КОНСПЕКТ занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему: «В гостях у « цветика-семицветика». (2 год обучения)
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Мордвинова Елена Александровна,
заместитель директора по ВР, НМР
МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара
Программа работы экспериментальной площадки
«Организационно-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения учащихся»
Актуальность темы:
В концепции модернизации Российского образования говорится, что одной из важнейших задач воспитания является «формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Составная часть социализации – профессиональное самоопределение, умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности, осуществлять жизненный и профессиональный выбор. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование такой ключевой компетенции у выпускника современной общеобразовательной школы как, умение осуществлять профессиональный (и шире – жизненный) выбор.
Для этого необходимо глубокое теоретическое осмысление проблем социального воспитания в аспекте профессионального самоопределения детей (на пропедевтическом уровне в начальной школе) и подростков (в основной школе в связи с предпрофильным и профильным обучением); выявление особенностей формирования социального самосознания; разработка и осуществление специальных программ, с помощью которых возможно создать условия для основ профессионального становления и самореализации личности, решить важную проблему самоопределения подростка в системе жизненных ценностей, его социализации.
Социальное становление личности учащегося на уроке и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую и социальную активность, построить карьеру, быть успешным в профессии, в жизни. Традиционные и новые профессии все больше начинает рассматриваться как средство для построения жизненного успеха, а также становятся средством для нахождения с помощью профессии учащимися своего места в российском обществе. Таким образом, в период, современного изменяющегося общества и динамичных общественных процессов, необходимо разработать современные подходы к формированию профессионального самоопределения учащихся, отвечающие изменяющимся профессиям и изменяющемуся человеку. Задача школы – создание условий для профессионального самоопределения выпускника.
Школа и общество – объективно коэволюционирующие системы. И для обеспечения коэволюции школа должна моделировать процессы, происходящие в обществе, в том числе действие универсальных законов, которые имеют место на всех этапах его развития. Освоив модель, учащиеся смогут проецировать систему универсальных законов на актуальное состояние общества, обнаруживать различные аспекты личностного проявления в многообразии социальных связей и способов их взаимодействия, прогнозировать будущее, смогут самоопределиться в выборе профессии.
Далее под профессиональным самоопределением (далее – ПС) мы будем понимать «активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса». В своих работах Н.С.Пряжников подчеркивает неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни. Он считает, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации», т.е. профессиональное самоопределение неразрывно связано с профессиональным становлением личности.
Основные моменты процесса профессионального становления:
1. ПС – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром ПС является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. ПС осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
4. Актуализация ПС личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.
5. ПС является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:
- информационно-справочные, просветительские;
- диагностические (в идеале – помощь в самопознании);
- морально-эмоциональная поддержка обучающихся;
- помощь в выборе, в принятии решения.
Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у учащихся внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Опыт зарубежных образовательных учреждений, в частности – в «Международной сети европейских продуктивных школ» (INEPS), а также опыт работы школьных экспериментальных площадок г.Москвы, г.Челябинска и др., наталкивает нас на процесс соединения допрофессиональной и профессиональной подготовки, профессиональной ориентации молодежи средствами ИКТ, социально-ориентированной деятельности на уроках и во внеурочной практики учащихся.
Таким образом, организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в школе – взаимодействие всех вовлеченных субъектов: обучающихся и их семей; администрации, учителей, кл.руководителей, педагогов дополнительного образования; социальных партнеров школы (вузы, организации, предприятия), а также: учреждений дополнительного образования различной направленности; специализированных профориентационных (государственных и негосударственных) учреждений; органов управления образованием; предприятий экономической сферы.
В современной системе общего среднего образования России возникли следующие противоречия:
– между содержанием среднего образования, определяемым стандартами первого и второго поколения и практически отсутствием в нем содержания, определяющего активную социализацию учащихся в аспекте их профессионального самоопределения, что определяет повышение качества трудовых ресурсов страны в условиях ее включения в мировое разделение труда и жесткой экономической конкуренции;
– между необходимостью решения проблем активной социализации, профессионального и личностного самоопределения учащихся, и отсутствием условий для активной социализации учащихся, организационно-педагогогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся и психолого-педагогической помощи выпускнику школы.
Кроме этого:
– слабо просматриваются связи между образовательными учреждениями и социумом (другими образовательными учреждениями, бюджетными организациями, центром занятости населения и др.), программно-целевое взаимодействие с которыми обеспечивало бы успешное формирование учащихся к профессиональному самоопределению, в том числе и социальную практику учащихся, что явилось бы фундаментом активной социализации учащихся.
Таким образом, актуальность заявленной темы эксперимента вытекает из:
- Потребностей общеобразовательной школы в разработке системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.
