"Как жили славяне"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
НОД по ознакомлению детей подготовительнй группы с народным бытом предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Заокский детский сад № 3 комбинированного вида»
«Как жили славяне»
Конспект организованной
образовательной деятельности
в подготовительной группе
по патриотическому воспитанию.
Воспитатель: Стракашина Л.В.
п. Заокский 2012 год
Место проведения: мини-музей «Славянская изба»
Цель: Познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей.
Обогащение словаря: славяне, древние поселения, коромысло, ухват, рушник, чугунок, срубы.
Активизация словаря: прялка, колодец, филимоновские игрушки, глиняная посуда, печь, дрова, сани, люлька, колыбельные песни.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением древних славян, древних поселений, князя Святослава Мудрого. Предметы народного быта, звукозапись древнеславянских колыбельных песен.
Предварительная работа: экскурсии в мини-музей «Славянская изба», знакомство с предметами народного быта, занятия на тему: «Как выращивают хлеб», беседы о России и людях разных национальностей, рассматривание иллюстраций о России, Туле, земли Заокской, изготовление филимоновских игрушек.
Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, художественная литература, музыка.
ХОД ООД
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Дж. Родари «Всеобщая история»:
Поначалу в жизни нашей
Было все не так, как надо.
Много сил, вложили люди,
Чтобы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок,
Чтоб подняться в горы.
Без мостов речушки были,
Недоступны, словно море.
Не было нигде скамеек,
Чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей,
Ни большим, ни малым…
Были только у людей
Руки – только руки.
И трудился предок наш,
И не знал он скуки.
Воспитатель: История нашей страны начинается в давние-давние времена, когда не было на Земле ни вас, ни ваших родителей, ни ваших бабушек и дедушек, ни даже нашей страны России. Тогда селились в лесистых местах на берегах рек наши далекие предки.
- Как вы думаете, кто такие предки? (ответы детей).
Предки – это люди, которые жили на нашей земле много-много веков назад.
Лес давал людям дрова, пищу, а река – рыбу, воду. Не зря говорилось: «Огонь – беда и вода – беда, а пуще беды – без огня и без воды» или: «Возле леса жить – голодному не быть».
Первыми поселились на территории русской земли наши предки – древние славяне. Славяне – значит славные, хорошие люди. (Посмотрите на иллюстрацию). Славяне были сильными, мужественными людьми. Как они выглядели?
Дети вместе с воспитателем описывают внешний вид древних славян:
голубые глаза, светлые волосы, высокий рост.
Жили древние славяне в деревянных домах – срубах, которые строили из бревен, сообща, помогая друг другу (показывает иллюстрацию). Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами. Да и не выжить было человеку в те далекие времена в одиночку. Нужно было защищаться и от диких животных, и от врагов, поэтому вокруг поселка строили высокую колючую изгородь – частокол. Мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины собирали в лесу грибы, ягоды, лекарственные растения: ведь аптек тогда еще не было. Жили славяне большими группами – племенами. За то, что дома славян были из дерева, их поселения стали называться деревнями. Враги часто называли славян Русью. Поэтому и земли, на которых они поселились, стали со временем называть русскими землями.
Постепенно славяне стали осваивать скотоводство и земледелие.
Вопросы: - Как вы думаете, что такое скотоводство?
- объясните слово «земледелие».
Для этого они расчищали в лесу участки от деревьев, распахивали землю, сеяли зерно. Так славяне научились выращивать хлеб. Очень много труда приходилось прикладывать древним славянам, чтобы вырастить хлеб. Только представьте, в те времена не было никакой техники и машин, которые помогали бы людям, все приходилось древним славянам делать вручную: пахать землю, молоть зерно, печь хлеб.
Вопросы: - Что нужно кроме муки для того, чтобы испечь хлеб?
- Где брали люди воду?
- Из чего складывали колодец?
