использовать этот метод прежде в работе с родителями. В этом возрасте дети являются лишь наблюдателями, помощниками мне и родителям. Осуществление проектных задач воспитанниками происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. Побуждаю родителей стать непосредственными участниками процесса, помочь «навести » ребенка на проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместную деятельность.
Суть проектов: установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников в целях объединения усилий для полноценного развития и воспитания малышей.
Направление проектов:
- развитие познавательного интереса
- развитие игровой деятельности, как условия проявления собственной инициативы ребенка
- приобщение детей к элементарной продуктивной деятельности
В рамках познавательно – речевого развития у детей формируются действия с предметами (дидактическими игрушками, природным и многофункциональным материалом). Происходит знакомство с названием и назначением предметов и объектов, их основными свойствами (цвет, форма, величина) и качествами (теплый), холодный, мягкий и др..
Одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, чему помогает взаимодействие с родителями воспитанников. Использование слов типа “покажи”, “принеси”, “сделай то-то” способствует развитию понимания речи; при создании необходимых условий – развивается понимание ребенком слов, обозначающих количество (много-мало, один-два, пустой-полный), размер (большой-маленький), пространственные отношения (в, над, под, за и пр.)
Развивается диалогическая речь, дети упражняются в правильном произношении звуков.Формируются элементарные представления о природе, животных, живущих рядом, растениях, природных явлениях (солнышко, дождик и пр.).
Родители, участвуя в реализации проекта, становятся не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и мне, как педагогу в процессе работы над проектом, но и являются непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов ребенка.
Хочу привести в качестве примера реализованные мною проекты.
Проектный метод помог мне познакомить воспитанников с филимоновской народной игрушкой и матрешкой, а так же с самыми разнообразными игрушками, которые сделаны руками наших родителей. Родители лепили игрушки из теста, шили, использовали бросовый материал, помогли приобрести фотоальбомы, разучивали потешки, стихи, рисовали, играли с нами.
Проект «Умная игра» с использованием блоков Дьенеша реализован с целью формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста. Знакомство с развивающими играми происходит в тесном сотрудничестве с педагогом - психологом детского сада. Для родителей был проведен мастер – класс, показаны видеоролики с записью игр с блоками, подготовлена выставка развивающих игровых пособий с малышами.
С целью формирования элементарных навыков экспериментирования, развития мелкой моторики, обогащения и активизация словаря реализовала проект «Здравствуй, песок!». Мы познакомили ребят со свойствами сухого песка, учили играть рядом, называть свои действия, выполнять инструкцию. А родители помогали детям развивать полученные навыки в дворовых песочницах.
Проект «Игра учит общению» помог в освоении коммуникативных музыкальных игр. Использую в работе с родителями такую форму, как совместная НОД. Мы вместе проводим наши первые музыкальные праздники.
Проект «Чудо – пенка», целью которого было развитие тактильных ощущений, творческое мышление, обогащать эмоциональное восприятие через экспериментальную деятельность, помог мне познакомить ребят с необычными свойствами обычных предметов. Дети учились делать «мороженное», «воздушные шары», ловили мыльные пузыри, рисовали пенкой на стекле. Родители были привлечены к реализации проекта и представили нам свои идеи в стенгазетах. Во всероссийском дистанционном конкурсе «Радуга Талантов» в январе 2017г. проект занял втрое место в номинации «Лучший проект воспитателя».
Результаты проектной деятельности:
- у детей формируются устойчивые навыки коммуникативного взаимодействия,
- значительно повысилась речевая активность воспитанников,
- возросло умение детей к проявлению собственной инициативы;
- родители, участвующие в совместных проектах, узнают новые способы взаимодействия с ребенком;
- повысился уровень родительской компетентности по вопросам использования предметов декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей раннего возраста.
Таким образом, хочу отметить, что проектная деятельность в группах раннего возраста одним из важных условий реализации ФГОС ДО и создает условия для формирования у родителей представления о развитии своего ребенка, что укрепляет психологическое здоровье семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/17/picture-894744-1729132986.jpg)
Журнал учета хода и содержания образовательного процесса в группе раннего возраста
Усвоение детьми программного материала...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-145227-1417984619.jpg)
Мероприятия при совместной деятельности с детьми группы раннего возраста в процессе реализации проекта "Нам водица добрый друг"
Использованные мероприятия по проекту в рамках лексических тем по разным образовательным областям...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/29/picture-800445-1467223651.jpg)
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Развитие речи.
Группа раннего возраста. Развитие речи....
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»
Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/08/picture-1276439-1602182675.jpg)
"Современные подходы к организации образовательного процесса в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Доклад на методическое...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-881304-1485016415.jpg)
Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников группы раннего возраста «Неваляшки» по реализации основной образовательной программы МБДОУ д/с № 35
Реализация содержания программы направлена на активное вовлечение родителей в жизнь детского сада, их участие в воспитательно-образовательной работе с детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/03/picture-1544444-1733223506.jpg)
Предметная деятельность как средство формирования познавательной активности детей раннего возраста в ходе реализации программы «Первые шаги» Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой
От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. Вопрос о развитии позн...