«Формирование представлений о растительном мире у детей дошкольного возраста»
статья (средняя группа) на тему
Экологические проблемы в стране диктуют необходимость интенсивной работы по формированию у людей экологической культуры природопользования. Взаимодействие человека с природой, это проблема современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya_-_asino_kalinyuk.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование представлений о растительном мире у детей дошкольного возраста»
Экологические проблемы в стране диктуют необходимость интенсивной работы по формированию у людей экологической культуры природопользования. Взаимодействие человека с природой, это проблема современности. С каждым годом становится сильнее, слишком великий урон нанесен природе.
Первое звено непрерывного образования – это работа в детском саду. Наибольшее место отводится в педагогическом процессе - экологическому образованию, это совместная деятельность воспитателя с детьми. Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы в ДОУ, которая должна быть интересным и увлекательным процессом для детей. Важно учитывать при организации работы по экологическому воспитанию в ДОУ, региональный компонент, это ближайшее природное окружение.
Наше дошкольное учреждение новое и только начинает свою педагогическую деятельность. Очень большое значение в обучении детей имеет среда, где ребёнок проводит длительное время, а именно предметно пространственная развивающая среда нашего детского сада. Для этого в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами созданы необходимые условия для жизни и воспитания детей: благоприятная атмосфера, освоение педагогами методов экологического воспитания в работе с детьми разного возраста, разработка новых форм взаимодействия с родителями в экологических вопросах.
Начиная работу по экологическому воспитанию детей, особое внимание мы уделили созданию в детском саду атмосферы, т.е. обстановки в группе и на участке детского сада.
Для ознакомления с растительным миром мы создали уголок природы, где организовываем непосредственно образовательную деятельность на протяжении всего учебного года. В уголке природы имеются оборудование для ухода за комнатными растениям, материалы для экспериментальной деятельности с детьми, подобраны картотеки экологических игр, иллюстрации с изображением растений, животных, гербарии и т. п.
Уголок природы расположен в групповой комнате, где детям очень удобно вести наблюдения и ухаживать за комнатными растениями. Непосредственная близость растений к детям – это главная особенность и преимущество уголка природы. В уголке природы имеется календарь наблюдений, где мы отображаем разнообразные, длительно происходящие сезонные явления в природе, отмечаем погоду, температуру, перелётных и зимующих птиц. Это имеет большое значение для экологического воспитания детей.
В феврале мы высаживаем «огород на окне», где совместно с детьми выращиваем лук, овёс, укроп, морковь, рассаду цветов и другие растения. Наблюдения фиксируем в календаре «наблюдения», посев, всходы, рост. Наблюдения детей дополняем рассказами, художественным словом, пояснениями. Дети с большим удовольствием участвуют в этом мероприятии.
При экологическом воспитании дошкольников важное место отводим методу наблюдения. Наблюдения дают возможность научить выделять самые разные признаки объектов природы, ориентироваться в самых значимых, и обнаруживать через них взаимосвязь растений с явлениями неживой природы. Мы проводим наблюдения во время прогулок, на участке детского сада, где рассматриваем кустарники, деревья. Весной обращаем внимание детей на набухшие почки на деревьях. Выбрав и отметив ветку дерева (красной лентой), проводим длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки. Дети с большой радостью и оживлением замечают, как на дереве лопнули почки и появились первые молоденькие, нежные листочки.
Рядом с нашим детским садом расположен «Городской парк», куда мы периодически, в каждое время года ходим с детьми на экскурсию. В парке мы наблюдаем за деревьями, кустарниками т.е. за растительным миром. Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождаются тогда, когда ребенок гуляет по лесу, рассматривает цветы, деревья, кустарники, слушает птиц. Все это помогает воспитывать у дошкольников интерес, заботу и любовь к природе.
Особое внимание в своей работе уделяю дидактическим играм, так как считаю, что дидактические игры обогащают экологические представления у детей дошкольного возраста: о разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях в природе; о культуре поведения в природе.
При использовании игр: «От какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Кто и что потерял?», «Где спрятано растение», «Найди животных, птиц, насекомых», «Что дерево нам даёт?», «Чем похожи и чем отличаются?», «Папа, мама и малыш» расширяю знания детей о представителях животного и растительного мира, формирую эмоционально-положительное, бережное отношение к природе. В этих играх у детей развивается внимание, память, логическое мышление.
Для ознакомления детей с сезонными явлениями природы использую экологические игры, такие как: «Когда это бывает?», «Кто во что одет», «Сложи картинку», «Времена года», «Кто где живёт», «Птички», «Угадай по описанию» и др.
