Перспективное планирование по экспериментированию для воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
материал (подготовительная группа) на тему

Седых Татьяна Павловна

Планирование составлено по блокам. Поможет познакомить воспитанников со свойсвами предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_po_eksperim._6-7_let.docx55.41 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по экспериментированию

для воспитанников  старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Цель: углублять представления о  неживой природе.

Задачи:  

- учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов;

- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

  • Развивать  элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (испарения, магнетизм, сила тяготения и др.).
  • Развивать представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха;

-развивать  умение пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, термометры, песочные часы, линейка, магнит).

Формы и методы работы: 

 Формы: индивидуальная, подгрупповая, практическая, теоретическая

Методы и приёмы: игровой;

словесный: беседы, рассуждения, разъяснения;

 моделирование, рассматривание иллюстраций, наблюдения.

Месяц

Блок

Неделя

Тема

Содержание

Сентябрь

ПЕСОК

1.

«Песчаный конус»

- познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты.

2.

«Своды и тоннели»

 - развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

3.

« Песочные часы»

- познакомить с песочными часами;

-развивать ориентировку во времени.

4.

«Песок - глина»

- уточнить  представления о свойствах песка и глины.

Октябрь

МАГНИТ

1.

«Испытания силы притяжения»

- развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы.

2.

«Сила магнита»

- познакомить со способом сравнения силы магнита.

3.

«Летающая бабочка

- познакомиться с магнитом и магнитной силой.

4.

«Магнитный театр»

- развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра.

Ноябрь

1.

«Отправляемся в путешествие»

- закреплять умения выделять предметы, взаимодействующие с магнитом.

2.

«Как достать скрепку из воды, не намочив рук»

 - продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

3.

«Когда магнит вреден»

- познакомить с тем, как магнит действует на окружающее.

ИСПАРЕНИЕ

4.

«Испарение жидкости»

 - формировать представление об испарение воды – превращение воды в пар при нагревании;

-формировать целостного представления об агрегатных состояниях воды: лёд – вода – пар.

Декабрь

1.

«Змей Горыныч о трёх головах»

- развивать представление о единстве агрегатных состояний воды – лёд, вода, пар;

-развитие способностей к преобразованию.

2.

 «Волшебные превращения воды»

- формировать представления об агрегатных превращениях воды;

-формировать действия превращения.

3.

«Снегурочка»

- формировать представления об агрегатных превращениях воды;

-формировать действия превращения.        

       

Январь

1.

«Игра в школу»

- формировать представления  об агрегатных состояниях воды;

-усвоение значений символов льда, пара, воды;

-построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды.

2.

«Царства льда, воды и пара»

- формировать представления об агрегатных состояниях воды;

-развитие представлений о знаках и символах.

3.

«Удивительное превращение капельки воды»

-закреплять знания о различных состояниях воды.

РАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

4.

«Свойства веществ»

- формировать представления о свойствах твёрдых и жидких веществ;

-развивать экологическое сознание;

-развивать способности к преобразованию.

Февраль

1.

«Строение веществ»

- расширять представления о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы;

-развивать способности к преобразованию.

2.

«Плавание тел»

-развивать практические действия в процессе экспериментирования и опытов;

- развивать способности к преобразованию.

ВОЗДУХ

3.

«Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной »

- закреплять представления об испарение и конденсации;

-формировать представление о воздухе.

Март

1.

 «Воздушный шарик»

- познакомить с движением воздуха, его свойствами; -развивать наблюдательность, любознательность.

2.

«Воздух и его свойства»

- формировать представления о воздухе и его свойствах.

3.

«Воздух вокруг нас»

- закреплять представления о воздухе и его свойствах;

-формировать представления о значении воздуха для практических целей.

4.

«Сколько весит воздух»

-развивать логическое мышление;

-расширить представления детей о свойствах воздуха.

Апрель

1.

«Водолаз Декарта»

- формировать представление о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей.

ТЕПЛО

2.

«Термометр»

-познакомить с термометром;

-формировать представление о теплопередаче, нагревании и охлаждении.

3.

«Нагревание проволоки»

- формировать представление о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела.

4.

«Письмо к Дракону»

- формировать представление о теплопередаче;

- развивать способности к преобразованию.

Май

1.

«Незнайка и мороженое»

- закреплять знания о тепловых явлениях и теплопередаче;

-закреплять знания о сезонных изменениях.

Электричество

2.

 «Помоги Золушке»

- формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности;

- познакомить детей с проявлением одного вида электричества. 

3.

«Ожившие волосы»

-продолжать  знакомить со статистическим электричеством. 

4.

«Танцующая фольга»

- закреплять знания о статическом электричестве.

Разработки экспериментов см. Приложение 1.

В помощь воспитателю:

ПАМЯТКА
"Планирование работы с детьми по экспериментированию"
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне "1 минута".
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).


Средний  дошкольный возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).


Старший дошкольный возраст

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1)  активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями

Представленный план  носит комплексный характер,  при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с народными традициями  национальностей проживающих в Туапсинском районе, п...

Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре

Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...

Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»

Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.  В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором

В этом материале представлен перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором...

Перспективное планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения

Цель    занятий: раскрытие творческого потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.   Задачи:·...

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по региональному компоненту

МБДОУ "Головчинский детский сад комбинированного вида "Солнышко", работа по регионольному компоненту....