Новый взгляд на родительское собрание
презентация к уроку по теме

Харитонова Асель Сахавадиновна

В данном материале рассматриваются новые взгляды на родительское собрание: формы работы с родителями, методы активизации родителей. Теоретический материал сопровождается слайдовой презентацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_vzglyad_na_roditelskoe_sobranie.doc62 КБ
Office presentation icon roditelskie_sobraniya_v_dou.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Новый взгляд на родительское собрание

Сотрудничество детского сада с семьёй направлено на формирование у родителей осознанного отношения к воспитанию ребёнка.

Общение педагогов и родителей всегда происходило в форме педагогических бесед, тематических консультаций, групповых и общих собраний.

Родительское собрание – это действенная форма активизации воспитательных возможностей родителей.

«Групповые родительские собрания  важная и действенная  форма работы воспитателя и коллектива родителей, которая помогает познакомить родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей данного возраста в детском саду», писал Макаренко.

Действительно, чтобы успешно воспитывать  ребенка, родителям важно знать структуру воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, так же и педагогам нужно знать особенности семейного воспитания.

Но, к сожалению, истинный смысл собрания – встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы их решения, узнать о достижениях друг друга — нередко искажается. Собрание превращается в монолог сведущего в воспитании детей специалиста. Слушатель воспринимает такой монолог как нотацию.

Важнейшее условие доверительных отношений с родителями – стремление воспитателя к диалогу. Ведь родители хотят видеть в педагоге отзывчивого знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами.

Лучше всего проводить родительские собрания, следуя правилу Конфуция:

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеки меня, и я пойму», переведенному современными учеными и выраженному на языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное на 25%, записанное на 40 %, проделанное на 70 %.

В последнее время педагоги ДОУ стремятся использовать в работе с родителями нетрадиционные формы взаимодействия, чтобы сотрудничество детского сада и семьи было плодотворным, действенным, а не строилось только на сухих фактах, доводах, пожеланиях и рекомендациях.

Рассмотрим несколько примеров таких нетрадиционных родительских собраний.

« Педагогическая лаборатория». Такую форму работы с родителями рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад», проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе «Кризис 3-х лет». Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они  понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов».

«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, «Кризис трех лет». Воспитатель дает понятия кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает родителям поделиться,  как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта».

«Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Детские страхи». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции,  игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, «Ребенок – левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей и установить точно, какая степень леворукости у ребенка –  слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

«Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру, возьмем «Кризис 3х лет». Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

Тематика групповых родительских собраний должна разрабатываться с учётом пожеланий родителей, специфики детского сада, задач годового плана. Особое внимание педагогами должно уделяться подготовке: продумываются не только формы проведения собрания, но и методы активизации родителей. Почувствовать себя соучастниками образовательного процесса, равными партнёрами с правом на собственную позицию родителям могут помочь такие активные формы общения, как:

«Мозговой штурм» – метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений».  Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?».Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигаются пути реализации цели.

«Ассоциации» – на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

« Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их  и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка»,родители заносят запись  наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах».  При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5, в сочетании кто – чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Отдельным пунктом можно рассмотреть такую нетрадиционную форму проведения собрания, как собрание-встреча, ставшее популярным в последнее время в работе воспитателей с родителями.

Выступление перед родителями с докладом не лучший способ разговора о воспитании ребенка. Воспитателю необходимо учиться слушать и слышать родителей, понимать невербальный язык общения, передавать информацию разными способами, способствовать установлению обратной связи с родителями.

Диалог и порождает такой новый стиль собраний, как собраний–встреч. Такие собрания будут событием для семьи и для детского сада. Их хорошо проводить как годовой  круг родительских встреч, каждая из которых  направлена на решение определенных задач на каждом этапе воспитательно-образовательного процесса.

Основные задачи встреч:

  • установление контакта между педагогами и родителями;
  • определение границ взаимодействия, дистанции в диалоге, его составляющих;
  • определение общих для детского сада и семьи проблем воспитания детей, высказывание предположений об их появлении;
  • понимание ценности взаимодействия «педагог – родитель»;
  • установление обратной связи, совершенствование содержания, форм, результатов совместной педагогической деятельности.

Название «годовой круг встреч» выбран не случайно. Ребёнок развивается по спирали, каждый виток которой несёт ему новые знания из мира природы, предметов, обретение новых навыков, познание новых ощущений.

Восхождение по спирали всегда сопряжено с трудностями, преодолеть которые помогут взрослые – педагоги и родители.

Ориентируясь на достижения современной психологии, в частности, на исследования Р.В. Овчаровой, на родительских собраниях можно использовать следующие методы взаимодействия:

  • групповая дискуссия;
  • видеокоррекция;
  • игра;
  • совместные действия с дальнейшим самоанализом;
  • конструктивный спор;
  • рациональный подход к решению проблем на основе сотрудничества;
  • вербальная дискуссия и другие…

Каждая встреча завершается рефлексивным кругом «Что дала мне эта встреча», где каждый участник делится своими соображениями о дальнейшем взаимодействии родителей и педагогов.

На таких собраниях-встречах можно использовать следующие формы взаимодействия с родителями:

Презентация дошкольного учреждения.

Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждение, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка (фрагментарно).
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами: логопедом, психологом, инструктором по физической культуре.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями.

Педагогический совет с участием родителей.

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Проводится интервью с родителями, что помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью. Рассматриваются педагогические ситуации, обсуждение которых активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон. Проводится игра «Телефон доверия», где родители в игровой форме могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде.

Педагогические беседы и тематические консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, где дается квалифицированный совет по той или иной проблеме.

«Круглый стол» с родителями.

Цель: в нетрадиционной обстановке с участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседании «круглого стола» для родителей показывается сущность обучения дошкольников, его специфика, которая заключается в использовании игровых приемов. Для родителей проводятся: сообщения специалистов той или иной проблеме, анализ педагогических ситуаций, выставка литературы. Участники могут свободно общаться друг с другом.

Несомненно, использование нетрадиционной методики проведения, следование принципам вариативности родительских собраний позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей.

Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый взгляд на родительские собрания.

Общение педагогов и родителей всегда происходило в форме педагогических бесед, тематических консультаций, групповых и общих собраний. Они актуальны и сейчас, но их содержание и стиль поведения нуждают...

Новый взгляд на родительские собрания

•Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями свою популярность сохраняют групповые родительские собрания. В этой презентации можно посмотреть и узнать много нового и нтересно...

Новый взгляд на родительские собрания.

Новый взгляд на родительские собрания....

доклад "Новый взгляд на родительские собрания"

Диалог - вот шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, среда для обмена духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулир...

Педсовет на тему: "Новый взгляд на родительские собрания"

Общение родителей и педагогов в детском саду всегда проходило в таких формах, как педагогические беседы, тематические консультации, групповые и общие собрания....

Новый взгляд на родительское собрание.

Консультация для воспитателей...

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Предложеный материал будет интересен воспитателям для наиболее успешного взаимодействия с родителями, ведь  ни для кого не секрет, насколько важно сотрудничество воспитателя и родителей для наилу...