- Недостаточной теоретической и научно-методической разработанности проблемы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в условиях внедрения ФГОС второго поколения в общеобразовательную школу.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современных условиях послужили необходимым основанием для определения темы экспериментальной деятельности.
Идея эксперимента:
- Апробация личностно-ориентированного, деятельностного, ценностного и контекстного подходов к профессиональному самоопределению учащихся через внедрение современных научных достижений в учебно-воспитательный процесс школы для повышения его эффективности и создание организационно-педагогических условий профессионального самоопределения учащихся, направленных на становление их субъектной позиции, формирование социально-профессиональной мобильности, способности ориентироваться в изменяющейся социально-экономической ситуации.
- Осуществление комплексной профориентационной работы всеми субъектами, участвующими в организационно-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения учащихся.
- Возможность трансформирования накопленного и систематизированного педагогического опыта по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся, накопленного за годы эксперимента в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ г.о.Самара.
Объект эксперимента: Процесс профессионального самоопределения учащихся МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара.
Предмет эксперимента: организационно-педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся как ключевой компетенции выпускника школы.
Гипотеза: Если создать оптимальные педагогические условия формирования профессионального самоопределения учащихся, разработать и внедрить систему организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся (через встраивание социальной практики в учебный и воспитательный процесс и тем самым обеспечение вхождения учащихся в социальную среду, их приспособления к культурным и социологическим факторам), то произойдет успешная профессиональное самоопределение (и шире – социализация) учащегося.
Цель эксперимента: Теоретически и экспериментально обосновать целостную систему сопровождения профессионального самоопределения учащихся и методическое сопровождение программы профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты (в соответствии целями программы развития школы на 2013-2018 гг.: 1) помощь обучающимся в конкретном выборе, связанном с определением либо сферы профессиональной деятельности / конкретной профессии, либо варианта дальнейшего обучения; 2) формирование и развитие компетенций, необходимых выпускнику школы для самостоятельной ориентации и осуществления профессионального выбора в динамично меняющихся условиях (компетентностный подход к организации УВП в школе).
Задачи:
- Разработка системы и реализации программы профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты.
- Оказание психолого-педагогической помощи в составление индивидуальных образовательных траекторий для более глубокого удовлетворения интересов, развития способностей учащихся с учетом их образовательных потребностей и профессиональных запросов.
- Определение и создание условий эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (кадровое обеспечение, материально-техническое, научно-методическое).
- Формирование и развитие единой информационной научно-методической базы (системы тематических предметных, внеклассных Интернет-ресурсов различного уровня, видеоматериалов профориентационной направленности по новым и высокотехнологичным профессиям, издание специализированного методического пособия «Мир профессий от А до Я» для детей, подростков, родителей по проблеме профессионального самоопределения) в сфере поддержки профессионального самоопределения обучающихся на всех ступенях образования в соответствии с ФГОС и обеспечение их доступности субъектам УВП.
- Уточнение путей и способов включения профориентационных аспектов в содержание общего образования (варианты: в учебный и воспитательный план работы школы, дополнительное образование и др.)
- Реструктуризация социальных связей общеобразовательной школы и социума в связи с реализацией ФГОС НОО и ООО.
- Формирование целостного набора критериев оценивания результативности социально-профессионального самоопределения выпускников школы и внесение предложений о совершенствовании соответствующей статистики.
- Разработка системы показателей результативности деятельности администрации, учителей-предметников, классных руководителей, педагогов ДО по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся (дифференцированно по уровням образования, по уровням деятельности и по содержательным линиям).
- Внедрение в практику и распространение в педагогическом сообществе достижений ОУ в области организационно-педагогического сопровождения профес.самоопределения обучающихся.
- Повышение культуры делового взаимодействия в сфере социального партнерства с целью учета локальных изменений в потребностях рынка труда и образования, удовлетворения запроса региона в кадровом обеспечении в соответствии с перспективами его социально-экономического развития.
Диагностический инструментарий:
- Входящее, промежуточное и итоговое тестирование.
- Анкетирование, направленное на выявление образовательных запросов учащихся.
- Анкетирование, направленное на определение готовности учащихся к профессиональному самоопределению (карта наблюдения, таблица уровней готовности, соцопрос, рекомендации по переходу на более высокий уровень готовности).
- «Портфолио учащегося по профессиональному самоопределению», включающий дневник профессионального самоопределения и дневник социальной практики.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
- Уровень мотивации учащихся в рамках реализации задач допрофессиональной подготовки и профессиональной подготовки.
- Мониторинг готовности учащихся к профессиональной деятельности на основании анализа «Портфолио учащегося по профессиональному самоопределению».
- Общая высокая культура, толерантность выпускников, удовлетворенность подготовкой к продолжению образования и адаптации к современным условиям жизни, как со стороны учащихся, так и их родителей.
- Научно-методический и творческий образовательный продукт (проектные и творческие работы).
