План самообразования воспитателя на межаттестационный период 2017-2021 гг.
методическая разработка на тему
Исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес. Опыты помогают развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), творчество ребенка, активизируют восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, ведут к осознанию причинно-следственных связей. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Метод экспериментирования позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_na_mezhattestatsionnyy_period_hodovoy_f.m.docx | 71.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан
Индивидуальный план
повышения профессионального уровня
на межаттестационный период 2017-2021 гг.
Составила воспитатель
Ходова Фидалия Мансуровна
Казань – 2017
ЛИЧНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА
Ф.И.О.: Ходова Фидалия Мансуровна
Год рождения: 1982.
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 комбинированного вида»
Должность: воспитатель
Педагогический стаж: 2 года
В данной должности: 2 года
Образование: высшее.
Прохождение курсов: в Частном образовательном учреждении высшего профессионального образования Института экономики, управления и права г.Казань.
Тема самообразования: «Экспериментальная деятельность в ДОУ».
Методическая тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей дошкольников в экспериментальной деятельности»
Технология, по которой работает воспитатель: технология системно-деятельностного метода обучения.
Деятельность педагога: планирование, подготовка и проведение НОД, мероприятий, участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах, работа с родителями.
Работа с родителями: подготовка и проведение праздничных мероприятий и развлечений, вовлечение родителей в построение образовательного процесса.
Творческие замыслы: участие в городском МО, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах в рамках инновационной и экспериментальной деятельности, составление презентаций к занятиям и к мероприятиям, сотрудничество с родителями, обмен опытом с педагогами ДОУ.
Цель: продолжать повышать свой профессиональный уровень; систематизировать работу по реализации ФГОС.
Задачи:
- продолжать изучать нормативно-правовые документы;
- продолжать изучать практический опыт по данной теме;
- продолжать работать и реализовать проект по театрализованной деятельности.
- принимать активное участие в распространении опыта работы
Ожидаемые результаты:
1. Положительная динамика формирования нравственных качеств.
2. Повышение уровня компетентности педагога в создании комфортных условий для каждого ребенка .
3. Повышение уровня компетентности специалистов в вопросах социально - нравственного развития детей в процессе реализации системы интеграции.
4. Повышение уровня психолого-педагогической культуры и родительской компетентности; осуществлять партнерские отношения с родителями.
Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период
Как молодой специалист я стараюсь посещать занятия других воспитателей, выезжать в другие сады района, участвовать в педагогических советах, профессиональных конкурсах; в самообразовании сейчас помогает интернет – есть возможность посмотреть других и себя показать. В индивидуальную программу профессионального развития педагога необходимо вносить и результаты внутрисадового контроля: взаимопосещения занятий коллегами, администрацией; материалы контрольных мероприятий, проводимых администрацией ДОУ или специалистами методических служб. Что бы не пустить процесс воспитания на самотек, необходимо в практике использовать мониторинг. На основании накопленных материалов, в конце каждого учебного года, проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуальной программы педагога на следующий период. Если такая работа проводится систематически в конце каждого учебного года, это позволит сформировать обобщенную характеристику деятельности воспитателя и полученных им результатов, что и служит предметом экспертизы во время проведения аттестационных процедур.
Целью аттестации является повышение профессионализма педагогов, совершенствование профессиональной компетентности, обеспечение непрерывного роста профессиональной компетентности.
Разделы программы профессионального развития
- Изучение психолого-педагогической литературы.
- Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
- Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
- Участие в реализации программы развития образовательного учреждения в системе методической работы.
- Обучение повышения квалификации.
- Участие в работе творческих групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
Формы представления результатов педагогической деятельности
- Комплекс занятий
- Методическая копилка педагога
- Портфолио
- Собеседование
- Творческий отчет
- Представление результатов педагогической деятельности
- Мастер-класс
- Творческая мастерская
- Педагогический проект
- Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
- Профессиональные конкурсы
Схема самоооценки образовательной деятельности
- Оценка содержания учебного материала.
- Оценка эффективности способов деятельности на занятии.
- Оценка основных характеристик деятельности воспитанников на занятии.
- Оценка целей и результатов проведенного занятия.
- Оценка содержания образовательного процесса на занятии:
- научность, доступность изучаемого материала;
- актуальность материала и его связь с жизнью;
- степень новизны, проблемности и привлекательности разнообразной информации;
- оптимальность объёма предложенного для усвоения материала.
