Опыт становления и развития у дошкольников социальной компетентности через организацию утреннего сбора.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Вахонина Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Опыт становления и развития у дошкольников

социальной компетентности через организацию утреннего сбора.

воспитатель МБДОУ №25 «Сувенир» г.Павлово

Вахонина Наталья Александровна

        Социализация - непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни человека. Важнейшим же этапом приобщения ребенка к социальному миру является дошкольный возраст - период начальной социализации личности, вхождения в мир культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия.

        Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет направленность образовательной программы ДОУ на обеспечение условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей и предполагающих:

-достижение эмоционального благополучия через общение с каждым ребенком;

-поддержку его индивидуальности и инициативы;

-установление правил взаимодействия в разных ситуациях;

-построение вариативного развивающего образования;

-взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка.

Кроме этого, Стандарт задает в качестве одного из сквозных механизмов развития ребенка деятельность общения.

Для воспитанников моей группы средством успешной реализации обозначенных приоритетов выступает технология утреннего группового сбора детей и взрослого: «Утро радостных встреч» как  место и время для совместного общения, игр, обсуждения текущих событий.

Именно технология утреннего сбора как нельзя лучше развивает личность ребенка в общении и посредством общения и позволяет детям задумывать и выполнять интересные и полезные дела вместе с взрослыми и наравне с ними.

«Утро радостных встреч»  – самая органичная форма становления и развития у детей начал ключевых компетентностей (способности успешно действовать, достигать результата).

* коммуникативной - возможность понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь.

* информационной - навык использования различных источников информации для достижения целей.

* деятельностной - способность поставить цель, получить результат.

* социальной - умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (взрослыми, сверстниками, старшими, младшими). Способность принимать социальные роли, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, включаться в разговор и поддерживать его, самостоятельно разрешать конфликты.

Я убедилась, что ежедневное общение, игры, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребенку возможность реализации его прав и овладение ключевыми компетентностями. Проявление инициативы, активность, самостоятельность, сотрудничество – те факторы, на которых основано групповое сообщество.

Моя задача в утреннем сборе, как воспитателя, создать положительный эмоциональный настрой на весь день, обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых, поддержать стремление детей договориться о совместной деятельности.

Утро радостных встреч в нашей группе проходит перед началом занятий, дети собираются в удобном месте - на ковре, каждый на своей подушке. Сигналом начала сбора сначала служил колокольчик. Когда дети уже привыкли к этому звуку, чтобы оживить их впечатления я поменяла колокольчик на металлофон. Звук металлофона очень мелодичный, детям он очень нравился и ребята с удовольствием собираются на его мелодию.

Начинается наш групповой сбор с приветствия друг друга. Мои дети пока малы, чтобы самостоятельно выбирать форму приветствия,  и я задаю ее детям сама с помощью показа,  объяснения или образца. Каждый раз я предлагаю детям поздороваться по-разному:

1. С использованием движений:

* с похлопыванием по плечу

* с обниманием друг друга

* поздороваемся носиками

* поздороваемся щечками

* поздороваемся мизинчиками

* с переплетением рук «Корзиночкой»

2.С использованием словесных  приветствий.

*Например, приветствие ласковым словом, когда дети обращаются друг к другу применяя ласковую форму имени, например: «Здравствуй, Дашенька!», «Здравствуй, Кариночка!», что позволяет детям установить дружелюбные отношения друг к другу.

*Другая форма приветствия: с комплиментом. Здороваются  друг с другом, делая комплименты, например «Катя, мне очень нравится как ты рисуешь», «Максим- ты хороший друг, всегда делишься игрушками».

*Детям очень нравится приветствие со стихами, которые все произносят одновременно хором.

«Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы по кругу пойдем

Хоровод заведем»

3.Дети любят участвовать в приветствиях с элементами драматизации. Так во время тематического периода, посвященного теме «Дикие  животные», мы в утреннем сборе здоровались друг с  другом, надев маски диких животных (лисы, медведя, волка) и  произносили  «здравствуйте»  на языке своего животного. Было очень забавно и весело.