- В чем носили воду?
- Как называется деревянная дуга, с помощью которой поднимали и несли ведра с водой?
Воспитатель демонстрирует работу колодца и использование коромысла.
Поговорка: Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).
Вопросы: - В чем русские люди пекли хлеб?
- Почему эти печи называют русскими?
- В чем их отличие от других печей?
Воспитатель вместе с детьми рассматривают макет русской печи в натуральную величину).
Печь в русской избе была самым необходимым предметом: ею обогревались, в ней готовили пищу, на ней спали. Русские люди очень любили печь, поэтому придумали о ней много пословиц и поговорок, например:
- Печь нам мать родная. На печи все красное лето.
- Что есть в печи, все на стол мечи;
- Когда в печи жарко, тогда и варко;
- Из одной печи, да не одни калачи;
- Лежебок хочет есть, да не хочет с печи слезть.
Вот какими трудолюбивыми были наши предки.
Не было в те далекие времена и магазинов, поэтому людям все приходилось делать самим.
Посмотрите внимательно вокруг и скажите:
Вопросы: - Что вы видите вокруг сделанного вручную?
- Из чего сделаны эти предметы?
- Как их использовали люди?
- Что получали с помощью этих предметов? (прялка, посуда, валенки, коврики, куклы, народные игрушки).
Воспитатель коротко рассказывает об использовании названных предметов.
Вопросы: - А это что за предмет? (люлька)
- Из чего она сделана?
- Для чего она нужна?
- Как убаюкивали младенцев в старые времена?
Сейчас мы с вами послушаем древнеславянскую колыбельную песню. Такие песни пели матери, чтобы убаюкать дитя.
Как вы думаете, что было необходимо человеку для жизни в первую очередь? (ответы детей).
И одежду и посуду, и обувь, и оружие для охоты – все славяне делали сами. Так появились первые ремесла и мастера, которые могли делать свое дело лучше других.
Вопросы: - А какие ремесла появились и сохранились до наших дней в городе Туле?
- Назовите предметы, изготовленные Тульскими мастерами.
После трудного трудового дня люди отдыхали: кто лежал на печи, кто пил чай, кто-то убаюкивал ребенка. В печи готовился ужин, на столе кипел самовар… А чтобы было веселей играли на балалайке и гармони. Балалайка – это самый древний русский народный инструмент (показывает балалайку).
Вопрос: - А где родилась гармонь?
- Что делали люди, когда звучала гармонь?
- Хотите поплясать под гармонь?
Под звукозапись дети выполняют русские народные движения.
По-разному веселились люди в старину. Молодые парни и девушки играли в народные игры.
- Какие народные игры вы знаете?
- Хотите поиграть в народную игру?
- В какую народную игру вы хотите поиграть?
Проводится народная игра «Бояре».
Воспитатель: Постепенно деревни разрастались, становились все больше и больше. Стали появляться первые города. Самым главным городом Древней Руси был Киев. Это был самый красивый и богатый город того времени. Слава о древнем Киеве разошлась далеко за его пределы. Правил тогда великий князь Ярослав Мудрый. Его не зря прозвали Мудрым. Ярослав был очень справедливым и умным человеком. Он заботился о своем народе, о защите государства от врагов. При Ярославе Мудром древнерусское государство стало расти и процветать. Русь стала одной из самых могучих стран того времени.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Н. Кончаловская.
Итог ООД
Воспитатель: - Кто такие предки?
- Как назывались наши предки?
- Как они жили? Чем занимались?
- Назовите самый главный город Древней Руси?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож
Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

"Жили- были ручки, жили- были ножки"
Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности. Именно координационные способности существенно влияют на формирование умств...

Конспект по формированию целостной картины мира "Как жили славяне"
Конспект по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы....

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»...

Проект "Как жили славяне"
Проект расчитан на 4 недели, каждой неделе отводится своя тематика: "Народные промыслы", "Жилище славян", "Убранство и быт русской избы", "Одежда наших предков"...