Используем: настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и др., они направлены на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы.
Большое внимание уделяю словесным играм: «Дерево, кустик, травка», «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и др., эти игры закрепляют знания о природе, развивают внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции; творческим играм (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых дошкольники обогащают знания, отражают впечатления, полученные в процессе образовательной деятельности и повседневной жизни.
В совместной деятельности с детьми проводим подвижные игры, например: «К дереву беги», «Через ручеёк» и др., затем полученные знания закрепляем в экологических играх: «Найди дерево по описанию», «Что изменилось», лото «Четвёртый лишний?».
В самостоятельной творческой деятельности, дети в рисунках, поделках из природного материала отражают свои впечатления об увиденном, развивая при этом свою фантазию, воображение, творческие способности.
Все это сопровождается чтением художественной литературы: С.Я.Маршак «Весенняя песенка», В.Чарушин «Яшка», Л.Толстой «Пришла весна», И.Бунин «Ясным утром», З. Александрова «Одуванчик» и др.; заучиванием стихов, разгадыванием загадок.
Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует формированию представлений о растительном мире родного края, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе, способствуют более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Эффективностью экологического воспитания, является не только знания и поведение ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своего края. В этом велика роль взрослого, педагога и родителя, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает воздействие на личность ребенка. Задачей педагогов по экологическому воспитанию детей, является работа с родителями. Задачу воспитания экологически грамотного человека, можно решить только совместными усилиями, опираясь на семью. Когда дети взрослеют, они ведут себя и поступают так же, как поступали их родители. Родителям необходимо показать значимость воспитания экологической культуры у детей, т. к. большое значение для воспитания детей имеет пример родителей.
В работе с родителями мы используем традиционные и нетрадиционные формы: анкетирование, проведение опросов, родительские собрания, беседы за круглым столом, викторины, праздники, опытно – экспериментальная деятельность и т. д. Родители принимают активное участие в конкурсах, выставках. Для родителей мы оформляем педагогические ширмы, на темы: «Бережём природу», «Весенний лес», «Поможем деревьям», «Вместе наблюдаем на прогулке», «Времена года», «Покормите птиц», «Играя, познаём природу» и т. д. Родители привлекаются к совместной трудовой деятельности с детьми на участке детского сада.
Организуя сотрудничество с родителями детей по экологическому воспитанию позволяет нам обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, а также внести в процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Литература:
- Е.Ю. Виноградова Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста.// «Дошкольная педагогика». – 2012. - №5. – С.
- Иванова А.И., Михайленко В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80с.
- Г.Иванова, В.Курашова Об организации работы по экологическому воспитанию. // «Дошкольное воспитание». – 2004. - №7. – С.
- Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы»,утренники, викторины, игры. – 2-е изд., Учитель, 2008. – 286с.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 3 – е изд.,перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224с.
- Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб. – метод. комплект по эколог.образованию дошкольников. – М.: Линка – Пресс, 1996, С.56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческая работа "Театрализованная деятельность на занятиях по ознакомлению с окружающим миром для детей дошкольного возраста"
Исходя из опыта работы в дошкольном учреждении, нужно подчеркнуть, что обучение счет с помощью мультимедийных игр-презентаций должно осуществляться не только на занятиях, но также в кружковой и индиви...
Развитие элементарных знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
НМР ДОУ детский сад «Буратино»Развитие элементарных знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста.2013 годВоспитатель: Московкина Г.В. ...
Педагогический проект «Росток» по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста Тема: «Наблюдение за ростом огурца в комнатных условиях»
В последнее время проблемы экологического воспитания подрастающего поколения приобретают все большее значение и масштаб. Экологическое воспитание дошкольников – многогранная и системная работа, включа...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста на тему «Осень в гости к нам пришла» для детей старшей группы
Цель: Расширение представлений детей об осени, как о поре сбора урожая.Задачи:1. Обогащать и расширять представления и знания детей о приметах осени;2....
Собственное учебно - методическое пособие по окружающему миру для детей дошкольного возраста «Формирование знаний об объектах живой природы у детей 4-5 лет и воспитания бережного отношения к ним»
Собственное учебно - методическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Природа - наш дом родной"...
Собственное учебно - методическое пособие по окружающему миру для детей дошкольного возраста «Формирование знаний об объектах живой природы у детей 4-5 лет и воспитания бережного отношения к ним»
Собственное учебно - методическое пособие....
Картотека игр по формированию целостной картины мира и окружающему миру для детей дошкольного возраста
Картотека игр по формированию целостной картины мира и окружающему миру для детей дошкольного возраста...