Индивидуальное развитие детей в музыкальной деятельности.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Пачина И.В.

Развитие творческого потенциала у детей, посредством индивидуальной работы с дошкольниками.  

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Индивидуальное развитие  детей  в                  

                            музыкальной  деятельности.

Для развития творческого потенциала у дошкольников  необходимо создать следующие педагогические условия: 

1.создание благоприятной предметно-развивающей среды;

2.преемственность в работе воспитателя, музыкального руководителя;

3. тесное сотрудничество с родителями;

4. разработка индивидуального  развития ребёнка в музыкальной деятельности.

Рекомендации.

Для преодоления проблем, к ребенку требуется индивидуальный подход. Ведущим направлением в работе является развитие музыкально-творческой активности, потребности к восприятию музыки в образовательной деятельности и в свободное время,

Цель и задачи.

 Целью  данной работы является формирование у ребенка интереса к музыке, творческой активности в разных видах музыкальной деятельности.

 Задачи:

• Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности.

• Развивать и совершенствовать музыкальные способности.

• Формировать культуру слушания музыки.

• Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.

• Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.

Материально-техническое обеспечение:

• Наглядно-дидактические пособия;

• Аудиотека;

• Альбом, иллюстрации;

• Музыкальные дидактические игры;

• Музыкальные подвижные игры;

• Детские музыкальные инструменты.

План индивидуальной работы по развитию музыкальных способностей (приложение 1),  в котором прослеживается работа с родителями, с коллективом, интеграция образовательных областей: 

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

                                                                                                     Приложение 1

План индивидуальной работы с детьми по развитию музыкальных способностей

Основные направления в работе.

Игры, упражнения с ребёнком

Обору-дование

Взаимодей-ствие с семьёй

Участники

                                                            Сентябрь

1,2

Развитие тембрового и динамичес- кого восприятия.

М/игры: «Угадай, на чем играю? »,  «Тихо-громко», «Музыкальный магазин», Музыкальный домик».

Детские музыкальные инструмен- ты: ложки, бубен, колокольчик, металлофон.

Консульта-ция

«Музыкаль-ные игры в семье»

Муз. руководитель, воспитатель, родители

3, 4

Формирова- ние навыков культуры слушания музыки

Дид. игра

«Угадай музыку и покажи картинку».

«Изобрази музыку».

Аудиотека произведе-ний из детского альбома П. И.Чайков-ского: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла»

 Беседа «Музыкален ли ваш ребенок».

Муз. руководитель, воспитатель,  родители

                                                                Октябрь

1, 2

Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки.

Дид. игра «Песня-танец- марш».

Картинки  к игре. Подборка музыки: марш,  полка, барыня, песня.

Советы как научить ребенка слушать классичес-кую музыку и высказывать своё мнение о ней.

Муз. руководитель, воспитатель, родители

3, 4

Работа над звуковысот-ным восприятием.

Д/игры: «Мама и детки», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет»

Иллюстрации к игре. Картинки с членами семьи (мама, папа, ребёнок)

Задание для родителей «Придумать песенку мамы и ребёнка на определённый звук»

Муз. руководитель, воспитатель, родители

                                                                  Ноябрь

1, 2

Совершенст-вование музыкально-ритмических движений:

Муз-подвижная игра «Делай как я», « Шапочку передавайте»

Подборка  танцевальноймузыки.

«Волшебная» шапочка».

 Советы «Музыкаль-ные подвижные игра и их использова-ние в домашних условиях»

Муз. руководитель, воспитатель, родители

3, 4

Развитие и совершенст-вование ритмическо-го слуха

«Раз, два, три, за мною повтори»

Игра на одной пластине металлофона.

Музыкаль-ные инструменты Игры: «Сыграй и повтори» «Запомни, повтори»

Консульта-ция «Особеннос-ти ритмичес-кого восприятия у детей»

Муз. руководитель, воспитатель, родители

                                                                  Декабрь

1, 2

Развитие певческих умений и навыков:

Вместе с ребенком петь  знакомые песни,

Видеоклип песни или иллюстрации к ним.

