Творческий отчёт «Развитие сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр».
методическая разработка по математике (младшая группа)
В творческом отчёте даётся полное описание работы по данной теме: перспективный план, диагностика, работа проведённая с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchyot_po_sensorike_ispravlennyy.docx | 43.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад « Чебурашка» п. Алябьевский
Творческий отчёт
«Развитие сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр».
Составила:
Охлопкова Н. А
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность
2. Цель и задачи
3. Ожидаемые конечные результаты
4. Описание по этапам
5. Диагностика
6. Заключение
7.Список используемой литературы
7. Приложение
№ 1 Перспективное планирование
дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего и младшего возраста.
№2 Картотека дидактических игр по сенсорике для детей раннего и младшего возраста.
№ 3 консультации для родителей и педагогов
№4 Мастер-класс «Играем мы – играют дети»
Слайд - Богатство ощущений и восприятий –
предпосылка для полноценного
познания окружающего мира,
развитие мыслительных процессов, т.к.
«внешние чувства составляют материал
для всех рассудительных работ»
К.Д. Ушинский
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие ученые и психологи.
Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, Ф.Н.Блехер.), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П.Усова. Н.А.Ветлугина.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, поэтому я решила работать над темой «Развитие сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр».
Актуальность (слайд) выбранной темы заключается в том, что возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В этом возрасте закладывается и формируется развитие сенсорных представлений у детей средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Детей окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Новизна темы заключается в том, что данный опыт работы реализован с детьми раннего и младшего возраста, где в процессе работы были модифицированы существующие игры по сенсорному развитию, а так же представлены авторские дидактические игры.
В процессе обучения опиралась на принципы построения общей дидактики: (Слайд)
- Принцип насыщенной предметно-игровой среды заключается в разнообразии дидактических игр по сенсорному развитию в уголке «Сенсорика»
- Принцип активности; предполагает напряженность психических процессов обучаемого, в первую очередь внимания, мышления, памяти и воли.
- Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения - вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
- Принцип последовательности, направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, навыков, умений, их последовательное развитие, совершенствование и на этой основе введение новых знаний, формирование новых навыков и умений.
- Принцип систематичности предусматривает формирование знаний, умений и навыков в системе и определенном порядке, при котором каждый элемент материала связан логически с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к освоению нового.
- Принцип повторности предусматривает регулярность проведения игры на протяжении нескольких дней, недель.
- Принцип доступности означает, прежде всего, то, что дети все объясняемое им в процессе игры могут воспринимать и понимать.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность, внимание; влияет на эстетическое чувство
- является основой для развития воображения; -даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребёнка, на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить любознательность, наблюдательность;
- развить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
Ожидаемые результаты: (Слайд)
- Повысился уровень педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников, усовершенствованы знания о сенсорном воспитании детей раннего и младшего возраста.
- Систематизирован материал по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 и 3-4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированы сенсорные представления путём выделения формы, цвета и величины предметов.
- Повысился уровень знаний родителей по сенсорному развитию детей.
Начиная работу поставила
Цель: (Слайд) Способствовать развитию представлений детей раннего и младшего возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы, осязаний в процессе проведения дидактических игр.
Для достижения поставленной цели определила следующие
задачи: (Слайд)
1.Способствовать получению знаний детей о цвете, форме, величине через дидактическую игру.
2. Формировать умение обследовать предметы, используя тактильный способ.
3. Формировать желание выполнять простейшие продуктивные действия.
Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика. Многие не знают цвет, форму не могут определить величину.
Для эффективной работы - был составлен перспективный план (приложение 1)
и проведено обследование (приложение 2), в процессе которого выявила умение детей различать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, цвет.
В группе раннего возраста обследование показало, что из 12 детей (Слайд)
Высокий уровень у 0 детей, что составило 0 %
Средний уровень у 6 детей - 50%
Низкий уровень у 6 детей -50%
Учитывая разную степень знаний детей, строила свою работу таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Сначала учила детей находить предмет по образцу или по такому же предмету. Чтобы избежать однообразия и поддержать интерес к игре, в работе использовала сказочные сюжеты, разные игровые ситуации, новые игрушки.
Например, для изучения цвета провела игру с цветными шариками, которые принесла кукла Катя в волшебной коробочке – предложила посмотреть красивые шарики, раздала детям по два шарика синего и красного цвета, затем показывала красный шарик и просила показать такой же, конечно же, дети показывали и синий шарик, тогда предлагала приложить свой шарик к моему, таким образом добивалась от каждого ребенка, чтобы он показал именно красный шарик и называл цвет. По такому же образцу, были проведены другие игры с остальными цветами и другими персонажами.
