Самообразование по теме" Познавательная - исследовательская деятельность" 2016 - 2017 год подготовительная группа
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Кучушева Е.В.

Самообразование по теме" Познавательная - исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыты32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Октябрь  2016г.

Тема «Движение  воздуха »

        

Цель: Создание условий для познавательной активности детей.

Задачи: Уточнять и расширять знания детей о воздухе, о природном явлении "ветер", причинах его возникновения, влиянии его на жизнь живых организмов и человека.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как раскачиваются ветки деревьев, задаетвопросы:

- Почему дует ветер?

- Каким бывает ветер?

Ветер - движение воздуха. Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимется вверх, в холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.

Ветер невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт, работе ветряных мельниц. Помогает человеку переносить сильную жару(подул ветерок - стало легче дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.

- Назовите наиболее сильные ветры(Ураганы, тайфуны, метели, бураны.)

Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветраназываются метеорологами, синоптиками.

Воспитатель предлагает детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему.

- Можем ли мы ли увидеть следы ветра(сломанные ветки, поваленные деревья)

Исследовательская деятельность:

Определить силу ветра с помощью вертушки, флюгера.

.

«Вода — растворитель. Очищение воды»

Подготовила воспитатель Кучушева Е.В

Декабрь 2016 год

ТемаВода – растворительОчищение воды.

Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.

Задачи:

1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.

2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

5. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.

6. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

7. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию.

Образовательные области:

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Физическое развитие

Словарная работа:

обогащение: фильтр, фильтрование

активизация: воронка

Предварительная работа: беседы о воде, её роли в жизни человека; проводили наблюдения за водой в детском саду, дома; опыты с водой; рассматривали иллюстрации на тему«Вода»; знакомились с правилами безопасности во время исследования и экспериментирования; загадывание загадок о воде; чтение художественной литературы, экологические сказки; игры о воде.

Демонстрационно-наглядный материал: кукла в синем костюме «Капелька».

Раздаточный материал: стаканы пустые, с водой; растворители: сахар, соль, мука, песок, пищевой краситель, растительное масло; пластмассовые ложечки, воронки, марлевые салфетки, ватные диски, фартуки клеёнчатые, кружки с чаем, лимон, варенье, одноразовые тарелки, клеёнка на столы.

Ход НОД

Воспитатель: - Ребята, прежде чем начать с вами беседу, я хочу загадать вам загадку:

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять. (вода)

- Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость.

-Давайте вспомним какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на других занятиях. Перечислите.

Дети:

1. У воды нет запаха.

2. Нет вкуса.

3. Она прозрачная.

4. Бесцветная.

5. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.

6. Имеет вес.

Воспитатель: - Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой. Для этого нужно нам ненадолго превратиться в учёных и заглянуть в нашу лабораторию экспериментирования:

Вправо, влево повернись,

В лаборатории окажись.

(дети подходят к мини-лаборатории).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто опять у нас в гостях? И что нового появилось в лаборатории?

Дети: - «Капелька», внучка деда Зная и красивая коробка.

Хотите узнать что лежит в этой коробке? Отгадайте загадки:

1. Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна (соль)

2. Я бел как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (сахар)

3. Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны (мука)

4. Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде пенится,

Брызгается и шипит (масло)

Пищевой краситель – применяется в кулинарии для украшения тортов, покраски яиц.

Песок – для строительства, играть с ним в песочнице.

Дети рассматривают пробирки с веществами.

Воспитатель: - Все эти вещества принесла «Капелька» для того, чтобы мы помогли ей разобраться в том, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними.

Воспитатель: - Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?

Дети: - Фартуки.

(дети надевают клеёнчатые фартуки и подходят к столу, где на подносе стоят стаканы с чистой водой).

Воспитатель: - Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу с этими веществами:

Дети:

1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.

I. Исследовательская работа:

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде?

Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.

Воспитатель: - Давайте проверим.

Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.

Воспитатель: - Посмотрите и определите, какая там вода?

Дети: - Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная.

Воспитатель: - Возьмите пробирку с веществом (…….), и растворите в стакане с водой, помешивая ложечкой.

Рассматриваем. Выслушиваю ответы детей. Правильно ли они предполагали.

Воспитатель: - Что произошло с сахаром, солью?

Соль и сахар быстро растворяются в водевода остаётся прозрачной, бесцветной.

Мука тоже растворяются в воде, но вода становится мутной.

Но после того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.

Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился.

Порошок пищевого растворителя быстро изменил цвет воды, значит, растворяется хорошо.

Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.

Вода – растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами поработали и «Капелька» предлагает нам отдохнуть.

Проводится игра. …………………………………………….

II Экспериментальная работа.

Подходим к 1 столу.

Воспитатель: - Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мырастворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать?

Предлагаю взять свои стаканы с растворами и подойти ко 2 столу.

Воспитатель: - Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).

Делаем фильтры с детьми.

Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.

Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром. Говорю пословицу«Поспешишь – людей насмешишь».

Рассматриваем, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.

Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла. Так же произошло с песком. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль.

Вода с мукой после фильтрования стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре, только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь фильтр и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.

После фильтрования красителя цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался цветным.

Итог НОД:

1. Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль, краситель, мука.

2. Какие вещества не растворяются в воде – песок, масло.

