Проектная деятельность "Детский сад будущего"
проект (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mdou_no140.docx | 55.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический и практический материал по проекту «Мы играем в детский сад».
Целевой проект
«Детский сад будущего»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название раздела | Содержание раздела |
Краткое название проекта | |
Полное название проекта | «Город мастеров» «Формирование у дошкольников ранних представлений о профессиях взрослых». |
Полное наименование образовательного учреждения | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №140» г. Ярославль |
Авторы проекта | Лабутина Наталия Александровна, Павлова Мария Алексеевна, Фролова Светлана Владимировна |
Основная идея проекта (гипотеза) | Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий в детском саду будет эффективным, если: |
Цель проекта | Сформировать представления детей о мире современных профессий, связанных с трудом людей в детском саду |
Задачи проекта | Познакомиться с профессиями: воспитатель, младший воспитатель, повар, прачка, дворник, музыкальный работник, медицинский работник. Определить, какими качествами должны обладать люди той или иной профессии. Создавать условия для развития предметно-развивающей среды Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых; Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, приобретение возможности каждой семье принять участие в проекте. |
Предполагаемый результат | Дети знают о профессиях работников детского сада. Имеют представление о личностных качествах каждой профессии, о соответствующих атрибутах, специальной одежде. В группе создана развивающая среда в соответствии с тематикой проекта. Развили познавательную активность, творческие способности средствами разных видов художественно-продуктивной деятельности, коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми. Приобрели опыт продуктивного взаимодействия друг с другом. Родители самостоятельно осуществляли поиск информации из разных источников. Совместно с взрослыми осуществляли подбор различных материалов для продуктивной деятельности и создавали продукты этой деятельности (макет). Возросла речевая активность детей в разных видах деятельности. Педагоги повысили свое профессиональное мастерство. |
Этапы реализации проекта | 1 этап – подготовительный (с 01.09.16. по 30. 09.16.) мониторинг, создание условий для реализации проекта. 2 этап – основной (с 03. 10.16. по 09. 11.16.) Реализация системы содействия развитию знаний детей о профессиях взрослых в детском саду 3 этап – итоговый (с 10.11.16. по 30.11.16.): Сбор и обработка материалов (анкет, мониторинг); Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; Обобщение материала проекта. |
Актуальность проекта.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития познавательной потребности ребенка. По своей природе дети любознательны. Удовлетворяя свое любопытство, детям гораздо интереснее самим все потрогать, разобрать, сделать что-то своими руками. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют детские виды деятельности - игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Ребенок исследует окружающий мир, движимый интересом и любопытством, его интересует абсолютно всё и он не жалеет ни времени, ни сил, чтобы познать мир. В век стремительного прогресса научно-технической мысли дети растут в насыщенном информационном поле. Они, как губка, впитывают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Неудивительно, что некоторые дети уже в дошкольном возрасте имеют элементарные представления о солнечных батареях, бывали в планетарии и тема космоса им очень интересна, они знают про кондиционеры и увлекаются разными видами спорта.
Но при этом дети ходят каждый день в детский сад, и по результатам мониторинга детей на начало учебного года, выявлено, что знания детей о детском саде в целом, достаточно поверхностны. Решено реализовать проект «Детский сад будущего», в рамках которого, и будут даны, и систематизированы более глубокие знания о детском саде и людях, которые в нем работают.
Цель: сформировать представления детей о мире современных профессий, а именно профессий детского сада.
Задачи:
1. Выявить знания о профессиях. Познакомиться с профессиями: воспитатель, младший воспитатель, прачка, повар, дворник, музыкальный руководитель, медицинский работник.
2. Определить, какими качествами должны обладать люди той или иной профессии.
3. Сформировать представления детей о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы;
4. Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
5. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, приобретение возможности каждой семье принять участие в проекте.
Участники проекта: дети, воспитатели, специалисты, родители.
Тип проекта: среднесрочный (с 01.09.16. по 30. 11.16.).
Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
Ожидаемые результаты:
- Дети познакомились с профессиями в детском саду: воспитатель, младший воспитатель, повар, прачка, дворник, музыкальный работник, медицинский работник.