Методическая копилка педагога (воспитательно-образовательная документация)
- Рабочая программа.
- Комплексно-тематические, календарные планы.
- Программно-методическое обеспечение группы.
- Проекты, конспекты занятий, семинары-практикумы, деловые игры, мастер-классы, экспериментальные работы; сценарии праздников, музыкальные и спортивные развлечения, конкурсы и выставки.
Самообразование:
Цель: развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать предметы и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, создание условий для развития экспериментальной деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО
Задачи:
1. Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомство с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
2. Развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
3. Развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);
4. Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей;
5. Расширение знаний детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
6. Знакомство детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
7. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
8. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
9. Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;
10. Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Актуальность темы:
Исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес. Опыты помогают развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), творчество ребенка, активизируют восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, ведут к осознанию причинно-следственных связей. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Метод экспериментирования позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей.
Ожидаемые результаты:
Совершенствование предметно-развивающей среды, умение детьми применять полученные знания на практике, активизация творческих способностей, повышение уровня креативности детей, умения мыслить творчески.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, участие в конкурсах, семинарах, печать статей.
Индивидуальный план работы в межаттестационный период
Сроки | Формы работы | Примечание |
2017 | 1. Изучить материалы по написанию рабочей программы воспитателя с учетом ФГОС. 2. Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении. 3. Творчество воспитателя с выходом на положительные результаты: открытые занятия, мастер – классы т. д. 4. Участие в педагогических конкурсах, экспериментальной деятельности, для воспитателей. 5. Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. 6. Публикации творческих и практических работ воспитанников в творческих конкурсах для дошкольников. 7. Принимать участие на педагогических конкурсах творческих работ, олимпиадах, викторинах для дошкольников разных уровней. 8. Совершенствовать знания в области воспитания и обучения дошкольников в соответствии с учетом федеральным государственным образовательным стандартом. 9. Посещать открытые занятия коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. 10. Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). | |
2018 | 1. Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении. 2. Творчество воспитателя с выходом на положительные результаты: открытые занятия, мастер – классы т. д. 3. Участие в педагогических конкурсах для воспитателей на разных уровнях. 4. Публикации творческих и практических работ воспитанников в творческих конкурсах для дошкольников. 5. Ежемесячно пополнять свой персональный сайт 6. Продолжить работу над выбранной методической темой. 7. Публикации в психолого-педагогических сборниках, журналах и интернет ресурсах ит.д. 8. Участвовать в педагогических конкурсах творческих работ, олимпиадах, викторинах для дошкольников разных уровней. 9.Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). | |
2019 | 1.Совершенствовать знания в области воспитания и обучения дошкольников в соответствии с учетом федерального государственного образовательного стандарта. 2. Принимать участие на научно-практических конференциях, методических объединениях, педагогических конкурсах творческих работ, олимпиадах для педагогов на разных уровнях. 3. Активно участвовать в работе педсовета, в конкурсах в дошкольном учреждении. 4. Посещать открытые занятия коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. 5.Разработка методических пособий, дидактических и наглядных пособий для работы с детьми. 6. Участвовать в олимпиадах, творческих конкурсах для дошкольников на разных уровнях. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Публикации в психолого-педагогических сборниках, журналах и интернет ресурсах и т.д. 9. Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). | |
2020 | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Презентация своих профессиональных достижений. 3. Наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д. 4.Участие на научно-практических конференциях, методических объединениях, педагогических конкурсах творческих работ, олимпиадах для педагогов на разных уровнях. 3. Активно участвовать в работе педсовета, в конкурсах в дошкольном учреждении. 4. Обмен опытом, посещение открытых мероприятий коллег на разных уровнях 5. Разработка методических, дидактических и наглядных пособий для работы с детьми. 6. Участвовать в олимпиадах, творческих конкурсах для дошкольников на разных уровнях. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). 9.Пройти курсы повышения квалификации. | |
2021 | 1. Подготовка к прохождению аттестации. Алгоритм деятельности педагога в год, предшествующий подаче заявления: - Изучение «Положения о порядке аттестации педагогических государственных и муниципальных образовательных учреждений и правил проведения аттестации педагогических работников». -Подготовка заявления на педагогическую аттестацию. -Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников 2. Оформление наработанных материалов в соответствии с требованиями к заявленной категории. 3. Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении. 4. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта. 5. Продолжить свою педагогическую работу над конкурсным движением всевозможных уровней. 6. Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. 7. Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). 8. Публикации творческих и практических работ воспитанников в творческих конкурсах для дошкольников. |
Перспективный план
по теме:
«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
План самообразования
«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Любознательность, активность, самостоятельность- качества, которые присущи всем детям. Главное не погасить интереса ребёнка к знаниям, поэтому все занятия кружка составлены с учётом особенностей восприятия знаний детьми дошкольного возраста. Все занятия содержат занимательные задания, игры, игровые упражнения, которые способствуют развитию у детей познавательных психологических процессов, формирование умения рассуждать и отстаивать своё мнение.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес. Опыты помогают развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), творчество ребенка, активизируют восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, ведут к осознанию причинно-следственных связей. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Метод экспериментирования позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей.