3. С каким способом очистки воды мы познакомились? – фильтрование.

4. С помощью чего? – фильтра.

5. Все ли соблюдали правила безопасности? (один пример).

6. Что интересного (нового) вы сегодня узнали?

Воспитатель: - Вы сегодня узнали что вода – растворитель, проверили какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ.

«Капелька» благодарит вас за оказанную помощь. На этом наши исследования закончены, возвращаемся из лаборатории в группу:

Вправо, влево повернись

В группе снова очутись.

Февраль  2017

Тема:   Действующий  вулкан.

Что необходимо:

Пищевая сода

Столовый уксус ( у нас  яблочный уксус  5 % )

Пластилин

Поднос

Бутылка

Моющее средство

- Ребята, отгадайте загадку:

Я плююсь огнем и лавой,

Я опасный великан.

Славен я недоброй славой,

А зовут меня                   (вулкан).

- Верно.

- Я предлагаю посмотреть познавательный мультфильм о вулканах.

После просмотра рассматриваем  картинки с  изображением  вулканов.

- Посмотрите, это на вид, обычная гора, называется спящий вулкан. 

А это та же самая гора, но только уже с извергающейся из нее лавой, огнем и дымом – это действующий вулкан.

На нашей планете очень много вулканов. Большая часть из них потухла и, казалось бы навсегда. Но они только спят и в любую минуту могут проснуться. Одни  вулканы  просыпаются очень редко., один раз в 100, а может быть и в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают претворяться спящими, они дымят не переставая и время от времени из них вылетают камни, пепел и вытекает лава.

Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они всегда жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут спать очень долго. За жизнью вулканов  постоянно следят ученые – вулканологи. У них есть специальные приборы, которые определяют, когда проснется вулкан. И тогда ученые предупреждают людей об опасности, а люди запасаются продуктами и одеждой, покидают свои жилища и уходят как можно дальше от вулкана. Извержение вулкана очень опасно для жизни людей, раскаленная лава разрушает здания и сжигает все на своем пути, перекрывает дороги. Вулканы  способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

- Ребята, посмотрите на этот вулкан и скажите,  на что он похож, какой он формы.(ответы детей)

- Правильно, вулкан конусообразной формы. Давайте рассмотрим вершину вулкана, на что она похожа? (ответы детей)

- Верно, вершина вулкана похожа на большую яму, воронку. Эта часть вулкана называется кратер. В кратере вулкана имеется  жерло, которое уходит глубоко под землю.    Огненная  масса, выходящая из вулкана называется лавой.

-   Я с большим удовольствием  научу вас очень интересному опыту, который поможет разбудить вулкан на нашем  макете.

Ребята, в воронку нашего вулкана я вставила  небольшой сосуд, это будет жерло вулкана. Сейчас приступаем к приготовления раствора, который поможет оживить   вулкан.   Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной  краски и несколько капель моющей жидкости. А теперь внимание. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только   под  наблюдением  взрослого.   Я добавляю немного уксуса. Посмотрите что происходит.     Вулкан «проснулся», и из него льётся пенная лава.

ПОЧЕМУ  ТАК   ПРОИСХОДИТ?  При  взаимодействии  уксуса  и  пищевой  соды  происходит  химическая  реакция,  в результате которой  выделяется  значительное  количество  углекислого  газа.  В  виде пенной  массы он  устремляется  наружу.

Ребята,  вам понравилось занятие?

Что понравилось больше всего?

Какую фигуру напоминает вулкан?

Что извергается из вулкана?

Чем опасны вулканы?

Как называют людей, которые изучают вулканы?

Для чего они это делают?

Молодцы, все запомнили, а сейчас я предлагаю вам нарисовать вулкан.

Дети рисуют    и по ходу рассказывают где вершина, кратер, лава и тд

Март  2017г.

Экспериментирование. «Красим живые цветы»

Для опыта нам понадобятся, ёмкости с водой, белые цветы  (Мы использовали белую гвоздику).

Пищевые красители, ножницы.

 Добавляем в каждую из них пищевой краситель определенного цвета. Цветам подрезаем стебли    Разрежем (расщепнуть )  его стебель вдоль от центра на две части. После этого поместим одну часть стебля в емкость с красителем, например, синего цвета, а другую часть стебля в емкость с  красителем дрцвета (например, красным). Остается ждать, пока окрашенная вода поднимется по стебелькам растений вверх и  окрасит их лепестки в разные цвета. По времени это займет около 24 часов.

У нас получилось вот так.  (  фото   прилагается)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя МБДОУ №208 2012 – 2017 учебный год

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя МБДОУ №208  2012  – 2017  учебный год...

План работы по самообразованию музыкального руководителя на 2016-2017 учебный год

План работы по самообразованию музыкального руководителя на 2016-2017 учебный год...

план по самообразованию учителя - логопеда на 2016 - 2017

Тема по самообразованию связана с ЗСТ - биоэнергопластикой  детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ ...

План самообразования воспитателя на межаттестационный период 2017-2021 гг.

Исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес. Опыты помогают развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), творчество ребенка, актив...

План по самообразованию "ФГОС ДО" на 2016-2017 учебный год

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учреждителей дошкольных Организаций, специалистов сис...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»

Козырева Л.Г.  План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование...