Творческий отчёт «Развитие сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр».
методическая разработка по математике (младшая группа)

Охлопкова Наталья Александровна

В творческом отчёте даётся полное описание работы по данной теме: перспективный план, диагностика, работа проведённая с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchyot_po_sensorike_ispravlennyy.docx43.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад « Чебурашка» п. Алябьевский

Творческий отчёт

«Развитие сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр».

Составила:

Охлопкова Н. А

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность

2. Цель и задачи

3. Ожидаемые конечные результаты

4. Описание  по этапам

5. Диагностика

6. Заключение

7.Список используемой литературы

7. Приложение

№ 1 Перспективное планирование

дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего и младшего возраста.

№2 Картотека дидактических игр по сенсорике для детей раннего и младшего возраста.

№ 3 консультации для родителей и педагогов

№4 Мастер-класс «Играем мы – играют дети»

Слайд - Богатство ощущений и восприятий –

предпосылка для полноценного

познания окружающего мира,

развитие мыслительных процессов, т.к.

«внешние чувства составляют материал

для всех рассудительных работ»

К.Д. Ушинский

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание  уделяли многие ученые и психологи.

Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, Ф.Н.Блехер.), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П.Усова. Н.А.Ветлугина.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

 Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, поэтому я решила работать над темой «Развитие сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр».

Актуальность (слайд) выбранной темы заключается в том, что возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  В этом возрасте закладывается и формируется  развитие сенсорных представлений у детей средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Детей окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Новизна  темы заключается в том, что данный опыт работы реализован с детьми раннего и младшего возраста, где в процессе работы были модифицированы существующие игры по сенсорному развитию, а так же представлены авторские дидактические игры.

В процессе обучения опиралась на принципы построения общей дидактики: (Слайд) 

  • Принцип насыщенной предметно-игровой среды заключается в разнообразии дидактических игр по сенсорному развитию в уголке «Сенсорика»        
  • Принцип активности; предполагает напряженность психических процессов обучаемого, в первую очередь внимания, мышления, памяти и воли.
  • Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения - вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
  • Принцип последовательности, направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, навыков, умений, их последовательное развитие, совершенствование и на этой основе введение новых знаний, формирование новых навыков и умений.
  •  Принцип систематичности предусматривает формирование знаний, умений и навыков в системе и определенном порядке, при котором каждый элемент  материала связан логически с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к освоению нового.
  • Принцип повторности предусматривает регулярность проведения игры на протяжении нескольких дней, недель.
  • Принцип доступности означает, прежде всего, то, что дети все объясняемое им в процессе игры могут воспринимать и понимать.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- развивает наблюдательность, внимание; влияет на эстетическое чувство

- является основой для развития воображения; -даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребёнка, на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Работа в данном направлении поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить любознательность, наблюдательность;

- развить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

Ожидаемые результаты: (Слайд)

- Повысился уровень педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников, усовершенствованы знания о сенсорном воспитании детей раннего и младшего возраста.

- Систематизирован материал по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 и 3-4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированы сенсорные представления путём выделения формы, цвета и величины предметов.

- Повысился уровень знаний родителей по сенсорному развитию детей.

Начиная работу поставила

Цель: (Слайд) Способствовать развитию представлений детей раннего и младшего возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы, осязаний в процессе проведения дидактических игр.

Для достижения поставленной цели определила следующие 

задачи: (Слайд)

1.Способствовать получению знаний детей о цвете, форме, величине через дидактическую игру.

2. Формировать умение обследовать предметы, используя тактильный способ.

3. Формировать  желание выполнять простейшие продуктивные действия.

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.   Дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика. Многие не знают цвет, форму не могут определить  величину.

Для эффективной работы - был составлен перспективный план (приложение 1)

 и проведено обследование (приложение 2), в процессе которого выявила умение детей различать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, цвет.

