«Новый взгляд на родительские собрания» Общение родителей и педагогов в детском саду всегда проходило в таких формах, как педагогические беседы, тематические консультации, групповые и общие собрания. Они актуальны и сегодня, но их содержание и стиль проведения, на наш взгляд, нуждаются в обновлении. К сожалению, истинный смысл собрания - встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы их решения, узнать о достижениях друг друга — нередко искажается. Собрание превращается в монолог сведущего в воспитании детей специалиста. Слушатель воспринимает такой монолог как нотацию. Диалог - вот шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, среда для обмена духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует партнёрскую деятельность взрослых, направленную на обновление системы воспитания. Диалог порождает новый стиль собраний — собраний — встреч. Такие собрания целесообразно проводить, как годовой круг родительских встреч, каждая из которых направлена на решение определённых задач на каждом этапе воспитательно — образовательного процесса. Основные задачи встреч: - установление контакта между педагогами и родителями
- определение границ взаимодействия, дистанции в диалоге, его составляющих
- определение общих для детского сада и семьи проблем воспитания детей, высказывание предположений об их появлении
- понимание ценности взаимодействия «педагог — родитель»
- установление обратной связи, совершенствование содержания, форм, результатов совместной педагогической деятельности
Название «годовой круг встреч» мы выбрали не случайно. Ребёнок развивается по спирали, каждый виток которой несёт ему новые знания из мира природы, предметов, обретение новых навыков, познание новых ощущений. Восхождение по спирали всегда сопряжено с трудностями, преодолеть которые помогут взрослые - педагоги и родители. Ориентируясь на достижения современной психологии, в частности, на исследования Р.В. Овчаровой, мы используем на родительских собраниях следующие методы взаимодействия: - групповая дискуссия
- видеокоррекция
- игра
- совместные действия с дальнейшим самоанализом
- конструктивный спор
- рациональный подход к решению проблем на основе сотрудничества
- вербальная дискуссия и другие...
Каждая встреча завершается рефлексивным кругом «Что дала мне эта встреча», где каждый участник делится своими соображениями о дальнейшем взаимодействии родителей и педагогов. Рассмотрим годовой круг собраний-встреч с родителями вновь поступивших воспитанников. Первая встреча – установление контакта между педагогами и родителями. Опытные педагоги уже на первой встрече способны получить важную информацию об отношении родителей к ребенку, узнать об особенностях его развития, отменить целевые установки родителей, определить воспитательный потенциал семьи. Родители же могут оценить возможность педагогов и особенно важно, заинтересоваться серьезным и продолжительным диалогом в контакте собраний-встреч. Вторая встреча – определение общих, для детского сада и семьи проблем воспитания детей, высказывание предложений об их появлении, обозначаются проблемы, которые будут потом решаться индивидуально. Третья встреча – направлена на понимание ценности взаимодействия педагог – родитель. На этой встрече создается проект сотрудничества детского сада и семьи, разрабатывается план действий, стратегия поведения, ведется поиск вариантов оптимальных решений педагогических задач. Четвертая встреча – установление обратной связи, обслуживание содержания, форм, результатов совместной педагогической деятельности. Название годовой «круг встреч» объясняет, тот процесс, что ребенок развивается по спирали, и каждый виток несет ребенку новые знания природы, мира, предметов, обретение новых навыков, ощущений. Развитие всегда сопровождается с трудностями, преодолеть которые помогут педагоги и родители. Так же учитывались условия успешного проведения собраний: - Уважать права родителей;
- Искренне выражать чувства, уметь управлять ими;
- Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;
- Активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказывать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка
- Не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда;
- Стремиться к пониманию и совместному решению проблем.
ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ: Презентация дошкольного учреждения. Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждение, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка (фрагментарно). В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами: логопедом, психологом, инструктором по физической культуре. Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями. Педагогический совет с участием родителей. Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей. Проводится интервью с родителями, что помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью. Рассматриваются педагогические ситуации, обсуждение которых активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон. Проводится игра «Телефон доверия», где родители в игровой форме могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Педагогические беседы и тематические консультации. Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, где дается квалифицированный совет по той или иной проблеме. «Круглый стол» с родителями. Цель: в нетрадиционной обстановке с участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседании «круглого стола» для родителей показывается сущность обучения дошкольников, его специфика, которая заключается в использовании игровых приемов. Для родителей проводятся: сообщения специалистов той или иной проблеме, анализ педагогических ситуаций, выставка литературы. Участники могут свободно общаться друг с другом.
|