После приветствия начинается игра.  Игры подбираю разнообразные, но не требующие большей подвижности, например: «Ровным кругом, «Пузырь», «Летает - не летает». Остановлюсь на любимой игре детей: «Узнай по голосу»

Вероника, ты сейчас в лесу. Мы зовем тебя: «А – у!»

Ну – ка, глазки закрывай, Не робей,

Кто позвал тебя? Узнай поскорей!

 Постепенно я ввожу игры с усложнениями. В игре «Делай наоборот» водящий выполняет шаг вперед, а дети должны сделать шаг назад. Игры не только забавляют детей, но и учат быть внимательными.

С большим интересом дети играют в пальчиковые игры: «Капуста», «Оладушки», «Семья», «Пальчик – мальчик». Любимая среди пальчиковых - игра «Дружба».

Иногда вместо игры я использую психогимнастику, которая дает возможность подготовить детей к эмоциональному воспроизведению образа, например: «Я превращаюсь в облако и плыву по небу», «Я превращаюсь в комара и  жужжу», «Я снежинка и опускаюсь на землю».

В своей работе постоянно сталкиваешься со стремлением детей поделиться новостями, домашними событиями, удачами-неудачами, детскими обидами. Именно для этого в структуру сбора входит обмен новостями, что и позволяет моим детям высказать все, что их переполняет. Мои воспитанники -  это дети четвертого года жизни, им пока трудно говорить по очереди, поэтому, мы с детьми соблюдаем следующие правила: «Говорим по одному», «Внимательно слушаем друг друга». В моей группе есть дети, которые никогда не участвуют в обмене новостями, я привлекаю такого ребенка до утреннего сбора к участию в каком-то деле, например, предлагаю аккуратно сложить конструктор  или  протереть листья комнатных растений. И в обмене новостями включаю его в разговор: «У нас с Димой есть тайна, расскажи, что ты сегодня утром помог мне  сделать». Иногда я напоминаю детям о событиях, происшедших у них дома: «Катя, почему в выходной к вам приходили гости, расскажи нам», «Павлик, расскажи, где вы были в выходной день с папой?», «Арина, что вы купили вчера в магазине?».

 Заканчивается утренний сбор планированием дня: данная работа учит детей выбирать занятие по душе, планировать, организовывать собственную деятельность, т.е. формирует самостоятельность. Чтобы дети сделали свой выбор, я рассказываю им, что приготовлено сегодня для них в уголках, например в центре ИЗО есть новые раскраски с осенними листьями, набор цветных ручек;  в центре книги появилась новая книга, которая расскажет истории про друзей, в уголке игры открылась бензозаправочная станция, в центре конструирования появился большой гараж из конструктора  «Лего», но он пустует, кто хочет построить для него машины? А в нашем мини-музее «Кисонька – мурысенька» поселилась еще одна кошечка, Ангелина вам ее покажет.

Другой вариант планирования деятельности детей проходит с помощью красивой коробочки «Нескучайки», из которой  можно вытянуть картинку и определить по ней интересное занятие или игру. Теперь это помогает детям самостоятельно с помощью коробочки «Нескучайки» находить себе занятия.

Регулярное проведение игровых сборов в моей группе стимулирует детей к общению друг с другом, с взрослым, проявлению интереса к сверстникам, развивает инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении.   Для детей моей группы утренние встречи стали интересным и радостным событием -  это место и время общения, создания хорошего настроения на весь день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками младшего возраста через организацию детского экспериментирования".

Представлен опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности и детскому экспериментированию  во 2 младшей группе....

Опыт работы на тему "Взаимодействие ДОО и семьи через организацию детско-родительского клуба "Островок здоровья"

Объединение педагогов и родителей, заинтересованных в оздоровлении детей.Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отн...

Выступление на педсовете .Тема: « Создание условий для развития у дошкольников физических качеств, через организацию подвижных игр»

        Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двига...

Опыт работы «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через организацию дидактической игры как активного метода обучения»

Цель педагогической работы - определить наиболее эффективные условия для развития речевой активности дошкольников в процессе дидактических игр....

Картотека совместной деятельности детей и педагогов в утренний отрезок времени и для организации Утреннего сбора в подготовительной группе детского сада

Основной целью Утреннего сбора является создание условий для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых, проявления детской инициативы и самостоятельности.А так же можно выделить...