Цель: развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать предметы и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.
Задачи:
1. Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомство с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
2. Развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
3. Развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);
4. Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей;
5. Расширение знаний детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
6. Знакомство детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
7. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
8. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Вторая младшая
группа
Тема | Цель | Вид деятельности | Оборудование, методический материал | |
ЯНВАРЬ | «Разноцветные фигурки» | Научить детей раскрашивать снежные фигурки. | Эксперимент | Брызгалки, разноцветная вода, снег. |
«Лед - вода» | Знакомство детей со свойствами льда (твёрдый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду). | Эксперимент Занятие беседа | Лед, тазик. | |
ФЕВРАЛЬ | «Чудо – нос» | Формирование у детей элементарных представлений о носе, как органе дыхания и обоняния. | Игра - эксперимент | Стаканчики с водой, трубочки, баночки с кусочками огурца, апельсина, чеснока, мыла; массажная дорожка, макет леса, картинки с изображением животных: слона, собаки, свиньи, носорога, комара, дятла. Игра «Найди свой носик» |
«Как вода гулять отправилась» | Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. | Игра - эксперимент | Вода, груша, пипетка, салфетка. Пальчиковая игра «Подводный мир» | |
«Яйцо в воде» | Дать представление о том, что яйцо в пресной воде тонет, но если добавить соли, то оно всплывет. | Игра - эксперимент | Банка с водой, банка без воды, соль, сырое яйцо. | |
«Цветное молоко» | Дать представление о том, что если в молоко добавить пищевые добавки, то на молоке появятся затейливые узоры, снежинки, полосы | Эксперимент | Тарелка с молоком, пищевые красители, средство для мытья посуды, ватная палочка |
МАРТ | «Вода – источник жизни» | Показать презентацию детям про воду (вода, лед, пар) | Презентация. Занятие беседа | Компьютер, слайды. |
«Таяние снега» | Подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла (на руке, на варежке, на отопительной системе). | Эксперимент | Снег | |
«Талая вода» | Показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды. | Эксперимент | Снег | |
«Пенный замок» | Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена | Эксперимент | Мелкая емкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка | |
АПРЕЛЬ | «Витамины» | Расширение представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания. | Опыт - эксперимент | Лук Сюжетно-ролевая игра «В магазин за витаминами» |
«Мыльные пузырьки» | Вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь. | Игра - эксперимент | Мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки. Игра «Мыльные пузыри» | |
«Веточка березы» | Показать значение воды в жизни растений. | Эксперимент | Ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода». | |
«Солнечные зайчики» | Познакомить с естественным источником света – солнцем | Игра - эксперимент | Маленькие зеркала, солнечный свет | |
«Волшебная рукавичка» | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы | Эксперимент | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом, вшитым внутрь. |
МАЙ | «Сказка о камешке» | На примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми. | Опыт-эксперимент | Ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки |
«Бумага, ее качества и свойства» | Научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит). | Опыт-эксперимент | Различные виды бумаги, ножницы, спиртовка, спички, емкость с водой. | |
«Тропинки» | Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. | Опыт-эксперимент | Почва, банка с водой. | |
«Мы-фокусники» | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | Эксперимент | Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри. | |
«Ветер по морю гуляет» | Обнаружить воздух | Опыт-эксперимент | Таз с водой, модель парусника. |
Средняя
группа
Тема | Цель | Вид деятельности | Оборудование, методический материал | |
СЕНТЯБРЬ | «Узнаем, какая вода» | Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. | Эксперимент | Одинаковые емкости, закрытые крышками, одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная |
«Чудо — прическа» | Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов. | Эксперимент | Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань. | |
«Что в пакете?» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве. | Эксперимент | Полиэтиленовые пакеты. | |
«Опыт с соломинкой» | Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. | Эксперимент | Трубочки для коктейля (или от чупа – чупса), емкость с водой. | |
ОКТЯБРЬ | «Волшебная кисточка» | Познакомить с получением промежуточных цветов, путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый). | Эксперимент | Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением |
«Легкий – тяжелый» | Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). | Игра-эксперимент | Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»). | |
«Что звучит?» | Научить определять по издаваемому звуку предмет. | Эксперимент | Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан. | |
«Пузырьки – спасатели» | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. | Эксперимент | Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина. | |
НОЯБРЬ | «Волшебный круг» | Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне. | Эксперимент | Цветовые волчки. |
«Мы – фокусники» | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | Эксперимент | Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри. | |