Представления о цвете связывала не только со словом, но и с действиями, показывала куклу в красном платье, и просила найти для нее красный бантик так были проведены дидактические игры: (Слайд)
- «Найди пару»
- «Найди листочек такого же цвета»
(Слайд) - «Подбери шарик к нитке» и др.
Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать.
Подобным образом знакомила детей с формой и величиной – основная роль отводилась таким приемам, как обведение контура предметов рукой ребенка.
Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Кубики одинаковые. Кирпичики разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать кубики, шарики, кирпичики по признаку цвета, величины. Для этого проводила игры повторно. Старалась, постоянно, разнообразить дидактический материал. В группу были приобретены игрушки – вкладыши, большие и маленькие пирамидки, матрешки и др., которые вызывали у ребят не поддельный интерес.
Через игры (Слайд) «Собери матрёшку», «Пирамидки», «Вкладыши», дети совершенствовали умение различать предметы по величине и форме
- В игре «Найди такой же формы и цвета»- дети подбирали фигуры по форме и цвету.
Для свободного выбора игрушек - домиков, объемных кубов, шаров, пирамидок в группе был оформлен развивающий сенсорный стол. (Слайд)
(Слайд) Малышам доступно сооружение несложных построек из строительного материала (кубиков, кирпичиков) – действуя с ними ребята закрепляют цвет, форму предметов их величину, а так же приобретали пространственные представления, во время таких игр просила детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились – кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий.
- Детям очень нравились такие игры, где они самостоятельно выполняли действия. Когда у них что-то получалось, все вместе радовались успеху, дети увлеченно рассматривали материал, действовали, сопоставляли его, подбирали к эталону.
Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета, форму, размер, через дидактические игры у детей развивался словарный запас.
Важным шагом к решению поставленных задач являлась работа с родителями. Для повышения знаний родителей по вопросу сенсорного развития и активному участию были проведены консультации «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста», «Научите детей узнавать цвета» была изготовлена ширма « Дидактические игры для детей 2-4 лет», было предложено нескольким родителям изготовить дидактические игры своими руками для группы. Так же были даны рекомендации родителям проводить такие игры дома.
В конце года провела диагностику и увидела, что результат улучшился по сравнению с началом года (Слайд) из 15 детей
Высокий уровень у 10 детей, что составило 67 %
Средний уровень у 4 ребёнка - 27%
Низкий уровень у 1 ребёнок -6%
Слайд - « Нам необходимо добиться того,
чтобы дидактическая игра была
не только формой усвоения
отдельных знаний и умений
но и способствовала бы общему развитию ребенка,
служила формированию ее способностей»
А.В. Запорожец.
«В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного опыта ребенка.
Окружающая действительность познается через анализаторы – эта система интенсивно развивается от 2 до 5 лет. Очень существенно формирование у детей умения слушать, наблюдать, видеть. Для сенсорных способностей важно, чтобы дети не только получали сведения о том, где употребляется, как это называется, но и усугубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними: перенося предметы почувствовать меру их тяжести, беря в руки ощутить и определить качество поверхности (гладкий, шершавый), температуру (теплый, холодный).
Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.
Продолжая работу над темой: «Развитие сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр» был составлен перспективный план
и проведена диагностика. (Слайд) В связи с тем, что изменился списочный состав детей и предлагались игры с усложнением, т.к. стало больше заданий на логическое мышление. Было выявлено, что в группе с высоким уровнем сенсорного развития 8 детей (62%). Эти дети по образцу и просьбе без ошибок находили предметы такого же цвета, ориентировались в контрастных величинах, а так же без затруднений ориентировались в формах, подбирали их по образцу, группировали однородные предметы.
5 детей (38%) показали средний уровень сенсорного развития, здесь дети по предложенному образцу с помощью находили предметы названного цвета, ориентировались в величинах, но путались в названиях контрастных форм, с подсказкой группировали предметы.
Исходя из этого работа по сенсорному развитию, через дидактические игры усложнилась, были включены следующие
задачи: (Слайд)
1. Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, активно включая все анализаторы.
2. Совершенствовать умения группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету.
Хотя дети младшего возраста еще не совсем готовы к усвоению сенсорных эталонов, у них начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств. Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек и т. п.
- При соблюдении принципа насыщенной предметно-игровой среды в группе (Слайд) оформила уголок по сенсорному развитию, назначение которого – развитие восприятия, создание условий для реализации сенсорных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними.
– в этом уголке находились игры для изучения цвета, формы, величины, тактильных ощущений.
