Особенности тактильного восприятия детей с нарушением зрения
консультация на тему

Ксения Анатольевна Кокорина

тифлопсихология

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности тактильного восприятия детей с нарушением зрения

Тактильные образы объектов  представляют собой
отражение целого комплекса качеств объектов,
воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.
Они возникают в результате соприкосновения
объектов с наружными покровами тела человека и
дают возможность познать

  • величину,
  • упругость,
  • плотность или шероховатость,
  • тепло и холод, характерные для объекта.

В основе этих образов лежит
деятельность кожно-механического анализатора,
осуществляющего пассивное осязание.
Однако пока осязательные раздражения
действуют на тело, находящееся в покое,
локализация их отличается крайней неопределенностью,
а образ — глобальностью.

Осязание у слепых вовлекается в более активную деятельность, чем у зрячих. Некоторые тифлопсихологи считали осязание единственной модальностью восприятия, которая дает незрячему реальные знания (Ф. Цех). По своему познавательному значению оно сравнимо лишь со зрением (Б. Г. Ананьев).

Тифлопсихологические исследования осязания, осуществленные М. И.  Земцовой, Ю. А. Кулагиным, Л. И. Солнцевой, В. М. Ворониным, Р. Б. Каффеманасом, показали, что осязание является мощным средством компенсации не только слепоты, но и слабовидения. В процессе учебной и трудовой деятельности слепой больше использует тактильную чувствительность, что создает эффект сенсибилизации. Безусловно, такое повышение чувствительности связано с теми участками кожи, которые более активно участвуют в деятельности. Наибольшее повышение чувствительности обнаружено на пальцах рук, что связано с обучением чтению рельефно-точечного шрифта Брайля.

В тифлопсихологии существовало несколько классификаций осязания: разделялось одномерное и последовательное формирование осязательного образа восприятия (Т. Геллер). А. А. Крогиус (1926) выдвинул принятую в настоящее время классификацию, включающую два вида осязания — активное и пассивное. Первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. В раскрытии механизма осязательного восприятия огромное значение имели работы Л.М. Веккера и Б.Ф.Ломова, выделивших «переходный» вид осязания, когда рука неподвижна, а предмет движется по ней. В этих работах нет противопоставления осязания зрению. В процессе активного осязания большое значение приобретает кинестетическая чувствительность. Осязательный образ формируется на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов. Тактильные рецепторы осуществляют фильтрацию раздражений и ограничение афферентного потока. Поскольку осязательное восприятие есть развернутый процесс, скорость приема информации здесь невелика. Однако в ходе тренировки наблюдается редукция ощупывающих движений и повышение роли тактильных компонентов осязания. Особое место занимает осязание при чтении брайлевского шрифта, дающего возможность слепому приобщиться к мировой культуре. Процессы, связанные с изучением чтения рельефно-точечного шрифта по системе Брайля, исследовались значительным количеством тифлопедагогов и тифлопсихологов (Б. И. Коваленко, М. И. Земцова, Н. С. Костючек, Л. И.Солнцева и др.).

Процесс формирования образа брайлевской буквы носит системный, комплексный характер.

В структуру образа включаются представления разных модальностей и разного уровня обобщения. Это находит отражение в методике формирования сенсорного образа брайлевского алфавита:

  • форма буквы соотносится с реальными предметами

(Б. И. Коваленко, Б. Е. Тараканов),

  • сличается с геометрическими эталонами,
  • используются цветные увеличенные разборные колодки, дающие опору для зрения и осязания в активной деятельности по воспроизведению структур брайлевских букв на различных приборах (брайлевское шеститочие, колодки и т.д.).

Изучение осязательного восприятия слабовидящих детей, проведенное Р.Б.Каффеманасом,показывает:

  1. значительное превосходство слабовидящих детей
    над нормально развивающимися сверстниками
    в продуктивности осязательного восприятия,
    особенно в младшем школьном возрасте.
  2. Выявлены 2 способа перцептивной деятельности:
  • синхронность движений пальцев обеих рук;
  • двигательная пассивность.
  1. Для слабовидящих характерен более высокий уровень
    последовательности перцептивных действий,
    в отличие от хаотичности осязательных движений,
    часто наблюдающейся у нормально видящего.

Таким образом, тактильное восприятие является способом познания мира ребенком с нарушением зрения. Огромное компенсаторное значение имеет развитие остаточного зрения, которое оказывает значительную помощь ребенку при осязательном восприятии предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения

Программные задачи:1. Закрепление умения  узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение  в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

Потеря зрения особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИСЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В статье раскрыто отрицательное влияние зрительной патологии на развитие ребенка, на формирование его познавательной деятельности, восприятий, представлений, мышления. Знакомство с природой, целенапра...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».

Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, вн...

План самообразования по теме «Народное творчество в формировании художественно-эстетического восприятия детей с нарушением зрения».

Закреплять и развивать у детей с ОВЗ интерес к изобразительной деятельности с включением элементов народной росписи и создания декоративных композиций по мотивам народных изделий....