Тема: «Роль ДОУ в воспитании гражданина"
методическая разработка (средняя группа) на тему
текст проекта "Роль ДОУ в воспитании гражданина". Правовое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yolochka_filippova.docx | 47.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль ДОУ в воспитании гражданина»
Актуальность
Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом.
ФГОС дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и реализует один из основных принципов: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду .
Защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка провозглашена в качестве приоритета государственной политики в области воспитания.[1]
В Декларации ООН о правах детей, в Конвенции о правах детей и в других международных документах по данному вопросу провозглашены права ребенка (право на жизнь и безопасность; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на отдых и оздоровление; на семью; на защиту жилищных прав, право на заботу и защиту со стороны государства; на защиту от насилия и жестокого обращения и др.), но к сожалению, в реальной жизни многие из этих прав носят декларативный характер и часто нарушаются взрослыми.
Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения.
Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.
Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период.
В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности.
Министр образования и науки РФ Васильева О.Ю. на всероссийском 4 съезде работников ДО, отметила значимость воспитания гражданина в контексте ДО.
По рекомендации ЮНЕСКО обучение правам человека, т. е. правовое воспитание, предлагается начинать на дошкольном уровне.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувства веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на его самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей, способствует тому, что ребенок учится быть более свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки .
Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.
В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу и т.д., подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами.
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т.д.»
Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.
Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.
Исследования ВЫЯВИЛИ низкий уровень правовой культуры родителей,
Недостаточное материальное оснащение учебно-воспитательного процесса по правовому воспитанию.
Гипотеза.
Если в ДОУ создать условия для формирования правосознания у детей дошкольного возраста, и объединить усилия детского сада и семьи в воспитании гражданина, то правовое воспитание будет способствовать общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения.
Цель: Создание условий для формирования.
правосознания у детей дошкольного возраста, содействие и объединение усилий детского сада и семьи в воспитании гражданина.
Задачи: 1.Способствовать правовому просвещению педагогов, специалистов в области соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье и дошкольной образовательной организации.
2.Обеспечить преемственность дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах воспитания ребенка.
3.Осуществить поддержку семейного воспитания на основе повышения их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности в вопросах формирования толерантного сознания, культуры ненасильственного действия.
4.Формировать у детей раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования готовность к бесконфликтному взаимодействию по защите своих прав и прав других людей в процессе освоения культурных практик.
Нормативно-правовой и документальной основой проекта правового воспитания являются:
Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция о правах ребенка;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
Конституция РФ;
Семейный кодекс РФ;
Гражданский кодекс РФ;
Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”
Закон РФ «Об образовании»;
Паспорт:
Продолжительность проекта: год (долгосрочный)
Тип проекта: информационно-ориентированный
Направление деятельности: социально-личностный.
Участники проекта: дети, пед.коллектив, родители воспитанников.
Возраст детей: 3-7 лет.
Ожидаемые результаты:
Сформированы элементарные представления детей о свободе личности как достижении человечества.
В процессе правового воспитания важно, чтобы дошкольник усвоил ключевые понятия: закон, право, правонарушения, национальные отношения.
Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
Повышение уровня правовой культуры родителей.
Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов
Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
Пополнение методической копилки (метод. литература, разработки занятий, картотека игр, дидактические игры, сборники загадок, пословиц, настольные игры).
▪ Обобщение опыта работы воспитателей ДОУ по теме.
Методы реализации проекта:
Изучение литературы.
Наблюдение
Анкетирование
Беседы
Проект проводится в 3 этапа:
- Подготовительный(изучение литературы, наблюдение,беседы)
- Практическая часть.(организация работы,анкетирование).
- Заключительный (анализ, коррекция и подведение итогов).
План реализации проекта.
Виды деятельности | Сроки |
Беседы: Беседа «Конвенция о правах ребенка на детском языке» Беседа «Для чего нужен президент?» Анкетирование родителей. «Мой дом» беседа и изобразительная деятельность. ОД ситуативные разговоры: • Как дружить без ссоры? • За своё постою, а чужое не возьму. Составление рассказов по картинам: • «Моя семья» • «Мамины и папины помощники» Работа над произведениями: Л. Толстой «Два товарища» Дж. Родари «Чипполино» Сюжетно - ролевые игры: «Семья» «Детский сад» Дидактическая игра: «Чьи права нарушены?» Работа с родителями Статья в родительский уголок «Наказывать или не наказывать ребёнка» Древо семьи. Работа с родителями. Родительское собрание «Знаете ли вы права ребенка?». Изготовление картотеки игр по правам ребенка. Акция «Защитим права вместе». Декада «Большие права маленького ребенка». | Октябрь2015г. Октябрь2015г. Октябрь2015г. Ноябрь 2015г. Ноябрь 2015г. Ноябрь.2015г. Ноябрь 2015г. Декабрь 2015г. Декабрь 2015г Декабрь 2015г Январь 2015г. Январь .2015г. Апрель Октябрь 2016г. Октябрь 2016г. Нобрь.2016г. Ноябрь 2016г. Ноябрь 2016г. |
Для решения поставленных задач сделано:
Проведена диагностика затруднений родителей в вопросах по правовому воспитанию.