«Угадай-ка» (1). | Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. | Эксперимент | Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т.д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера. | |
«Угадай-ка» (2). | Понять зависимость веса предмета от материала. | Эксперимент | Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри), металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком, шарики из разного материала, покрытые одинаковой краской. | |
ДЕКАБРЬ | «Где быстрее?» | Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед — вода, вода — лед). | Эксперимент | Варежки, лед, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металл. подставка, целл. пакетики. |
«Как согреть руки?» | Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). | Эксперимент | Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка. | |
«Стекло, его качества и свойства» | Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). | Эксперимент | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | |
«Металл, его качества и свойства» | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). | Эксперимент | Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | |
ЯНВАРЬ | «Резина, его качества и свойства» | Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Эксперимент | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
«Пластмасса, его качества и свойства» | Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | Эксперимент | Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | |
ФЕВРАЛЬ | «Откуда берется голос?» | Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | Эксперимент | Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. |
«Почему все звучит?» | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. | Эксперимент | Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф. | |
«Волшебная рукавичка» | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Эксперимент | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. | |
«Волшебный шарик» | Установить причину возникновения статического, электричества. | Эксперимент | Воздушные шары, шерстяная ткань | |
МАРТ | «Взаимодействие воды и снега» | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть — хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. | Эксперимент | Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки). |
«Прозрачность воды» | Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» | Эксперимент | Две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы). | |
«Из чего птицы строят гнезды?» | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. | Эксперимент | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки | |
«Надувание мыльных пузырей» | Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. | Эксперимент | Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло). | |
АПРЕЛЬ | «Древесина, ее качества и свойства» | Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины | Эксперимент | Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож. |
«Волшебники» | Установить причину возникновения статического электричества. | Эксперимент | Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани. | |
«Как увидеть и услышать электричество?» | Понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов. | Эксперимент | Теплый свитер, кусочки шерстяной ткани (или синтетической), вода (антистатик), воздушный шар. | |
«Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем» | Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем. | Эксперимент | Стаканы с водой, коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей, полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей | |
«Плавающий апельсин» | Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух. | Эксперимент | 2 апельсина, большая миска с водой. | |
МАЙ | «Рыбалка» | Закрепить знания о свойствах воды – льется, можно процедить через сачок. | Опыт-эксперимент | Таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки. |
«Солнечные зайчики» | Познакомить с естественным источником света – солнцем | Игра - эксперимент | Маленькие зеркала, солнечный свет | |
«Яйцо в воде» | Дать представление о том, что яйцо в пресной воде тонет, но если добавить соли, то оно всплывет. | Игра - эксперимент | Банка с водой, банка без воды, соль, сырое яйцо. | |
«Цветное молоко» | Дать представление о том, что если в молоко добавить пищевые добавки, то на молоке появятся затейливые узоры, снежинки, полосы | Эксперимент | Тарелка с молоком, пищевые красители, средство для мытья посуды, ватная палочка |
Старшая
группа
Тема | Цель | Вид деятельности | Оборудование, методический материал | |
СЕНТЯБРЬ | «Узнаем, какая вода» | Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. | Эксперимент | Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизаторов (ванильным сахаром); стаканчики для детей. |
«Чудо — прическа» | Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов. | Эксперимент | Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань. | |
«Что в пакете?» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве. | Эксперимент | Полиэтиленовые пакеты. | |
«Опыт с соломинкой» | Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. | Эксперимент | Трубочки для коктейля (или от чупа – чупса), емкость с водой. | |
ОКТЯБРЬ | «Волшебная кисточка» | Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый). | Эксперимент | Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением |
«Легкий – тяжелый» | Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). | Игра-эксперимент | Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»). | |
«Что звучит?» | Научить определять по издаваемому звуку предмет. | Эксперимент | Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан. | |
«Пузырьки – спасатели» | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. | Эксперимент | Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина. | |
