"Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного общения с незнакомыми людьми"
статья по обж на тему
Данная статья раскрывает методы и приёмы по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного общения с незнакомыми людьми на материале художественной литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста
навыков безопасного поведения
в общении с незнакомыми людьми»
У вас раскрепощённые, доверчивые, открытые к общению дети. Они не стесняются в незнакомой обстановке, идут легко на контакт с незнакомыми людьми. Это прекрасно, родители довольны, что их дети не зажаты, коммуникабельны, что они не затеряются в современном мире. Но есть одно но…, к сожалению не все взрослые, подростки и даже сверстники могут оказать положительное влияние на вашего ребёнка, могут научить его хорошему, быть примером, а что ещё хуже, могут быть опасными для него. Практически ни одни телевизионные новости не обходятся без сообщения о преступлении совершённом в отношении детей.
Но, как это часто бывает, мы взрослые думаем, что нас и наших детей беда не коснётся и хорошо бы так, но превентивные меры никогда не повредят, ведь не зря в народе говорят «предупреждён - значит вооружён». И мы должны вооружить детей знаниями, как правильно себя вести с посторонними людьми, при этом, не загубив в них доверие к взрослым.
Чтобы выявить уровень знаний детей о правилах безопасного поведения в общении с незнакомцами была проведена диагностика.С каждым ребёнком группы проводилась индивидуальная беседа по вопросам с использованием портретов, сюжетных иллюстраций, анализом ситуаций. Результаты обследования показали низкий уровень знаний детей об опасностях контактов с незнакомыми людьми, знания складываются у дошкольников спонтанно и дети нуждаются в организованном их освоении. Анкетирование родителей было направлено на изучение понимания ими необходимости обучения детей правилам личной безопасности. Как показали результаты, большинство родителей испытывают трудности при ознакомлении детей с правилами общения с посторонними, и в основном ограничиваются запретами, которые не ассоциируются у детей с конкретными ситуациями. Это доказало актуальность данной проблемы, и необходимость углублённой работы по теме ребёнок и другие люди.
И на сегодняшний день в рамках ФГОС особое место отводят такому направлению, как формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников. В современных исследованиях отмечается, что воспитание у детей основ безопасности поведения имеет большое значение в системе дошкольного образования. В результате ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения, у них закладывается целостное представление об опасностях окружающего мира и защите от них. Необходимость целенаправленности организации данного процесса в дошкольных образовательных учреждениях доказана в работах Н.Н.Авдеевой,Г.Б.Стеркиной, В.Н.Зимониной, Г.Г.Хромцовой и других.
Сложность данной темы в том, что преподносить её детям нужно очень аккуратно, чтобы не развить в них необоснованных страхов и неврозов. При планировании работы с детьми вдайной области, необходимо учитывать возрастные особенности детей: интеллектуальные, психофизиологические, их социальный опыт и желание, использование игровых методов и приемов работы.
Предлагаем вашему вниманию систему работы направленную, на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах личной безопасности при общении с незнакомыми людьми.
Основные знания закладывались на основе художественной литературы, так как народная сказка содержит чёткую инструкцию о том, что можно и что нельзя делать, пока ты ребенок. Сказка позволяет детям увидеть конкретные правила поведения в жизненных ситуациях, понять необходимость их соблюдения, заставить задуматься над поступками героев.
При ознакомлении с правилами безопасного поведения можно придерживаться следующей схемы, а именно – чтение художественной литературы, обсуждение сюжета сказки, выявление нарушений правил героями, проигрывание эпизода сказки с изменённым сюжетом, тренинг, в котором дети реализуют полученный опыт в предполагаемых опасных ситуациях и закрепление правила личной безопасности составлением и изготовлением знака на изученное правило. В итоге совместно с детьми была создана знаковая система по правилам безопасного общения с незнакомцами. На предложенную проблемную ситуацию на основе художественного произведения дети определяли правило безопасного поведения и продумывали запрещающий или разрешающий знак. Например, к сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» дети нарисовали знак запрещающий разговаривать с незнакомцами, а к русской народной сказке «Кот, петух и лиса» придумали разрешающий знак – «зови на помощь». В итоге получилось дидактическое пособие на закрепление правил личной безопасности.
Для диагностирования результатов полученных знаний у детей представлен фрагмент игры-путешествия с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасное путешествие дошколят»
В.- Ребята, посмотрим следующую сказку.
(дети садятся на стульчики и смотрят фрагмент мультфильма «Жихарка»)
В. -Что это за сказка?
Д.- Это русская народная сказка «Жихарка»
В.- Почему с Жихаркой случилась беда?
Д.- примерные ответы детей: вышел из дома один; не послушался петуха и кота; не звал на помощь и т.д.
В.- Как надо звать на помощь?
Д.- примерные ответы детей: громко кричать; помогите; на помощь и т.д.
(входит лиса)
Л.- Ах, вы тут на помощь звать учитесь. Вот я проверю, как вы умеете звать на помощь. Ну-ка подходите ко мне, поиграем. Кто хочет быть Жихаркой?
(на желающего ребёнка надевается шапочка Жихарки, лиса делает вид, что хочет его утащить, ребёнок зовёт на помощь)
Л.- Ой, нет, нет. Оглушил меня совсем, попробую кого-нибудь другого утащить.
(аналогично игра со вторым ребёнком)
Л.- Да, из вас я никого не смогу унести, вы хорошо зовёте на помощь, любой вас услышит. Раз вы такие молодцы, вот вам знак, разбирайтесь, что он обозначает? (лиса уходит)
В.- Ребята, какое правило объясняет этот знак?
Д.- примерные ответы детей: нельзя уходить с незнакомыми; если тебя кто-то схватил надо громко звать на помощь и т.д.
В.- Молодцы, теперь Жихарка знает, как себя вести, а мы вкладываем знак в книгу. Можем отправляться в следующую сказку.
Использование выше перечисленных методов со стороны взрослых, является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и гарантирует более углублённые и долгосрочные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ...
Итоговая работа на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасности собственной жизнедеятельности посредством познавательной деятельности» по курсу повышения квалификации по ИОЧ
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»на тему: «Формировани...
Проект на тему "Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге" Май 2016г
Проект был создан и осуществлён с целью формирования у детей умения пользоваться и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде....
Статья из опыта работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знани...
для педагогов «Формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков эффективного общения и установления личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми»
Для развития полноценного игрового общения педагоги могут активно использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации....
Дидактическая игра для детей по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту
Дидактическая игра для детей по формированию у детейстаршего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту: "Исключение лишнего"Цель игры: найти карточку с источником опасности к...
Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Правила дорожные детям знать положено»
Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов. Ответственность за воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на родителей и воспитателей. Учит...