Проект "Как жили славяне"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Малинина Надежда Михайловна

Проект расчитан на 4 недели, каждой неделе отводится своя тематика: "Народные промыслы", "Жилище славян", "Убранство и быт русской избы", "Одежда наших предков". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_zhili_slavyane.docx231.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по ознакомлению детей  от 5-7 лет с народной культурой и традициями

«Как жили славяне»

E:\фото\IMG-20201015-WA0029.jpg

Разработала:

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Малинина Н.М

Г.Шахунья

2022

Вид проекта: информационно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 4 неделя января - 3 неделя февраля.

Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.

Руководитель проекта: Воспитатель

Актуальность проекта: От того, как будут образовано, а главное, воспитано подрастающее поколение, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить. Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культурных ценностей и народных традиций. Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа. Приступая к составлению проекта, мы, педагоги и воспитанники,  родители, задумались, как построить совместную работу, чтобы наши дети выросли продолжателями традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем мы богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество. Дошкольное детство – время, когда в ребенке закладываются базовые основы и способности познания, общения и деятельности. Рассказав детям об истории нашего города Кизела. У детей появилось много вопросов. А как появилась вода, если не было водопроводов? Тогда пришла идея обратить внимание о происхождении колодцев.Мы предполагаем, что данный проект будет направлен на возрождение традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. Итак, наш проект: «Как люди на Руси жили» направлен на формирования представлений о Родине, развитию патриотических чувств.  Знакомство воспитанников с традициями, русского быта,и передачу их из поколения в поколение. 

Проблема проекта: слабости внутренней и внешней среды препятствуют естественному формированию у детей понятий о русских народных традициях, обычаях связанных с русским бытом, свободному проявлению творческих способностей ребенка. 
Цель проекта:

воспитание интереса у детей к «прошлому родной страны», культуре Русского народа, организация опыта детей через исследование , традиций, русского быта, русской архитектуры. 
Задачи проекта:

1. Вызвать у детей интерес к прошлому родной страны, формировать представления о культуре Русского народа.

2. Развивать исследовательскую активность детей средствами проектного метода: умение принимать и выдвигать познавательные задачи, выдвигать предположения, отбирать способы действий, действовать по плану, анализировать, делать выводы, взаимодействовать с детьми и взрослыми; при работе с «информационным полем» по теме: сравнивать и выделять предметы быта, костюмы, изделия народных промыслов, игрушек, архитектурные формы, характерные для русского народа; создавать декоративное изображение по мотивам русских народных промыслов, создавать постройки, макеты, отражающие старинный стиль характерный для русской деревни.

3. Воспитывать бережное отношение к ценности русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору, собственным творческим работам и работам других детей.

Гипотеза:

Если дать детям более подробные и расширенные знания о жизни славян, то у детей появится интерес к получению знаний о жизни наших предков и истории нашей страны.

Ожидаемые результаты:

  • Приобретение детьми социального опыта в исследовании культурных традиций русского народа. 
    Обогащение предметно - развивающей среды. 
  • Повышение заинтересованности родителей к трансляции культурного опыта детям, возможное внесение в семью национальных традиций

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры,  иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;
  • подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления проведения исследовательской деятельности.
  • подготовка справочно-информационного материала для педагогов и родителей.
  • Объявление о предстоящих творческих выставках и выставке народного костюма.

Первый этап: мотивационный. «Проблемная ситуация

На этом этапе был  проведен опрос детей с использованием  «Модели трёх вопросов».

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Откуда можем узнать?

Славяне – это наши предки, они жили давно.

Они жили в лесу.

Жилище славян – избушка.

Какие семьи были у славян?

Какое было жилище у славян: как строили, как был обустрен быт (мебель, посуда)?

Какую одежду носили наши предки?

Как трудились: женская и мужская работа, что такое ремесло, народные промыслы?

Как отдыхали и отмечали праздники древние славяне?

Узнать у взрослых.

Поискать в интернете.

Прочесть в книге.

Сходить на экскурсию в мини-музей «Русская горница».

Второй этап: разработка (планирование)  проекта

  • обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы (Что?, Где?, Когда?)
  • определение участников проекта (дети, воспитатели, родители).
  • обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться  после окончания проекта (создание выставки работ по изобразительной деятельности по теме «Народные промыслы», «Народная вышивка», выставка кукол в национальных костюмах).

Третий этап: исследовательский

(на основе интеграции образовательных областей).

Январь – 4 неделя
           1 Блок – Народные промыслы России и нижегородской области

Формы работы с детьми

Беседы: 

«Как возникли народные промыслы?», «Наследие наших предков: о  многообразии народных промыслов»,  «Богатство нижегородской сторонки»

Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: 

НДП «Хохлома», «Городецкая роспись», «Дымка», «Каргопольская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Гжель», «Жостово»

Чтение художественной литературы:

пословицы, поговорки, заклички, загадки. Р.н.с. «Морозко», «Каша из топора», «По щучьему велению».