НОЯБРЬ | «Волшебный круг» | Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне. | Эксперимент | Цветовые волчки. |
«Мы – фокусники» | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | Эксперимент | Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри. | |
«Угадай-ка» (1). | Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. | Эксперимент | Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т.д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера. | |
«Угадай-ка» (2). | Понять зависимость веса предмета от материала. | Эксперимент | Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри), металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком, шарики из разного материала, покрытые одинаковой краской. | |
ДЕКАБРЬ | «Где быстрее?» | Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед — вода, вода — лед). | Эксперимент | Варежки, лед, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металл. подставка, целл. пакетики. |
«Как согреть руки?» | Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). | Эксперимент | Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка. | |
«Стекло, его качества и свойства» | Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). | Эксперимент | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | |
«Металл, его качества и свойства» | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). | Эксперимент | Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | |
ЯНВАРЬ | «Резина, его качества и свойства» | Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Эксперимент | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
«Пластмасса, его качества и свойства» | Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | Эксперимент | Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | |
ФЕВРАЛЬ | «Волшебница - соль» | Показать некоторые свойства соли на экспериментах | Эксперимент | Мелкая соль, вода, лед, лупа, поролон |
«Почему все звучит?» | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. | Эксперимент | Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская посуда, стакан. | |
«Волшебная рукавичка» | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Эксперимент | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. | |
«Волшебный шарик» | Установить причину возникновения статического, электричества. | Эксперимент | Воздушные шары, шерстяная ткань | |
МАРТ | «Взаимодействие воды и снега» | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть — хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. | Эксперимент | Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки). |
«Прозрачность воды» | Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» | Эксперимент | Две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы). | |
«Из чего птицы строят гнезды?» | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. | Эксперимент | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки | |
«Надувание мыльных пузырей» | Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. | Эксперимент | Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло). | |
АПРЕЛЬ | «Древесина, ее качества и свойства» | Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности - гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | Эксперимент | Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож. |
«Волшебники» | Установить причину возникновения статического электричества. | Эксперимент | Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, янтаря, бумаги. | |
«Как увидеть и услышать электричество?» | Понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов. | Эксперимент | Теплый свитер, кусочки шерстяной ткани (или синтетической), вода (антистатик), воздушный шар. | |
«Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем» | Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем. | Эксперимент | Стаканы с водой, коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей, полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей | |
«Плавающий апельсин» | Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух. | Эксперимент | 2 апельсина, большая миска с водой. | |
МАЙ | «Рыбалка» | Закрепить знания о свойствах воды – льется, можно процедить через сачок. | Опыт-эксперимент | Таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки. |
«Солнечные зайчики» | Познакомить с естественным источником света – солнцем | Игра - эксперимент | Маленькие зеркала, солнечный свет | |
«Яйцо в воде» | Дать представление о том, что яйцо в пресной воде тонет, но если добавить соли, то оно всплывет. | Игра - эксперимент | Банка с водой, банка без воды, соль, сырое яйцо. | |
«Цветное молоко» | Дать представление о том, что если в молоко добавить пищевые добавки, то на молоке появятся затейливые узоры, снежинки, полосы | Эксперимент | Тарелка с молоком, пищевые красители, средство для мытья посуды, ватная палочка |
Подготовительная
группа
Тема | Цель | Вид деятельности | Оборудование, методический материал | |
СЕНТЯБРЬ | «Росток»
| Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. | Эксперимент | Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья. |
«Песок» | Рассмотреть форму песчинок. | Эксперимент | Чистый песок, лоток, лупа. | |
«Песчаный конус» | Установить свойства песка. | Эксперимент | Сухой песок. | |
«Рассеянный песок» | Установить свойство рассеянного песка. | Эксперимент | Сито, карандаш, ключ, песок, лоток. | |
ОКТЯБРЬ | «Своды и тоннели» | Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. | Эксперимент | Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок. |
«Мокрый песок» | Познакомить детей со свойствами мокрого песка. | Игра-эксперимент | Мокрый песок, формочки для песка. | |
«Свойства воды» | Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). | Эксперимент | Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода. | |
