ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
статья на тему

Жабреева Жанна Александровна

Данная статья будет полезна воспитателям и психологам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1agressivnoe_poved.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

  ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

 С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

ЖАБРЕЕВА Ж.А. ВОСПИТАТЕЛЬ МДОБУ

 ДЕТСКОГО САДА №9 Р.П. ОКТЯБРЬСКИЙ

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

           В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения детей получило большую популярность у психологов и педагогов всего мира. Это связано с тем, что, специалистами отмечается рост агрессивности у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

            Агрессивность современных детей затрагивает не только окружающих ребенка людей - родителей, воспитателей, учителей, сверстников, но и создает трудности  для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими, определяет развитие всей его личности, различных её сторон.

Агрессивность детей в дошкольном возрасте может проявляться нанесением ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, кусается. Нередко агрессию дети направляют на самого себя, они рвут свою одежду, наносят раны.

Принято считать, что агрессивных детей отличает неумение играть. Действительно,  среди агрессивных дошкольников больше детей, не умеющих играть и меньше тех, кто достиг высшего уровня развития игры, но низкий уровень развития игровой деятельности нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.

Ребенок ведет себя агрессивно, чтобы самоутвердиться, взять верх в какой-либо ситуации, а так же совершенствовать свой опыт.

             В последнее время у родителей и у специалистов вызывают тревогу модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в средствах массовой информации, напрашиваются выводы, что подобные просмотры могут повысить у детей склонность к агрессивному поведению.

Следующим аспектом  агрессивного поведения для большинства детей является семья.

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, а так же стиль семейного руководства.

Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочнению агрессивного поведения. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других людей. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе, и найдут друзей среди других агрессивных сверстников.

           Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые наблюдают в семье. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.

             Кроме того, агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка.

                Так или иначе, в дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Именно поэтому дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила а системный, комплексный характер. В противном случае эффект от коррекционной работы будет невелик.

Прежде всего, важно  чтобы работа с агрессивным ребёнком начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребёнок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к психологу. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира; на овладение приёмами контроля своего гнева, а также к развитию адекватной самооценки.

Работу можно строить как в индивидуальном порядке, так и в группе. Групповая работа по 5–6 человек. Количество занятий – 1–2 в неделю, продолжительность – 30 минут.

Многие исследователи, в том числе Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Спиваковская А.С. и др. подчеркивают, что при планировании коррекционных мер особое внимание должно уделяться ведущей в данном возрасте деятельности – игре. Поэтому игротерапия является наиболее эффективным средством коррекции агрессивного поведения

Огромное влияние игра оказывает на умственное развитие дошкольника,  стимулирует развитие образного мышления, развивает речь. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов.  В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Кроме того сильна и очевидна, эмоциональная насыщенность игры.

Сегодня существует несколько видов игровой терапии:

  • Недирективная.

 Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка и учит ребенка находить более верные пути решения, чтобы агрессивность не проявлялась.

  • Директивная - это форма, в которой педагог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии
  • Смешанная игровая терапия - это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии, где учитываются личностные качества детей.

В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях Захарова А.В., Чистяковой М.И., Вайнер М.Э., Широковой Г.А., Костиной Л.С.  

      И так, ведущим средством профилактики и коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста является игротерапия. Благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания, ребенок научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами.  

Литература

1.Крайг, Г. Психология развития./ Г.Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. – 940 с.

2.Лешли, Дж. Как работать с маленькими детьми / Дж. Лешли. – М.: Педагогика. 1991. – 105 с.

3.Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. – М., 1976. – 94 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы с детьми в условиях специализированного МКДОУ

Определены цели и задачи коррекционной деятельности педагога - психолога, выделены примеры форм и методов работы....

«Особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения»

laquo;Особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения»...

Семинар-практикум "Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ"

Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ...

Консультация для родителей "Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»...

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»

В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...

Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

*Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку отдельных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. ...