Художественное творчество:

Лепка «Филимоновская игрушка»

Аппликация+рисование «Укрась городецкую посуду»

Рисование «Жостовские подносы»

Виртуальная экскурсия

«Народные промыслы Нижегородской области. Хохлома».

«Народные промыслы Нижегородской области. Городец»

Настольно-печатные игры: 

«Мемо.Глиняная игрушка», «Гжель», «Дымка»

Сюжетно-ролевые игры 

«В музее народного творчества».

Подвижные игры

Народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Салки»

Выставка детского художественного творчества

«В гостях у народных мастеров».

Итоговое мероприятие

«Что, где, когда? Народные промыслы России»

Мастерская народного творчества «Ярмарка чудес»

Формы работа с родителями:

Консультации:

«Как знакомить детей с народным ДПИ»

Папка-передвижка

«Вспомним забытые игры»

                                                           

                                                              Февраль – 1 неделя
                                     2 Блок – Славянская семья. От избы до терема.

Формы работы с детьми

Беседы:

«Славянская семья»

«Жилище древних славян: эволюция жилища, из чего строили» 
«Чем отличалось жилище богатых и бедных людей»  
«Как человек украшал свой дом»

«Русское подворье»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: 

НДП «Жилища на Руси», «Русское подворье», «Славянская семья»

Художественное творчество:

Рисование «Русский терем».

Конструирование из бумаги и картона «Избушка».

Чтение художественной литературы: 

Русские народные сказки «Лиса и заяц»,

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Настольно-печатные и дидактические игры

«Пазлы. Жилище славян»

Подвижные игры:

РНИ «Горелки с платочком»
РНИ «Дедушка - рожок» 
Хороводная игра «Перелёт птиц»

Итоговое мероприятие

Бродилка-викторина «От избы до терема»

Формы работы с родителями

Консультации:

«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»


                                                                     Февраль – 2 неделя

                             3 Блок – Славянская семья. Убранство и быт русской избы.

Формы работы с детьми

Беседы:

«Как устроено жилище славян»
«Каждому свое место» 
«Эволюция мебели» 
«Эволюция посуды» 
«Уклад русской семьи» 

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: 

Рассматривание иллюстраций, картинок, НДП по темам бесед

Художественное творчество:

Аппликация: коллективное панно «Русская горница» 

Чтение художественной литературы: 

Чтение русских народных сказок

Экскурсии:

Музей «Русская горница», виртуальная экскурсия в фольклорно-этнографический музей г.Шахуньи.

Настольно-печатные игры 

Подбери пару «Что было до…»

Подвижные игры:

РНИ «Гори, гори ясно»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Ручеёк»

Итоговое мероприятие

Чаепитие с традиционной народной выпечкой «Красна изба пирогами»

Формы работы с родителями

Консультации:

 «Приобщение ребенка к русским традициям»

Совместное мероприятие

Подготовка выставки-ярмарки «Красна изба пирогами»

                                                             

                                                                   Февраль – 3 неделя
                                   4 Блок – Славянская семья. Одежда наших предков.

Формы работы с детьми

Беседы

«Традиционная русская одежда», «Чем отличается праздничная и повседневная одежда славян»,  «Как делали ткань и из чего», «Украшение народной одежды»

Чтение художественной литературы: 

потешки, русские народные сказки

Художественное творчество:

Аппликация «Укрась русский сарафан»

Рисование «Народный костюм»

Рисование «Узор для вышивки»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: 

«Национальный костюм», «Элементы женского и мужского народного костюма»

Экскурсии

Музей «Русская горница»

Итоговое мероприятие

Выставка детско-родительского творчества «Национальный костюм»

Формы работы с родителями

Папка-передвижка

«Русские ремесла»

Март – 3 неделя

5 Блок – Масленица.

Выделен отдельным проектом

III этап проекта – заключительный

Итоговое мероприятие: Народные гуляния «Масленица» с мастер-классом по куклам оберегам.

Обобщение и закрепление знаний полученных детьми в ходе реализации проекта.

Итоги проекта:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны. Более глубоко изучили историю, жизненный уклад и традиции наших предков.

Литература

1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.

2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.

3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.

4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

6. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2004 – 128 с.

9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

"Жили- были ручки, жили- были ножки"

Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности. Именно координационные способности существенно влияют на формирование умств...

Конспект по формированию целостной картины мира "Как жили славяне"

Конспект по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы....

"Как жили славяне"

НОД по ознакомлению детей подготовительнй группы с народным бытом предков....

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»...

Презентация к занятию "Как жили славяне"

Презентация к занятию "Как жили славяне"...