Изографика, как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников.
статья (старшая группа) на тему
Описание опыта работы по реализации авторской программа «Волшебная нить», основной целью которой стало создание условий для развития творческих способностей и мелкой моторики воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izografika.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Искрина Т. А. – воспитатель
СП «Детский сад №2»
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»
им. Г.А. Смолякова
с. Большая Черниговка
Изографика, как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников.
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека, формирование творческой личности, способной эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Хочу отметить, что развитие компетентности у детей приобретает все большее распространение в системе дошкольного образования. Ведь социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальце…» Слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Учеными доказано, в настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики. Практический опыт позволяет с уверенностью сказать, что это одна из актуальных проблем развития детей дошкольного возраста. Решение данной проблемы я вижу в использовании нетрадиционной техники - изонить. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эту технику также иногда называют изографикой или вышивкой по картону.
Чтобы придать этому процессу целенаправленный характер, мною была разработана и реализуется программа «Волшебная нить», основной целью которой стало создание условий для развития творческих способностей и мелкой моторики воспитанников.
Для достижения цели, решаются следующие задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством изонити.
- воспитывать основным приемам изографики (заполнение угла и заполнение окружности).
- развивать цветовое и тактильное восприятие (умение подбирать цвет к фону, фактуру материала: картон, бархатную бумагу, обои…)
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать интерес к процессу и результатам работы.
- сформировать умение проявлять дружескую взаимопомощь.
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Познавательное развитие:
- формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- дать понятие о разных углах: величине, длине сторон, о геометрических фигурах - окружности, квадрате, прямоугольнике, а также о комбинации их в орнаменты, хорде разной длины;
- упражнять детей в количественном и порядковом счете;
Речевое развитие:
- развивать активный и пассивный словарь детей;
- развивать объяснительную и доказательную речь;
Физическое развитие:
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз;
Программа «Волшебная нить» является модифицированной и имеет художественно – эстетическую направленность. В ее основе лежат методические разработки Н.Н. Гусаровой, представленные в пособии «Техника изонити для дошкольников», а также учебное пособие практического характера А.В. Белошистой «Волшебные ниточки». Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей и может быть использована любым педагогом для реализации дополнительной детской деятельности. Современные расходные материалы позволяют получать очень эффективные изделия. В ходе реализации программы предусмотрены различные формы как индивидуального творчества ребенка, так и его сотрудничества со сверстниками и взрослыми (педагог, родители). Образовательная деятельность проводиться 1 раза в неделю, во второй половине дня и проходит в виде игры. Количество детей в группе не более 8 человек, определено необходимостью строгого соблюдения правил техники безопасности.
Прежде чем приступить к работе изонитью, я заинтересовала детей: рассказала им о разных способах изображения предмета, показала детям готовый образец "вышивки на картоне". Мы рассмотрели переплетения нитей на лицевой стороне, сравнили с изнанкой: на лицевой стороне нити красиво переплетаются, а на изнанке видны только стежки, идущие друг за другом. Далее мы познакомились с инструментами и материалами для работы: игла, шило, ножницы, цветные нити, линейки, шаблоны, пенопласт. Рассказала и показала, как правильно работать шилом и иголкой, что бы обезопасить себя, почему надо подкладывать пенопласт под рисунок перед тем, как начать протыкать дырочки шилом. Дети рассмотрели цветные нити различного качества (мулине, ирис, тонкие шерстяные нити, обычные швейные нитки). После подробного рассказа продемонстрировала, как с помощью ниток выполнить простейшие рисунки. Работа шла медленно и последовательно, я объясняла каждое свое действие: сейчас мы наносим рисунок, потом отмечаем точки, прокалываем их шилом, выбираем направление нити и т. д.
Реализация программы предполагает работу с детьми в рамках художественно-продуктивной деятельности и состоит из двух разделов: изображение углов и изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонить и соответственно, моделирование с их использованием образов.
Из практики следует, что в технике изонити детям легче научиться изображать углы, чем окружности. Поэтому сначала мы научились изображать один угол, затем композицию из двух и трех отдельных углов. Постепенно задания усложнялись - освоили выполнение смежных углов. Дети усвоили, что количество отверстий на обеих сторонах углов должно быть одинаковым, откуда бы ни начинался отсчет. Затем перешли к изображению окружностей.
Сформировать у детей интерес к данному виду деятельности мне помогает использование различных методов и приемов: словесные (объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, художественное слово), наглядные ( показ иллюстраций, видеоматериалов, рассматривание образца готовой работы), практические (отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка, работать с трафаретом…)
Выстроенная мной система работы по программе «Волшебная нить» помогает мне при взаимодействии с родителями. С целью повышения их педагогической компетентности были проведены консультации по вопросам развития ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста, организованы мастер – классы, семинары-практикумы для формирования практических умений.
Подведение итогов осуществляется в виде организации и проведения выставок индивидуальных и коллективных работ, фотоотчётов. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом творческой деятельности для всех участников образовательного процесса. Учитывая требования ФГОС ДО, определены планируемые результаты освоения программы (показатели развития воспитанников), которые используются при проведении мониторинга.
Полученные мной результаты в ходе реализации программы «Волшебная нить» показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки и повысил уровень развития мелкой моторики – важного показателя развития творческих способностей и самостоятельности детей. А так же способствовал воспитанию усидчивости, терпения, внимательности и старания. Таким образом, занятия изонитью помогают в развитии мелкой моторики и способствуют улучшению художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства как одно из средств развития сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП). Пластилинография как средство коррекции у детей с НОДА (ДЦП).
статья посвящена особенностям обучения лепке с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства детей с НОДА и ДЦП. Пластилинография как средство коррекции у...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....
ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПО СРЕДСТВАМ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
Подвижная игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста эффективна и приносит ребенку радость, удовлетворение, она обогащает внутренний мир ребенка, развивает его всесторонне,...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Конструктивно-модельная деятельность как средство развития умственной активности у дошкольников по средством конструктора «CUBROID Coding Block».
Конструктивно-модельная деятельность является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.В наш век новых технологий на смену одним конструкторам приходят другие бол...
Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.
Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, пр...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...