«Воображение и его развитие у дошкольников».
консультация (младшая группа) на тему

Лонюшкина Ирина Александровна

«Воображение и его развитие у дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_voobrazheniya.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Воображение

    и его развитие

  у дошкольников».

                                                             

 

                                                              Подготовила воспитатель ГКУЗ НО

                                                             «Выксунский специализированный

                                    Дом ребёнка Лонюшкина Ирина Александровна

                             Городской округ город Выкса

                                Нижегородской области

Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня  сформированности этой высшей способности.

Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5-12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.

 Виды воображения

 В зависимости от того, как и почему возникают разнообразные представления, виды воображения можно разделить на две группы.

  1. Непроизвольное – пассивное.

Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.

В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.

  1. Произвольное – активное.

Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами. Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно. Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.

Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:

а) воссоздающее воображение - ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;

б) творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;

в) мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.

Особенности воображения у дошкольников

Психологи различают три стадии развития воображения человека:

  • преобладание вымысла, фантазии, сказок;
  • сочетание фантазии с практическим расчетом;
  • полное подчинение этой способности интеллекту.

В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии. До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.

Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении определенной задачи.

Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики. 

Дидактическая игра – средство развития воображения

Существует три основных вида дидактических игр:

  1. словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
  2. настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
  3. с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т.д.

Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Таким образом малыш познает мир, пытаясь разобраться в его устройстве.

В детском саду (в доме малютке) должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.

Еще одно требование к играм – соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности. Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.

Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.

Воображение в ИЗО  деятельности дошкольника

  Рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.

  Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными.  Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме.  Малыш старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.

В процессе целенаправленного воздействия у ребенка развиваются очень важные качества воображения:

  • произвольность;
  • креативность;
  • устойчивость;
  • широта.

Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.

Сказка и воображение дошкольника

  Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения.  Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.

  Сказка сама по себе является основой для развития воображения:

  • это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
  • воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
  • в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
  • это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
  • окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
  • дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
  • развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.

Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.

Воображение на занятиях конструкторской деятельностью

  Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и доме малютке.  Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.

  Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов

  • ребенок представляет в уме требуемый результат;
  • углубляются представления об окружающем мире;
  • идет процесс осмысления предметных свойств;
  • запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
  • ребёнок получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.

Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:

  1. готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
  2. наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
  3. различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.

Вывод

Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично. Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить. Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.

   «Воображение

    и его развитие

  у дошкольников».

                                                             

 

                                                              Подготовила воспитатель ГКУЗ НО

                                                             «Выксунский специализированный

                                    Дом ребёнка Лонюшкина Ирина Александровна

                             Городской округ город Выкса

                                Нижегородской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Развитие воображения и фантазии у дошкольников

Презентация для ознакомления педагогического состава, родителей, а также всех интересующихся, с работой механизмов фантазии и воображения.Данный материал универсален - он может быть преподнесён самост...

Значение воображения в развитии познавательных способностей дошкольников

Значение воображения в развитии познавательных способностей детей  Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки име...

Статья "Воображение.Особенности развития творческого воображения у дошкольников"

В статье рассмотрены современные представления о воображении в психологии и педагогике, особенности развития творческого воображения у дошкольников....

Научно-практическая конференция «Книга в жизни ребёнка-дошкольника» Доклад «Развитие воображения и креативных способностей дошкольников посредством чтения и ознакомления детей с художественной литературой»

В  «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», отмечено, что “Развивающемуся обществу нужны современно образованные  люди, которы...