Познавательная и эстетическая ценность картин о природе
консультация на тему

Гайдукова Мария Александровна

Прежде чем говорить о ценности картин о природе в детском саду, вспомним, чем является художественно-эстетическое развитие для дошкольника. Художественно-эстетическое развитие детей предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Познавательная и эстетическая ценность картин о природе».

Выполнила:

воспитатель группы №5 «Пчёлки»

Гайдукова М.А.

     Прежде чем говорить о ценности картин о природе в детском саду, вспомним, чем является художественно-эстетическое развитие для дошкольника. Художественно-эстетическое развитие детей предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности.

И рассматривая ту или иную картину с детьми, мы ставим перед собой ряд задач:

  1. побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах, формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства;
  2. развивать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, эстетические чувства, эмоции детей, эстетический вкус, художественное восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства, образные представления, воображение, художественно-творческие способности.

     Любой художник, изображая тот или иной предмет, те или иные события, выражает свое отношение к тому, что он изображает. Именно в этом и заключается

воспитательная сила искусства. Просмотр картин, беседы о том, что это за время года, какие изображены деревья, люди, что за звери, какие они, как характеризует их художник, как он относится к тому или иному герою, всегда увлекают детей. Такие просмотры – беседы не только эстетически воспитывают ребенка, они подводят его к этической (нравственной) оценке героев, событий, явлений. Подводят через впечатления от художественной выразительности образов, эмоционально

 воспринимаемых детьми к окружающему миру.

      А дети - эмоциональнее, чем взрослые люди, они всегда сопереживают, делятся впечатлениям,  делают сравнения.

     Рассматривая картины о природе, мы знакомим детей с художниками и их произведениями живописи:

И. Шишкин «Рожь»«Утро в сосновом бору»«Дубы»«Первый снег»;

И. Левитан «Конец зимы»«Март»«Весна»«Лето» , «Золотая осень»;

А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Остроухов «Золотая осень»;

А. Пластов «Сенокос»«Полдень»«Летом» и др.

     Каждый из названных художников самобытен. Они всегда работают в своей манере, их всегда отличишь.

      Например,  И. Левитан.

О нем говорили:

« С природою одною он жизнью дышал:

ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье».

       Вот, что говорил о картинах Левитана К. Паустовский:

«Только по его картинам «Конец зимы»«Март»«Весна»«Лето»«Золотая Осень» можно знакомить детей с временами года. Показать на примере картин все разнообразие сезонных явлений в запечатленных моментах. Художники нам помогают в воспитании. Помогают различать добро и зло, правильно оценить их: помогают воспитывать любовь к животным, природе заинтересовать детей жизнью, протекающей рядом с нами, помогают растить людей, неравнодушных к окружающему».

     Как же мы знакомим детей с творчеством художников? Какие же картины

рассматриваем в первую очередь?

     В первую очередь, дети знакомятся с картинами, на которых изображены знакомые животные, предметы ( пейзаж, натюрморт) или после наблюдений в природе, прочтения художественного произведения. Воспитателю самому нужно чётко представлять то, что является средством выразительности в картине (цвет, форма, композиция, линия). Например, при рассматривании картины И. Левитана «Золотая осень» мы видим - цвет: медно-золотого убранства березовой рощи; композиция – в центре река, по берегам которой растет березовая роща ; на переднем плане несколько молодых березок, выше – осенний лес; вдали – кустарники ; ритм цвета – золотисто-жёлтый, бледно - зеленый, красноватый.

     При рассматривании картины воспитатель располагает детей вокруг себя (дети могут, как сидеть, так и стоять не за столом). Каждый ребенок должен хорошо видеть не только саму иллюстрацию, которая может привлечь детей ярким цветовым решением и возможностью рассматривания отдельных деталей.

      В начале воспитатель предлагает детям полюбоваться картиной (начало занятия может быть организовано и как сюрпризный момент: прислали картину, подарили, принесли, пригласили на выставку).

      Затем воспитатель должен спросить: нравится или нет картина? Почему нравится?

 Воспитатель спрашивает, как можно больше детей. После этого воспитатель говорит сам, что ему нравится на этой картине?