- Сформированы представления о личностных качествах каждой профессии, о соответствующих атрибутах, специальной одежде.
- Приобрели опыт продуктивного взаимодействия друг с другом.
- Совместно с взрослыми осуществляли подбор различных материалов для продуктивной деятельности и создавали продукты этой деятельности (макет).
- Возросла речевая активность детей в разных видах деятельности.
- Педагоги повысили свое профессиональное мастерство.
- Дети мотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий;
- Умеют отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий;
- Имеют представление о востребованных в обществе профессиях;
- Родители проявляют активность в воспитании и образовании детей;
- Обогатилась развивающая предметно – пространственная среда детского сада.
Содержание:
Этапы:
1 этап – подготовительный (с 01.09.16. по 30.09.16.)
- Анализ методического обеспечения, ресурсных возможностей
Перечень методической литературы по данной теме:
- В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками 4-7 лет», М. 2015
- Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» М, 2015
- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада», Воронеж, 2014
- Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет» М, 2013
- Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» М,2015
- И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» М, 2015
- Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет» М, 2014
- Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, С.Н. Толстякова «Детский сад будущего» М, 2010 (приложение к журналу «Управление ДОУ» №4)
- В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» Занятие №25 стр.60
- Э.П. Короткова «Обучение рассказыванию в детском саду» Игра – занятие «Кто вместе с Мишкой играл в кубики?» ст.24
- Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада»,2007
- Мониторинг (не заполнять до разработки единой таблицы проектной группой),
Создание условий для реализации проекта (план модернизации РППС группы)
- Игры на развитие мелкой моторики. Шнуровка.
- Лото «Профессии»
- Дидактическая игра «Кем быть»
- Дидактическое пособие «Профессии»
- Развивающие игры «Любимые сказки», «Что такое хорошо и что такое плохо»
- Набор посуды «Повар»
- Медицинские принадлежности: колбочки, пипетки, вата, бинт, баночки с разноцветными крышками и т.д.
- Лего
- Набор животных для зоопарка
- Макет
- Определение перечня профессий для своей возрастной группы
Воспитатель
Младший воспитатель
Медицинский работник
Повар
Прачка
Дворник
Музыкальный работник
- Методические материалы (тематические беседы, экскурсии, конспекты образовательных ситуаций) см. приложение
- Создание центров интерактивной игровой деятельности по профессиям работников детского сада. Продукт: Пополнили центры:
- Книжный уголок: художественная литература в соответствии с темой проекта, иллюстрации.
- Цент сюжетно-ролевых игр: совместное изготовление атрибутов к играм.
- Центр строительно-конструктивных игр: Лего, напольный крупный конструктор.
Результат: обновление РППС в соответствии темой проекта
2 этап – основной (с 03.10.16. по 09.11 16.)
Реализация системы содействия развитию знаний детей о профессиях взрослых.
3 этап – итоговый (с 10.11.16. по 30.11.16.):
Сбор и обработка материалов (анкет, мониторинг);
Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
Дети познакомились с профессиями воспитатель, младший воспитатель, прачка, повар, дворник, музыкальный руководитель, медицинский работник. Выяснили, какими качествами должны обладать люди той или иной профессии, соотносят и отбирают орудия труда в соответствии с профессиями людей, повысился интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх. У детей обогатился словарный запас слов. Каждая семья активно принимала участие в создании макета, обогащению предметно-развивающей среды, в выставке рисунков «Детский сад будущего», в выставке «Игрушка моего детства разных поколений».
Результатом проекта стал создание макета, играя с которым дети группы создают воображаемые ситуации, выполняют одну или несколько ролей, моделируют реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Выставка рисунков совместно с родителями.
Деятельность педагога:
- Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с трудом взрослых
- Разработка конспектов занятий, презентаций по ознакомлению детей с профессиями.
Деятельность детей:
Экскурсии, беседы, праздники, занятия, сюжетно – ролевые игры, блиц - турниры, викторины, чтение художественной литературы, конструирование, коллекционирование, организация выставок рисунков, поделок.