Беседа «Развитие певческих умений и навыков»

Муз. руководитель, воспитатель, родители

3, 4

Развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания).

«Запомни и нарисуй», «Соедини фигуры».

Проводит педагог – психолог.

Рекоменда-ции «Особеннос-ти психических процессов»

Психо-лог, воспитатель, родители

                                                                 Январь

1, 2

Побуждение к элементар-ному музыкаль-

ному творчеству.

«Петушок, курочка, цыплята» ( на закрепление  музыкальных регистров

Игрушки:

петушок, курочка, цыплёнок.

металлофон.

Памятка «Приемы развития музыкаль-ного творчества»

Муз. руководитель, воспитатель, родители

3, 4

Создание условий для развития песенного творчества.

Предложить придумать песенку на слоги (хрю-хрю, га-га и т.д)

Песня «Машино стадо». Картинки домашних животных и птиц.

Предложить придумать песенку кошечки, собачки на слог (мяу-мяу, гав-гав).

Муз. руководитель, воспитатель, родители

                                                                 Февраль

1, 2

Побуждение к имповиза-ции игровых и танцеваль-ных движений.

Предложить самостоятельно придумать танцевальные движения к песенке.

« Весёлые строители»

Песня-игра г. Вихаревой.

Памятка «Как вырастить творческую личность»

Муз. руководитель, воспитатель, родители

3,4

Логоритмика- активизация речи с одновременными движениями.

«Водят пчёлы хоровод»,  «Над цветком пчела жужжит».

Маска пчелы, цветок.

Консульта-ция «Воспитание ребёнка средствами музыки».

Муз. руководитель, воспитатель, родители

                                                                  Март

1,2

Музыкально-игровая деятельность:

Работа над ритмическим рисунком.

Развитие звуковысот-ного слуха.

«Учитесь танцевать»

«Ступеньки»

Большая кукла и маленькие (по числу играющих)

Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрёшка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Памятка «Игра – это искусство»

Муз. руководитель, воспитатель, родители

3,4

Музыкально-игровая деятельность.

«Громко – тихо»

«Громко – тихо запоём»

Два кубика: большой и маленький.

Игровой материал: Любая игрушка

Консульт-ация: «Поиграем вместе»

Муз. руководитель, воспитатель, родители

                                                                     Апрель

1,2

Развитие детского тв орчества.

Закрепление знаний о высоте звука (высокий и низкий)

«Музыкальные птенчики»

«Домик – крошечка»

Картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 шт.

Фигурки зверей.

Памятка «Высокий, низкий звуки»

Муз. руководитель, воспитатель, родители

3,4

Музыкально-игровая деятельность.

Развитие звуковысот-ного слуха

«Курица и цыплята»

«Кто в домике живёт?»

Домик, кукла Маша, металлофон.

Красочный терем, фигурки мама – медведица, папа, и сынишка – Мишка.

Круглый стол с родителями:

«Делаем игру вместе»

Муз. руководитель, воспитатель, родители

                                                                       Май

1,2

Развитие тембрового слуха.

«Нам игрушки принесли»

«Колпачки»

Музыкаль-ные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Три красочных бумажных колпачка, ДМИ

Памятка «Что такое ДМИ?»

Муз. руководитель, воспитатель, родители

3,4

Закрепление пройденного материала.

«Чудесный мешочек»

«Выполни задание»

Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нём игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.

фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, баян).

Памятка «Играем летом!»

Муз. руководитель, воспитатель, родители

Приложение 2

Консультация музыкального руководителя для родителей

Тема: «Музыкальные игры в семье».

         Игра – насущная потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.

Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.

Учитесь танцевать.

Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих) .

Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.

Громко – тихо.

Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.

Ход игры:

1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.

2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, по мяукать, по хрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют

«фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.

Нарисуй песню.

Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.

Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.

Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.

Громко – тихо запоём.

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.

Угадай мелодию.

Игровой материал: записи песен, фишки.

Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Танцы сказочных персонажей.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т. д.)

   Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.

Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.

Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением

Разработка индивидуальной программы обучения  воспитания и развития  ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении

в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении

в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...