- Контролинг поступления учащихся в учебные заведения (ПУ, ССУЗы, вузы) в соответствии с моделью профессионального самоопределения.
- Успешное обучение в учебных заведениях страны и трудоустройство.
- Сотрудничество в системе «школа-выпускник» переписка, участие в фестивалях, коллективно-творческих делах, профориентационных классных часах, выступление в СМИ и т.д.
- Транслируемость достигнутых результатов (возможность и актуальность публикации материалов эксперимента), трансформирование модели в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ.
Сроки эксперимента: 3 года
Этапы эксперимента:
1 год эксперимента:
сентябрь-декабрь
Аналитический этап
Цель этапа: изучить отечественный и зарубежный опыт по вопросу организационно-педагогического сопровождения и условия формирования профессионального самоопределения учащихся как ключевой компетенции выпускника школы.
январь-март
Формирующий этап
Цель этапа: собрать, проанализировать и структурировать информацию об образовательных потребностях учащихся для создания алгоритмов оперативного и стратегического управления деятельностью по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
апрель
Аналитико-диагностический этап
Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП и выявить результативность системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.
май
Контрольный этап
Цель этапа: провести мониторинг первого года эксперимента, внести коррективы
2 год эксперимента:
сентябрь-декарь
Аналитический этап
Цель этапа: собрать, проанализировать и структурировать информацию по реализации и внедрению системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в условиях реализации ФГОС НОО и ОО в ОУ; разработать программу профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты; определить условия эффективности организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (кадровое обеспечение, материально-техническое, научно-методическое).
январь - март
Формирующий этап
Цель этапа: оказать содействие и психолого-педагогическую помощь учащимся в решении проблемы «выбора», выстраивании собственной образовательной траектории профессионального самоопределения и социальной практики. Реализация социальной практики учащихся на основе социального партнерства через программу профессионального самоопределения учащихся, интегрирующей педагогический и организационный аспекты.
апрель
Аналитико-диагностический этап
Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП для выявления результатов деятельности системы и программы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.
Контрольный
Цель этапа: провести мониторинг второго года эксперимента, внести коррективы.
3 год эксперимента:
сентябрь-октябрь
Аналитический этап
Цель этапа: провести анкетирование участников УВП с выявления положительных и отрицательных результатов реализации системы и программы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся и развития социального партнерства ОУ.
ноябрь-март
Формирующий этап
Цель этапа: создать условия для обобщения материалов «Портфолио учащегося по профессиональному самоопределению», включающий дневник профессионального самоопределения и дневник социальной практики.
апрель
Аналитико-диагностический этап
Цель этапа: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП для выявления результатов деятельности системы и программы.
май - июнь
Контрольный этап
Цель этапа: организовать работу по программе.
Итоговый анализ:
– Методический аудит;
– Информационный банк.
Прогноз возможных негативных последствий
- Пассивность социальных партнеров ОУ в оказании действенной помощи при организации эксперимента.
- Недостаточность финансовых средств для реализации проекта.
Способы коррекции, компенсации негативных последствий
- Разработка и согласование плана, договора о совместной деятельности с социальными партнерами.
- Разработка и согласование плана и программы привлечения спонсорских средств через НКО Благотворительный фонд «Ильинка».
- Взаимодействие со СМИ с целью привлечения внимание общественности к данной проблеме.
Состав участников эксперимента.
Функциональные обязанности (в соответствии с приказом по ОУ от 03.09.2013)
Администрация школы
Директор:
– координация условий и хода эксперимента
– разработка, корректировка нормативно-правовой базы школы в рамках программы.
Зам. директора по УВР:
– корректировка УВП в целях реализации задач предпрофессиональной и профессиональной подготовки школьников.
Зам. директора по ВР:
– заключение договоров с социальными партнерами на предмет реализации профориентационной работы с учащими на уроках и во внеурочной деятельности;
– разработка базы учетно-отчетной документации по реализации задач профориентационной работы (и возможно – социальной практики).
Зам. директора по НМР и педагог ДО:
– методическое сопровождение эксперимента;
– организация работы по формированию содержательной части основных разделов программы эксперимента.
Методист школьного музея:
– связь с СМИ с целью привлечения внимания общественности и дополнительного финансирования эксперимента.
Системный администратор (зам. директора по ИКТ):
– создание страницы школьного сайта по вопросам профориентации;
– проведение виртуальных телемостов между учебными заведениями, работодателями, общеобразовательными школами.
Социальный педагог (психолог, учитель химии):
– разработка диагностического материала для отслеживания результатов реализации системы и программы профессионального самоопределения учащихся;
– оказание индивидуальной социально-психолого-педагогической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, выборе индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающей формирование профессионального самоопределения учащихся;
– психолого-педагогическое сопровождение хода эксперимента;
– организация сотрудничества с социальными партнерами на предмет реализации социальной практики.