Деятельность родителей:
Беседы с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании коллекций, альбомов “Кем быть?”, фотогазет.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Месяц/неделя | Мероприятия (тема, задачи) | Материалы и оборудование |
Сентябрь | Организация выставки «Игрушка моего детства» Цель: Познакомить с детской игрушкой как наследницей и хранительницей тайн и легенд культуры взрослых. | Игрушки родителей и игрушки детей |
Просмотр детьми презентации «Наш любимый детский сад» Цель: Познакомить детей с детским садом, его особенностями, окружении. | Презентация | |
Беседа «Наш детский сад» Цель: Сформировать представления детей о детском саде, в котором они посещают; дать представление о ближайшем окружении детского сада, воспитывать любовь к своему детскому саду. | Фотографии помещений детского сада, фотографии окружения детского сада, конструктор. | |
Беседа: «Знакомство с профессией воспитатель». Цель: Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей. Расширять знания и представления о профессиях. | Серия наглядных картинок | |
Беседа: «Знакомство с профессией младшего воспитателя» Цель: познакомить с профессией помощника воспитателя, закрепить название орудий труда, воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду, вызвать желание быть активным помощником, развивать самостоятельность у детей. | Швабра, ведро, тряпочка и губка, специальная одежда, план подсказка, карточка с изображением предметов. | |
Конструирование «Детский сад будущего» Цель: Развивать умение фантазировать, самостоятельно создавать постройку по своему замыслу, отбирать необходимый материал. Воспитывать желание самостоятельно конструировать. | Конструктор разного вида | |
Беседа: «Знакомство с профессией дворник» Цель беседы: дать понятие о труде дворника, о его рабочем инвентаре; воспитывать желание помочь дворнику, развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своем участке; воспитывать аккуратность Картотека игр с куклой Цель: Расширять представление о предметах мебели в группе, их назначении. Формировать умение последовательно выполнять цепочку игровых действий. Воспитывать интерес к труду, желание принимать посильное в нем участие. | Метла, лопата, грабли, тележка, шланг для полива, перчатки, картинки с изображением инструментов. Кукла, игровой набор мебели, одежда для куклы, детская посудка. | |
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Цель: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры; широко и творчески использовать способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами - заместителями, соединяя усвоенные ранее игровые условия с новыми; динамично развертывать сюжет в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы; согласованно взаимодействовать с 1-2 сверстниками, моделировать ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливать разнообразные ролевые связи в игре. | Игрушки, театрализованные шапочки. | |
Чтение художественной литературы: А. Потапова «Кто больше любит маму», «Такой мой герой Танечка», «Моё», «Сережин огород», «Хорошие слова», «Сказка про детский сад», О.Высотская «Мы прищли в детский сад», Е. Тараховская «Тихий час», Н.Найденова «Наши игрушки», С.Питиримов «Детский сад», Зайка идет в садик» Проблемы адаптации | ||
Октябрь | Беседа о профессии повар. Цель беседы: дать представление детям о профессии повара; о его профессиональных действиях и предметах, необходимых для работы; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду. | Иллюстрация повара, халат, колпак, посуда. |
Лепка «Чайный сервиз для игрушек» Цель: Учить детей лепить посуду конструктивным способом. Вызвать интерес к коллективной работе по созданию чайного сервиза для игрушек. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества. | Пластилин, стеки, клеенки, салфетки бумажные, Таблица с вариантами декора. | |
Игровые ситуации «Из чего сделаны игрушки» Обогащать и совершенствовать представления детей об игрушках, материалах, из которых сделаны игрушки. Учить использовать обобщающее понятие «Игрушки», Обогащать словарный запас за счет обозначений качеств. Развивать зрительную память, связную речь. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Кукла, игрушки из различных материалов, коробка или корзина для игрушек, разрезные картинки по теме «Игрушки», предметные картинки: барабан, мяч, юла, матрешка, деревянные матрешки, лото «Игрушки». | |
