Познавательная и эстетическая ценность картин о природе
консультация на тему
Прежде чем говорить о ценности картин о природе в детском саду, вспомним, чем является художественно-эстетическое развитие для дошкольника. Художественно-эстетическое развитие детей предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_poznavatelnaya_i_esteticheskaya_tsennost_kartin_o_prirode.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательная и эстетическая ценность картин о природе».
Выполнила:
воспитатель группы №5 «Пчёлки»
Гайдукова М.А.
Прежде чем говорить о ценности картин о природе в детском саду, вспомним, чем является художественно-эстетическое развитие для дошкольника. Художественно-эстетическое развитие детей предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности.
И рассматривая ту или иную картину с детьми, мы ставим перед собой ряд задач:
- побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах, формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства;
- развивать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, эстетические чувства, эмоции детей, эстетический вкус, художественное восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства, образные представления, воображение, художественно-творческие способности.
Любой художник, изображая тот или иной предмет, те или иные события, выражает свое отношение к тому, что он изображает. Именно в этом и заключается
воспитательная сила искусства. Просмотр картин, беседы о том, что это за время года, какие изображены деревья, люди, что за звери, какие они, как характеризует их художник, как он относится к тому или иному герою, всегда увлекают детей. Такие просмотры – беседы не только эстетически воспитывают ребенка, они подводят его к этической (нравственной) оценке героев, событий, явлений. Подводят через впечатления от художественной выразительности образов, эмоционально
воспринимаемых детьми к окружающему миру.
А дети - эмоциональнее, чем взрослые люди, они всегда сопереживают, делятся впечатлениям, делают сравнения.
Рассматривая картины о природе, мы знакомим детей с художниками и их произведениями живописи:
И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом бору». «Дубы», «Первый снег»;
И. Левитан «Конец зимы», «Март», «Весна», «Лето» , «Золотая осень»;
А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Остроухов «Золотая осень»;
А. Пластов «Сенокос», «Полдень», «Летом» и др.
Каждый из названных художников самобытен. Они всегда работают в своей манере, их всегда отличишь.
Например, И. Левитан.
О нем говорили:
« С природою одною он жизнью дышал:
ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье».
Вот, что говорил о картинах Левитана К. Паустовский:
«Только по его картинам «Конец зимы», «Март», «Весна», «Лето», «Золотая Осень» можно знакомить детей с временами года. Показать на примере картин все разнообразие сезонных явлений в запечатленных моментах. Художники нам помогают в воспитании. Помогают различать добро и зло, правильно оценить их: помогают воспитывать любовь к животным, природе заинтересовать детей жизнью, протекающей рядом с нами, помогают растить людей, неравнодушных к окружающему».
Как же мы знакомим детей с творчеством художников? Какие же картины
рассматриваем в первую очередь?
В первую очередь, дети знакомятся с картинами, на которых изображены знакомые животные, предметы ( пейзаж, натюрморт) или после наблюдений в природе, прочтения художественного произведения. Воспитателю самому нужно чётко представлять то, что является средством выразительности в картине (цвет, форма, композиция, линия). Например, при рассматривании картины И. Левитана «Золотая осень» мы видим - цвет: медно-золотого убранства березовой рощи; композиция – в центре река, по берегам которой растет березовая роща ; на переднем плане несколько молодых березок, выше – осенний лес; вдали – кустарники ; ритм цвета – золотисто-жёлтый, бледно - зеленый, красноватый.
При рассматривании картины воспитатель располагает детей вокруг себя (дети могут, как сидеть, так и стоять не за столом). Каждый ребенок должен хорошо видеть не только саму иллюстрацию, которая может привлечь детей ярким цветовым решением и возможностью рассматривания отдельных деталей.
В начале воспитатель предлагает детям полюбоваться картиной (начало занятия может быть организовано и как сюрпризный момент: прислали картину, подарили, принесли, пригласили на выставку).
Затем воспитатель должен спросить: нравится или нет картина? Почему нравится?
Воспитатель спрашивает, как можно больше детей. После этого воспитатель говорит сам, что ему нравится на этой картине?