       Картину повесить в доступном для восприятия месте (после рассматривания).

Через несколько дней воспитатель может повторно рассмотреть с детьми эту картину

 (отдельно детали и дополнить содержание конкретными высказываниями детей). Можно использовать приёмы – вхождение в картину. Нельзя иллюстрацию использовать в качестве образца.

       Иллюстрации демонстрируются по мере надобности на рисовании, лепке, аппликации.

       Начиная со старшей группы детей, знакомят с произведениями живописи, 

картинами, репродукциями русских и российских художников – портретом, пейзажем. Воспитатель учит детей видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года: яркость золотой осени, прозрачность зимы. Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картин, но и чувствовать, что хотел передать художник – радость, грусть.

В ходе рассматривания воспитатель рассказывает о средствах выразительности. Например,  как художник расположил деревья, чтобы все поняли, что лес дремучий (картина Шишкина «Утро в сосновом бору»), как художник передал утренний рассвет, влажную траву. Можно организовать рассматривание картин двух, трех художников с изображением того же времени года, чтобы дети могли находить сходство и различие в их творческой манере. Иногда можно использовать музыку, что усиливает

 восприятие образа. При знакомстве с портретом надо обратить внимание на то, как художник передает настроение человека. В течение года в группе целесообразно выставлять выставки репродукций на тему «Пейзаж»«Натюрморт».

       В подготовительной группе так же закрепляется представления детей по живописи и графике.

       По мере того как у детей накапливаются новые впечатления, новые знания, можно предложить, во время рассматривания картин поиграть в викторину (с подгруппой)

 «Угадай, кто нарисовал картину?». А перед этим нужно обязательно создать материальную базу: подборку книг с их иллюстрациями, буклеты, ширмы. Знакомство с портретами, рассказы о жизни художников.

      Работа проводится на занятиях и в свободное время. Работать надо фронтально,  подгруппами, и индивидуально. Вся НОД закрепляется последовательно. Например: если даете лепку по сказке «Три медведя», обязательно вносим иллюстрации картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Делаем аппликацию по этой же сказке – снова нам помогают иллюстрации этого художника. Рассматриваем персонажей в различных ситуациях. А затем закрепляем все на занятиях рисования.

      Знакомя ребят с творчеством художников, нужно обращать внимание на особенности этой профессии, даже рассказывать детям, чем работают художники: тушью и пером, карандашами, углем, акварелью, гуашью, белилами, масляными красками

       Рассказывая о труде художников, мы воспитываем уважение к этой профессии, интерес к живописи.

        Какова же ценность картин о природе?

Вся ценность картин о природе заключается в их исключительной необходимости почти для всей НОД - с их помощью мы сможем полноценно ознакомить детей не только с миром чистого, прекрасного, но и воспитать нравственно, учить видеть окружающий мир во всех его гранях и оттенках. Так же научить эмоциональной отзывчивости, доброте, гуманному отношению к природе, животным, растениям, умение видеть красоту окружающего мира и много – много другого. Что нам и нужно дать нашему подрастающему поколению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Природа в познавательном и эстетическом развитии детей"

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка....

Воспитание эколого-эстетических ценностей у дошкольников через общение с природой.

В настоящее время работе по эколого-эстетическому воспитанию отводится особое место.  Для оптимизации этого процесса используются  разные формы работы. Общение с природой - основное условие ...

Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) на тему: "Растения в нашем уголке природы"

Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) на тему:  "Растения в нашем уголке природы"...

Консультация "Природа в познавательном и эстетическом развитии детей"

Умение "смотреть" и "видеть", "слушать" и "слышать" не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается....

«Природа в познавательном и эстетическом развитии детей»

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цветов, форм, разнообразие оттенков неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации ОО «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира) Экологическая экспедиция "Мы -друзья природы"

Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к родному краю....

Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира. «Знатоки природы»

Задачи: 1. Учить быстро находить ответ на поставленный вопрос.2. Развивать устную речь детей. Обогащать и активизировать словарный запас: исчезающие, нуждающиеся, почва, смешанный, хвойный, перелётные...