С детьми 3-4 лет, учились сравнивать окружающие предметы с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Дети играли в дидактические игры на тактильные ощущения (Слайд) с прищепками «солнышко», «Ёжик», «Ёлочка» в таких играх дети не только знакомились с цветом и формой, но еще у них развивалась мелкая моторика пальцев.
(Слайд) «Волшебное ведёрко», с закручиванием крышек.
С детьми проводила дидактические игры на формирование представлений о различных признаках: цвете, форме, величине.
Слайд - В игре «Поставь заплатку» дети подбирали, цветовые спектры находили по цвету заплатку и ставили на платье, в игре «Волшебный круг» учились группировать картинки с изображением частей тела животного в соответствии с цветом поля. Слайд С помощью дидактических игр «Собери радугу», «Собери цветок», закрепляли названия основных цветов и знакомились с оттенками.
Слайд В играх: «Назови геометрическую форму», «Найди предмет такой же формы», «Спрячь мышку» «Какая фигура лишняя» через игровое действие и правила подводила детей к логическому мышлению, заставляла больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления. Особенно нравятся детям игры: Слайд «Что лежит в мешочке», «Коробка ощущений». Им нравиться на ощупь определять геометрическую форму. У кого-то получалось с первой игры, а у других нет, потому что, не видя фигуру очень сложно определить ее на ощупь. С такими детьми проводила индивидуальную работу: обследовали фигуры, уточняли их особенности.
Строили с детьми башню из кубиков при проведении игры «Башня из кубов». Учились сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине, определяли словом отношения трех соседних элементов («большой», «поменьше», «самый маленький»). Были проведены игры
Слайд - «Подари неваляшкам мячи» - дети сравнивали по величине, дарили большим неваляшкам большие мячи, неваляшке по меньше – поменьше мяч, маленькой неваляшке - маленький мяч.
В игре «Сравни предметы по высоте» - (Слайд) «Поселили матрешек в домики». При проведении новой игры четко, эмоционально знакомила детей с ее содержанием, правилами и действиями, уточняла их понимание, вместе с ними играла, чтобы выяснить, насколько правила игры усвоены. Затем предлагала детям поиграть самостоятельно, но при этом следила за ее ходом. Когда дети усваивали правила, то они самостоятельно объединялись в группы для игры и выбирали игры по желанию.
Слайд - В конце года провела диагностику и получила такие результаты из 18 детей высокий уровень -12, что составило 67%, на стадии формирования 5 детей – «27% , низкий уровень 1 ребёнок 6%
Для успешной и результативной работы с родителями был проведен мастер-класс «Играем мы – играют дети» - где родители могли сами поиграть и вникнуть в важность изучения сенсорных навыков детей для повседневной жизни.
Слайд Так же была оформлена выставка с сенсорными играми на разные виды сенсорной деятельности. И предложена папка-передвижка с сенсорными играми.
Проведена консультация: «Развитие сенсорного воспитания».
Слайд
В этой группе, так же как и в группе раннего возраста подключала к оформлению игр по сенсорике родителей, которые активно откликнулись и изготовили своими руками или приобрели новые дидактические игры
Слайд
В итоге хочу сделать следующие выводы: Ожидаемые результаты полностью совпали с результатами работы. Повысился уровень педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников, усовершенствованы знания о сенсорном воспитании детей раннего и младшего возраста. Это заключается в тщательном изучении методической литературы по сенсорному развитию в группах раннего и младшего возраста, на основе полученных знаний подобраны дидактические игры по возрасту и индивидуальных способностей детей, составлена картотека.
У детей сформированы сенсорные представления путём выделения формы, цвета и величины предметов, что показали результаты диагностики.
- Повысился уровень знаний родителей по сенсорному развитию детей.
Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материалов.
Итак, исходя из полученных результатов работы, считаю, что работа, которая реализовалась в течение двух лет является успешной и результативной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.
- Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. ,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.
- Монтессори М. Дидактические игры и упражнения.
- Т.В Башаева « Развитие восприятия у детей Форма, цвет, звук». М.,2005
- М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина « Диагностика развития ребенка» (0-3г, 3-4г., 4-5л.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....
"Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является пробле...
газета "Мои педагогические находки" «Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 114 «Чебурашка» г. Брянск...
«Развитие мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством организации дидактических игр»
Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети ...
Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр....
Консультация "Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"
Консультация "Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"...
Практикум «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста посредствам развивающего пособия «Фиолетовый лес».
Практикум «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста посредствам развивающего пособия «Фиолетовый лес». Сенсорное развитие — важное направлени...