Библиотекарь:
–– информационно-библиографическое сопровождение программы эксперимента.
Классные руководители:
– организация пропедевтической деятельности (1–8 классы) и деятельности учащихся по дневнику профессионального самоопределения (9–11 классы);
– контроль программы по профессиональному самоопределению.
Медицинская служба:
– контроль состояния здоровья участников эксперимента.
База эксперимента: МБОУ СОШ № 12 имени Героя Советского Союза Сафонова Ф.М. г.о.Самара
В эксперименте принимают участие учащиеся 1–11 классов, классные руководители данных классов и воспитатели ГПД.
Среди учащихся 9-х классов на уровень эксперимента выводится 9А класс, 9 Б класс – контрольный.
В рамках экспериментальной деятельности к сотрудничеству привлекаются социальные партнеры ОУ.
Научно-методическая обеспеченность эксперимента
- Нормативно-правовая база:
1.1. Проекты концепций профориентации и сопровождения профессионального самоопределения (на федеральном уровне):
• проект Концепции педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников в условиях перехода на 12-летнее образование (РАО, Н.С. Пряжников, 2001);
• проект Концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников (РАО, Н.Ф. Родичев, 2006);
• проект Концепции профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений (ФИРО, Е.А. Рыкова, 2009);
• концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования России от 18.07.2002 № 2783), практика реализации которой в 2003-2006 гг. оказала влияние на формирование более гибких подходов к построению учебных планов основной и старшей школы, отразившихся в новых ФГОС общего образования.
1.2. Продуктивные идеи и подходы, содержащиеся в обозначенных выше документах, были учтены при разработке Концепции «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях непрерывности образования» (разработана Федеральным агентством по делам молодежи// Вестник образования, октябрь, 2013).
1.3. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) содержит положения о профессиональной ориентации обучающихся, согласно которым: • детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, оказывается помощь, в том числе в профориентации и получении профессии (ст. 42.2);
• в старшей школе предусматривается индивидуализация и профессиональная ориентация содержания среднего общего образования (ст. 66.3);
• дополнительное образование детей направлено в том числе, на обеспечение их профессиональной ориентации (ст. 75.1).
Нормативно-правовая база МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара: Устав ОУ, Программа развития и др. локальные акты ОУ.
2. Кадровая обеспеченность: административный блок ОУ, классные руководители, воспитатели ГПД, учителя-предметники, социальный педагог, внештатный психолог, медик, педагоги дополнительного образования.
3. Курсы и обучающие семинары по теме эксперимента:
– КПК по теме: «Управление инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения»;
– семинар с педагогическим коллективом (обмен опытом);
– обучающие семинары для педагогического коллектива ОУ и учащихся, формирование творческих групп (в течение эксперимента).
– перспективный план прохождения курсовой переподготовки педагогических кадров.
Форма представления результатов эксперимента для массовой практики
- Оказание консультативных услуг.
- Участие в конференциях разного уровня по теме экспермента.
- Проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению системы и программы в УВП ОУ.
- Разработка методического пособия «Мир профессий от А до Я» (из опыта работы).
Список используемой литературы
- Кобелева Л.Ю., Третьякова В.Ф. Мониторинг готовности школьников к профессиональному самоопределению: В помощь классному руководителю. – Челябинск: СИМАРС, 2008
- Кобелева Л.Ю., Третьякова В.Ф. Я и моя будущая профессия. Портфолио: Дневник профессионального самоопределения. – Челябинск: СИМАРС, 2007.
- Концепция «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в условиях непрерывности образования» // журнал «Вестник образования», октябрь, 2013 (разработана Федеральным агентством по делам молодежи).
- Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка: Материалы по реализации программы экспериментальной площадки /Т.А. Ничкова, О.В. Ядрышникова. – Панаевск: Методическая служба, 2011
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. – М., 20002.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – Москва: Вако, 2005. - 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения на тему : " В гостях у цветика-семицветика" 2 год обучения
Программные задачи:1. Закрепление умения узнавать и называть точным словом оражевый цвет.2. Упражнение в соотнесении эталона оранжевого цвета с предметным изображением.3. Обучение локализа...
Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
В работе описаны способы применения мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия с детьми дошкольного возраста....
Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
Потеря зрения особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание....
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения
Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...
Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр и упражнений» (2-й год обучения)
Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия 2-го года обучения определяется наличием определенных трудностей, возникающих у детей с нарушен...
«Развитие зрительного восприятия детей с нарушениями зрения».
Механизмы пространственного познания играют значительную роль как для общего когнитивного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для реализации любой деятельности ребенка....
Развитие зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
Механизмы пространственного познания играют значительную роль как для общего когнитивного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для реализации любой деятельности ребенка....