Перспективное планирование по экспериментированию для воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
материал (подготовительная группа) на тему
Планирование составлено по блокам. Поможет познакомить воспитанников со свойсвами предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_po_eksperim._6-7_let.docx | 55.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по экспериментированию
для воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Цель: углублять представления о неживой природе.
Задачи:
- учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов;
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- Развивать элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (испарения, магнетизм, сила тяготения и др.).
- Развивать представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха;
-развивать умение пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, термометры, песочные часы, линейка, магнит).
Формы и методы работы:
Формы: индивидуальная, подгрупповая, практическая, теоретическая
Методы и приёмы: игровой;
словесный: беседы, рассуждения, разъяснения;
моделирование, рассматривание иллюстраций, наблюдения.
Месяц | Блок | Неделя | Тема | Содержание |
Сентябрь | ПЕСОК | 1. | «Песчаный конус» | - познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты. |
2. | «Своды и тоннели» | - развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. | ||
3. | « Песочные часы» | - познакомить с песочными часами; -развивать ориентировку во времени. | ||
4. | «Песок - глина» | - уточнить представления о свойствах песка и глины. | ||
Октябрь | МАГНИТ | 1. | «Испытания силы притяжения» | - развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы. |
2. | «Сила магнита» | - познакомить со способом сравнения силы магнита. | ||
3. | «Летающая бабочка | - познакомиться с магнитом и магнитной силой. | ||
4. | «Магнитный театр» | - развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. | ||
Ноябрь | 1. | «Отправляемся в путешествие» | - закреплять умения выделять предметы, взаимодействующие с магнитом. | |
2. | «Как достать скрепку из воды, не намочив рук» | - продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. | ||
3. | «Когда магнит вреден» | - познакомить с тем, как магнит действует на окружающее. | ||
ИСПАРЕНИЕ | 4. | «Испарение жидкости» | - формировать представление об испарение воды – превращение воды в пар при нагревании; -формировать целостного представления об агрегатных состояниях воды: лёд – вода – пар. | |
Декабрь | 1. | «Змей Горыныч о трёх головах» | - развивать представление о единстве агрегатных состояний воды – лёд, вода, пар; -развитие способностей к преобразованию. | |
2. | «Волшебные превращения воды» | - формировать представления об агрегатных превращениях воды; -формировать действия превращения. | ||
3. | «Снегурочка» | - формировать представления об агрегатных превращениях воды; -формировать действия превращения.
| ||
Январь | 1. | «Игра в школу» | - формировать представления об агрегатных состояниях воды; -усвоение значений символов льда, пара, воды; -построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды. | |
2. | «Царства льда, воды и пара» | - формировать представления об агрегатных состояниях воды; -развитие представлений о знаках и символах. | ||
3. | «Удивительное превращение капельки воды» | -закреплять знания о различных состояниях воды. | ||
РАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ | 4. | «Свойства веществ» | - формировать представления о свойствах твёрдых и жидких веществ; -развивать экологическое сознание; -развивать способности к преобразованию. | |
Февраль | 1. | «Строение веществ» | - расширять представления о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы; -развивать способности к преобразованию. | |
2. | «Плавание тел» | -развивать практические действия в процессе экспериментирования и опытов; - развивать способности к преобразованию. | ||
ВОЗДУХ | 3. | «Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной » | - закреплять представления об испарение и конденсации; -формировать представление о воздухе. | |
Март | 1. | «Воздушный шарик» | - познакомить с движением воздуха, его свойствами; -развивать наблюдательность, любознательность. | |
2. | «Воздух и его свойства» | - формировать представления о воздухе и его свойствах. | ||
3. | «Воздух вокруг нас» | - закреплять представления о воздухе и его свойствах; -формировать представления о значении воздуха для практических целей. | ||
4. | «Сколько весит воздух» | -развивать логическое мышление; -расширить представления детей о свойствах воздуха. | ||
Апрель | 1. | «Водолаз Декарта» | - формировать представление о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. | |
ТЕПЛО | 2. | «Термометр» | -познакомить с термометром; -формировать представление о теплопередаче, нагревании и охлаждении. | |
3. | «Нагревание проволоки» | - формировать представление о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. | ||
4. | «Письмо к Дракону» | - формировать представление о теплопередаче; - развивать способности к преобразованию. | ||
Май | 1. | «Незнайка и мороженое» | - закреплять знания о тепловых явлениях и теплопередаче; -закреплять знания о сезонных изменениях. | |
Электричество | 2. | «Помоги Золушке» | - формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; - познакомить детей с проявлением одного вида электричества. | |
3. | «Ожившие волосы» | -продолжать знакомить со статистическим электричеством. | ||
4. | «Танцующая фольга» | - закреплять знания о статическом электричестве. |
Разработки экспериментов см. Приложение 1.
В помощь воспитателю:
ПАМЯТКА
"Планирование работы с детьми по экспериментированию"
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне "1 минута".
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Средний дошкольный возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).
Старший дошкольный возраст
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями
Представленный план носит комплексный характер, при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с народными традициями национальностей проживающих в Туапсинском районе, п...
Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре
Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...
Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»
Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....
Перспективное планирование по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к малым формам фольклора». Авторская разработка.
Планирование на сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь....
Перспективное планирование работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором
В этом материале представлен перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором...
Перспективное планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения
Цель занятий: раскрытие творческого потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Задачи:·...
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по региональному компоненту
МБДОУ "Головчинский детский сад комбинированного вида "Солнышко", работа по регионольному компоненту....