«Вкус воды» | Выяснить имеет ли вкус вода | Эксперимент | Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка. | |
НОЯБРЬ | «Запах воды» | Выяснить имеет ли запах вода. | Эксперимент | Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор. |
«Цвет воды» | Выяснить имеет ли цвет вода | Эксперимент | Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета | |
«Агрегатные состояния воды» | Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. | Эксперимент | ||
«Свойства воздуха» | Познакомить детей со свойствами воздуха | Эксперимент | Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. | |
ДЕКАБРЬ | «Воздух сжимается» | Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. | Эксперимент | Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой. |
«Испарение» | Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. | Эксперимент | Горячая вода, сосуд с крышкой. | |
«Вода при замерзании расширяется» | Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется. | Эксперимент | ||
«Как работает термометр» | Посмотреть, как работает термометр. | Эксперимент | Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка. | |
ЯНВАРЬ | «Зависимость таяния снега от температуры» | Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. | Эксперимент | . |
«Как образуется тень» | Эксперимент | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. | ||
ФЕВРАЛЬ | «Откуда берется голос?» | Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. | Эксперимент | Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. |
«Почему все звучит?» | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. | Эксперимент | Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская посуда, стакан. | |
«Волшебная рукавичка» | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Эксперимент | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. | |
«Волшебный шарик» | Установить причину возникновения статического, электричества. | Эксперимент | Воздушные шары, шерстяная ткань | |
МАРТ | «Взаимодействие воды и снега» | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть — хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. | Эксперимент | Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки). |
«Прозрачность воды» | Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» | Эксперимент | Две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы). | |
«Из чего птицы строят гнезды?» | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. | Эксперимент | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки | |
«Надувание мыльных пузырей» | Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. | Эксперимент | Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло). | |
АПРЕЛЬ | «Древесина, ее качества и свойства» | Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности - гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | Эксперимент | Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож. |
«Волшебники» | Установить причину возникновения статического электричества. | Эксперимент | Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, янтаря, бумаги. | |
«Как увидеть и услышать электричество?» | Понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов. | Эксперимент | Теплый свитер, кусочки шерстяной ткани (или синтетической), вода (антистатик), воздушный шар. | |
«Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем» | Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем. | Эксперимент | Стаканы с водой, коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей, полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей | |
«Плавающий апельсин» | Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух. | Эксперимент | 2 апельсина, большая миска с водой. |
МАЙ | «Рыбалка» | Закрепить знания о свойствах воды – льется, можно процедить через сачок. | Опыт-эксперимент | Таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки. |
«Солнечные зайчики» | Познакомить с естественным источником света – солнцем | Игра - эксперимент | Маленькие зеркала, солнечный свет | |
«Яйцо в воде» | Дать представление о том, что яйцо в пресной воде тонет, но если добавить соли, то оно всплывет. | Игра - эксперимент | Банка с водой, банка без воды, соль, сырое яйцо. | |
«Цветное молоко» | Дать представление о том, что если в молоко добавить пищевые добавки, то на молоке появятся затейливые узоры, снежинки, полосы | Эксперимент | Тарелка с молоком, пищевые красители, средство для мытья посуды, ватная палочка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2017-2021 гг.
Цели самообразования:· повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей;·...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2017-2021 гг. воспитателя высшей квалификационной категории Гараевой зульфии Марселовны МБДОУ №9 « Салават купере» города Азнакаево, РТ
дается краткая описание работы на предстоящую 5 лет 2017-2021 учебный год....
Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет Галяуетдиновой Лейсан Фаварисовны 2017 - 2021 гг.
Личная картаВоспитатель: Галяуетдинова Лейсан ФаварисовнаМБДОУ «Ромашка» с.Базарные Матаки Алькеевского района РТСпециальность: воспитательОбразование: высшее педагог...
Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет Хабибрахмановой Чулпан Айратовны 2017 - 2021 гг.
Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Егоровой О.В.в межаттестационный период 2017- 2021 год
План работы в межаттестационный период 2017-2021 год...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Нигматзяновой А.Р. на межаттестационный период 2017-2021 гг.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Нигматзяновой А.Р. на межаттестационный период 2017-2021 гг....
Отчет воспитателя за межаттестационный период 2017 - 2021 года
Отчет воспитателя за межаттестационный период 2017 - 2021 года...