Проведена декада «Большие права маленького ребенка».
Организована продуктивная совместная деятельность с родителями.
Древо семьи.
Пополнена методическая копилка:
Пополнена методическая копилка:
Повторное микроисследование среди родителей показало:
Обработка результатов анкетирования родителей и детей ДОУ: сегодня, с положениями Конвенции о правах ребенка, знакомы 46% родителей, о существовании Семейного кодекса знают -58%, об остальных документах Российской Федерации у родителей имеется смутное представление. Абсолютное большинство опрошенных испытывают дефицит правовой информации в СМИ. 46% родителей назвали наиболее эффективным методом воспитания – наказание, а 12% из них считают наиболее эффективным наказанием – физическое. Очень тревожит факт, что 8% детей на вопрос «Как должны родители наказывать тебя за плохое поведение?» ответили - битье ремнем. "Обидными, злыми словами меня называют дети в группе» – так звучал ответ у 39% детей, 47% детей главным обзывателем назвали – брата или сестру. Вся работа с детьми и родителями группы строилась в условиях ситуативно - делового и личностно-ориентированного общения. При отборе материала по правовому воспитанию учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствовало эффективному познанию окружающего мира. Любую форму работы с детьми старались превратить в продуктивный диалог - это обмен мыслями, идеями, чувствами. В оснащении развивающей среды использовали наглядное панно, на котором размещены
Продукт проекта:
Создание коллажа «Можно - нельзя»
Театрализованное итоговое развлечение «Маленьким детям – большие права»
Оформление фото-презентации «Мы отдыхаем»
Картотека пословиц и поговорок о семье
Картотека игр по правам ребенка
Методическая копилка «НОД по правам ребенка»; «Развлечения в ДОУ»; папка раскрасок.
Материал для родителей: папки передвижки , буклеты, акция «защитим права ребенка вместе», чтение худ.литературы.
Оформление фото-презентации «Права наших детей».
Конкурс рисунков «Папа, мама, я дружная семья»
Совместная продуктивная деятельность детей и родителей «Цветок имени».
Коллективная продуктивная деятельность детей - аппликация на тему «Хоровод дружбы», проект Древо семьи.
Анализ эффективности мероприятий по реализации проекта с детьми (количественный и качественный) позволил выйти на такие результаты:
дети знают: название страны, государственных символов России, правовых документов (Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;
Понимают: назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, свои права.
Применяют: правила в конкретной практической ситуации; придерживаются жизненной позиции, принятой в обществе; анализируют ситуации, делают положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяют жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдают дисциплину;проявляют любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагают и принимают помощь и поддержку от других участников общения.
«Конвенция ООН о правах ребенка « «Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту, которые необходимы для его благополучия» 1 Важным для нас стал психолого—педагогический аспект , направленный, прежде всего, на «внесение» новых ориентиров в наше сознание: утверждение в обществе подлинно гуманного отношения к каждому его члену, и в том числе к детям.
«Декларация прав ребенка» познакомила нас с основным принципом защиты прав детей ------- признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей
«Конституция Российской Федерации» подчеркивает, «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»2
«Семейный кодекс» помог разобраться в проблеме: ребенок и семья «Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства»3
«Закон об образовании»--- Закон РФ «Об образовании» утверждает «право детей, обучаю- щихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства» 4 (ст. 5) и предусматривает «административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника»5 (ст. 56).
Эти документы были для меня главными в работе, а также я обратились к методической и художественно—публицистической литературе. и ,конечно же, к сказкам.
К концу старшего дошкольного возраста у детей формируется чувство ответственности за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, т.е. те качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей. Вот поэтому особое внимание уделяется в этом возрасте развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением других, а при необходимости отстаивать свои права в корректной форме без ссор и конфликтов.
В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.
Конвенция - это достаточно большой документ, перечислим основные положения:
- Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
- Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
- Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
- Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.
- Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
- Ребёнок имеет право на образование.
- Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
- Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
- Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет).
Глоссарий.
- Генеральная Ассамблея ООН – Высший орган Организации Объединенных Наций.
- Конвенция – это международное соглашение, как правило, по какому-либо специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые его подписали.
- Конституция – основной закон страны.
- Несовершеннолетний – это человек, не достигший совершеннолетия (18 лет).
- ООН – Организация Объединенных Наций.
- Право человека – это охраняемое, обеспечиваемое государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять.
- Ребёнок – (см. несовершеннолетний).
- Свобода – это возможность определенного поведения человека, закрепленное в законодательном порядке.
- СМИ – Средства Массовой Информации.
- Федеральный закон – закон, принимаемый федеральным парламентом по вопросам, отнесенным конституцией к исключительной компетенции федерации, а также к совместной компетенции федерации и ее субъектов.
Вывод:
1.Работая над проектом убедились в том, что роль ДО в воспитании гражданина очень высока, т.к в дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности и ДО располагает всеми методами и формами работы с детьми.
2. Пришли к мнению - необходимо разработать программу по правовому воспитанию в ДОУ, которая бы включала в себя:
-Цели и задачи правового воспитания дошкольников детского дома.