Картину повесить в доступном для восприятия месте (после рассматривания).
Через несколько дней воспитатель может повторно рассмотреть с детьми эту картину
(отдельно детали и дополнить содержание конкретными высказываниями детей). Можно использовать приёмы – вхождение в картину. Нельзя иллюстрацию использовать в качестве образца.
Иллюстрации демонстрируются по мере надобности на рисовании, лепке, аппликации.
Начиная со старшей группы детей, знакомят с произведениями живописи,
картинами, репродукциями русских и российских художников – портретом, пейзажем. Воспитатель учит детей видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года: яркость золотой осени, прозрачность зимы. Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картин, но и чувствовать, что хотел передать художник – радость, грусть.
В ходе рассматривания воспитатель рассказывает о средствах выразительности. Например, как художник расположил деревья, чтобы все поняли, что лес дремучий (картина Шишкина «Утро в сосновом бору»), как художник передал утренний рассвет, влажную траву. Можно организовать рассматривание картин двух, трех художников с изображением того же времени года, чтобы дети могли находить сходство и различие в их творческой манере. Иногда можно использовать музыку, что усиливает
восприятие образа. При знакомстве с портретом надо обратить внимание на то, как художник передает настроение человека. В течение года в группе целесообразно выставлять выставки репродукций на тему «Пейзаж», «Натюрморт».
В подготовительной группе так же закрепляется представления детей по живописи и графике.
По мере того как у детей накапливаются новые впечатления, новые знания, можно предложить, во время рассматривания картин поиграть в викторину (с подгруппой)
«Угадай, кто нарисовал картину?». А перед этим нужно обязательно создать материальную базу: подборку книг с их иллюстрациями, буклеты, ширмы. Знакомство с портретами, рассказы о жизни художников.
Работа проводится на занятиях и в свободное время. Работать надо фронтально, подгруппами, и индивидуально. Вся НОД закрепляется последовательно. Например: если даете лепку по сказке «Три медведя», обязательно вносим иллюстрации картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Делаем аппликацию по этой же сказке – снова нам помогают иллюстрации этого художника. Рассматриваем персонажей в различных ситуациях. А затем закрепляем все на занятиях рисования.
Знакомя ребят с творчеством художников, нужно обращать внимание на особенности этой профессии, даже рассказывать детям, чем работают художники: тушью и пером, карандашами, углем, акварелью, гуашью, белилами, масляными красками
Рассказывая о труде художников, мы воспитываем уважение к этой профессии, интерес к живописи.
Какова же ценность картин о природе?
Вся ценность картин о природе заключается в их исключительной необходимости почти для всей НОД - с их помощью мы сможем полноценно ознакомить детей не только с миром чистого, прекрасного, но и воспитать нравственно, учить видеть окружающий мир во всех его гранях и оттенках. Так же научить эмоциональной отзывчивости, доброте, гуманному отношению к природе, животным, растениям, умение видеть красоту окружающего мира и много – много другого. Что нам и нужно дать нашему подрастающему поколению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Природа в познавательном и эстетическом развитии детей"
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка....
Воспитание эколого-эстетических ценностей у дошкольников через общение с природой.
В настоящее время работе по эколого-эстетическому воспитанию отводится особое место. Для оптимизации этого процесса используются разные формы работы. Общение с природой - основное условие ...
Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) на тему: "Растения в нашем уголке природы"
Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) на тему: "Растения в нашем уголке природы"...
Консультация "Природа в познавательном и эстетическом развитии детей"
Умение "смотреть" и "видеть", "слушать" и "слышать" не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается....
«Природа в познавательном и эстетическом развитии детей»
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цветов, форм, разнообразие оттенков неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации ОО «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира) Экологическая экспедиция "Мы -друзья природы"
Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к родному краю....
Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира. «Знатоки природы»
Задачи: 1. Учить быстро находить ответ на поставленный вопрос.2. Развивать устную речь детей. Обогащать и активизировать словарный запас: исчезающие, нуждающиеся, почва, смешанный, хвойный, перелётные...