«Знакомство с профессией медсестра в детском саду» Цель беседы: познакомить детей с профессией медицинской сестры; пополнять словарь детей медицинской терминологией; знакомить с правилами безопасности в обращении с лекарствами. | Иллюстрация « медицинский кабинет», градусник, стетоскоп, специальные палочки – шпатели, | |
Совместная деятельность с родителями рисунок «Детский сад будущего» Цель: Развитие детского творчества, фантазии совместно с родителями. | ||
Беседа: « Знакомство с профессией прачка». Цель беседы: дать представление детям о профессии прачка; о его профессиональных действиях и предметах, необходимых для работы; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду | Детская стиральная машина, центрифуга, утюг, стиральный порошок, хозяйственное мыло, перчатки, картинки с изображением инструментов. | |
Чтение художественной литературы: П.Синявский «Наш портрет», «Мы подружились в детском саду» Е.Гуданов «Наша группа», «Друзья» Н. Мигунова «Друзья» Н.Ярославцев «Королева детского сада» | ||
Ноябрь | Д/и «Профессии», «Собери дочку в детский сад», «Узнай на ощупь», «У каждой игрушки своё место», « Найди игрушку из такого же материала», «Чудесный мешочек». Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые для определенной профессии. | Мешочек, одежда, орудия труда. |
Беседа: «Знакомство с профессией музыкальный руководитель». Цель беседы: дать представление детям о профессии музыкальный руководитель; о его профессиональных действиях и предметах, необходимых для работы; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду. | Детское пианино | |
Рисование «Любимая игрушка». Знакомить с названиями игрушек; учить сравнивать их по размеру, материалу, правильно употреблять форму множественного числа, воссоздавать образ любимой игрушки в детском саду на листе бумаги. | картотека загадок, картинки с изображением игрушек, мешочек с игрушками, листы бумаги и цветные карандаши. | |
Познавательная деятельность «Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь» Цель: Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. | Фотографии помещений детского сада, фото детей, занимающихся разными видами деятельности, лист ватмана,клей, кукла | |
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Цель: Закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. | Тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед.инструменты, спец.одежда для повара, медсестры и др. | |
Конспект НОД в средней группе «Я и мои друзья» Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях, как «друг», «дружба», «честность», «справедливость». Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать социальные чувства, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них. Чтение художественной литературы: С.Баруздин «Про Светлану» С.Макеев «Настин секрет» В.Воронкова «Первая любовь» Р.Алдонина «Детский сад и каблучки» | Записи песен В. Шаинского о друге, дружбе, игрушка – Буратино, магнитофон, ширма, «сердечки», клубок ниток, маленькие подушки, одеяло на «островок дружбы», кружки и волшебная копилка. |
В разделе мероприятия прописать тезисно: НОД, художественное творчество, беседы, экскурсии, сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, игры-драматизации и пр.
Методические материалы: приложить конкретные конспекты мероприятий, игр, экскурсий, бесед и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.
Проектный метод обучения – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Верак...
Проектная деятельность "Наши будущие защитники"
Проектная деятельность "Наши будущие защитники"...
Проектная деятельность "Мы будущие защитники"
В нашей группе мы провели проект на тему "Мы будущие защитники", посвященный 23 февраля. Дети с удовольствием знакомились с профессиями военнослужащих и силовых структур, делали творческие работы, игр...
Проектная деятельность "Мы будущие космонавты"
Данный проект проводился в старших возрастных группах №2 и №4 совместно с воспитателями. Дети с удовольствием выполняли задания как в ДОУ, так и дома с родителями, в группах оформляли выставки ...
Проектная деятельность "Роботы будущего"
В данном разделе размещен методический материал, методические разработки из опыта работы по роботехнике...
Проектная работа "Мы- будущие агрономы"
Проектная деятельность по познавательному развитию для старших дошкольников "Мы - будущие агрономы!"...
Итоговое занятие по проектной деятельности "Мы - будущие защитники нашей родины" средняя группа
Конспект итогового занятия по проектной деятельности в средней группе "Мы - будущие защитники нашей Родины"...