-Основные направления правового воспитания дошкольников детского дома
-Содержание воспитания дошкольников детского сада
-Совместная деятельность детского сада, семьи и общественности по правовому воспитанию дошкольников.
Планируемые результаты правового воспитания дошкольников детского сада.
Приложение1
Перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык
- Все дети – считаются детьми до 18 лет.
- Взрослые должны одинаково заботиться обо всех детях. У всех детей – трудолюбивых и ленивых, тихих и шалунов – у всех одинаковые права.
- Взрослые не должны делать ничего такого, что может причинить ребенку вред.
- Взрослые должны делать все, чтобы детям было хорошо.
- Дети имеют право слушаться своих родителей.
- Каждый ребенок имеет право жить, быть здоровым и веселым.
- Дети имеют право, чтобы мама и папа звали его по имени и он может приходить, когда они его зовут.
- Ребенок имеет право жить со своими родителями в своей стране.
- Детей нельзя разлучать с его родителями.
- Если дети и родители живут в разных странах, они имеют право приезжать друг к другу или переехать навсегда друг к другу.
- Без разрешения мамы и папы ребенка нельзя увозить в другую страну.
- Ребенок может сказать взрослым о том, что он думает. Взрослые могут не соглашаться с ним, но выслушать его обязаны.
- Ребенок имеет право читать, писать, говорить, рисовать, рассматривать картинки, если эти картинки хорошие.
- Дети имеют право дружить и играть с другими детьми, если они не мешают взрослым.
- Чужие взрослые не должны входить в дом ребенка и трогать его игрушки, разглядывать его картинки и письма без его разрешения.
- Детей обижать нельзя, им надо помогать.
- Если ребенок потерялся, другие взрослые должны постараться найти его маму и папу.
- Взрослые должны лечить ребенка, если он заболел.
- У ребенка должны быть игрушки и необходимые ему вещи.
- Ребенок имеет право учиться читать, писать и говорить на родном языке.
- Каждый ребенок имеет право играть, прыгать и бегать, если при этом он никому не мешает.
- Нельзя заставлять ребенка делать что-нибудь трудное, или помочь ему в этом.
- Взрослые, которые обманывают ребенка, делают ему плохо, должны быть наказаны.
- Детей нельзя воровать.
- Детей нельзя больно наказывать и мучить, даже если он совершил что-то ужасное.
- Дети не должны участвовать в войне.
Беседа «Для чего нужен президент?»
Кто такой президент?
Президент – глава нашего государства. Государство создано гражданами, чтобы защищать и охранять права своих граждан.
Какая главная обязанность президента?
Все что делает президент только для того, чтобы права и свободы граждан не нарушались.
Для чего нам армия?
Президент добивается, чтобы у нашей страны была сильная армия, чтобы какие-нибудь враги не пришли к нам и не нарушили наши права.
Зачем нам полиция?
Президент настаивает, чтобы полиция ловила преступников, чтобы они не нарушали права честных граждан.
Что вправе требовать президент от своих граждан?
Президент требует от всех граждан соблюдение законов, потому что каждый гражданин, не соблюдающий законы, нарушает права и свободы остальных граждан своего государства.
Список использованной литературы:
1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
2. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников дошк. образов. учреждений – М.: Просвещение, 2006.
3. Зеленова Н. Г.,Осипова Л.Е. Я – ребенок, и я имею право.-М.: Изд. Скрипторий 2003 г.
4. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 г.
5. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003 г.
6. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007 г.
7. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 г.
8. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Учеб. – метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
9. Фарафонова И.И. и др. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 г.
10. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
11. Охрана прав ребенка // Ребенок в детском саду. – 2005. - №№ 4,5, 6.
12. Права ребенка: Основные международные документы. - М.: Дом, 1992
13. Прохорова О.Г. Защита детства в международном праве / О.Г. Прохорова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - № 6.
14. Пыжьянова Л.Е. Права ребенка / Л.Е. Пыжьянова // Ребенок в детском саду. – 2003. - № 3.
15. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В.01г
16. Соловьева Е.В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /2003 Е.В. Соловьева. - М.:АРКТИ, 2003.
[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение для родителей по теме: "Роль отца в воспитание сына и дочери".
Сообщение родителям на тему: "роль отца в воспитание сына и дочери"....
Консультация на тему"Роль матери в воспитании детей"
Раскрыть особенности влияния женщины и мужщины на становление личности ребенка; развивать у родителей умение понимать собственного ребенка, не ущемляя его права; уважение достоинства его л...
Роль семьи в воспитании гражданина Российской Федерации посредством обучения национальным языкам
МДОУ «Детский сад № 20»г. Петрозаводск Корнышева Г.А.старший воспитатель – куратор групп с обучениемдетей дошкольного возраста финскому и карельскому языкампервая квалификационная категория...
проект «Роль ДОУ в воспитании гражданина»
презентация проекта на тему: Роль Доу в воспитании гражданина....
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»
Консультация для родителей. Тема: «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»...
Тема самообразования по теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.Актуальность темыЧеловек ...
Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...