В группе раннего возраста обследование показало, что из 12 детей  (Слайд)

Высокий уровень у 0 детей, что составило 0 %

 Средний уровень у 6 детей - 50%

 Низкий уровень у 6 детей -50%

Учитывая разную степень знаний детей, строила свою работу таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Сначала учила детей находить предмет по образцу или по такому же предмету. Чтобы избежать однообразия и поддержать интерес к игре, в работе использовала сказочные сюжеты, разные игровые ситуации, новые игрушки.

Например, для изучения цвета провела игру с цветными шариками, которые принесла кукла Катя в волшебной коробочке –  предложила посмотреть красивые шарики, раздала детям по два шарика синего и красного цвета, затем показывала красный шарик и просила показать такой же, конечно же, дети показывали и синий шарик, тогда  предлагала приложить свой шарик к моему, таким образом добивалась от каждого ребенка, чтобы он показал именно красный шарик и называл цвет. По такому же образцу, были проведены  другие игры с остальными цветами и другими персонажами.

 Представления о цвете связывала не только со словом, но и с действиями, показывала куклу в красном платье, и просила найти для нее красный бантик так были проведены дидактические игры: (Слайд)

 - «Найди пару»

- «Найди листочек такого же цвета»

(Слайд) - «Подбери шарик к нитке» и др.  

 Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать.

Подобным образом знакомила детей с формой и величиной – основная роль отводилась таким приемам, как обведение контура предметов рукой ребенка.

Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Кубики одинаковые. Кирпичики разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать кубики, шарики, кирпичики по признаку цвета, величины. Для этого проводила игры повторно. Старалась, постоянно, разнообразить дидактический материал. В группу были приобретены игрушки – вкладыши, большие и маленькие пирамидки, матрешки и др., которые вызывали у ребят не поддельный интерес.

Через игры (Слайд) «Собери матрёшку», «Пирамидки», «Вкладыши», дети совершенствовали умение различать предметы по величине и форме

- В игре «Найди такой же формы и цвета»- дети подбирали фигуры по форме и цвету.  

 Для свободного выбора игрушек - домиков, объемных кубов, шаров, пирамидок в группе был оформлен развивающий сенсорный стол. (Слайд)

(Слайд) Малышам доступно сооружение несложных построек из строительного материала (кубиков, кирпичиков) – действуя с ними ребята закрепляют цвет, форму предметов их величину, а так же приобретали пространственные представления, во время таких игр просила  детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились – кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий.

 - Детям очень нравились такие игры, где они самостоятельно выполняли действия. Когда у них что-то получалось, все вместе радовались успеху,  дети  увлеченно рассматривали материал, действовали, сопоставляли его, подбирали к эталону.

 Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета, форму, размер,  через дидактические игры у детей развивался словарный запас.

Важным шагом к решению поставленных задач являлась работа с родителями. Для повышения знаний родителей по вопросу сенсорного развития и активному участию  были проведены консультации «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста», «Научите детей узнавать цвета»  была изготовлена ширма « Дидактические игры для детей 2-4 лет», было предложено нескольким родителям изготовить дидактические игры своими руками для группы. Так же были даны рекомендации родителям проводить такие игры дома.

  В конце года провела диагностику и увидела, что результат улучшился  по сравнению   с началом года (Слайд) из 15 детей

Высокий уровень у 10 детей, что составило 67 %

 Средний уровень у 4 ребёнка - 27%

 Низкий уровень у 1 ребёнок -6%

Слайд - « Нам необходимо добиться того,

чтобы дидактическая игра была

не только формой усвоения

 отдельных знаний и умений

но и способствовала бы общему развитию ребенка,

служила  формированию ее способностей»

А.В. Запорожец.

«В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного опыта ребенка.

Окружающая действительность познается через анализаторы – эта система интенсивно развивается от 2 до 5 лет. Очень существенно формирование у детей умения слушать, наблюдать, видеть. Для сенсорных способностей важно, чтобы дети не только получали сведения о том, где употребляется, как это называется, но и усугубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними: перенося предметы почувствовать меру их тяжести, беря в руки  ощутить и определить качество поверхности (гладкий, шершавый), температуру (теплый, холодный).

Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.

Продолжая работу над темой: «Развитие сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр» был составлен перспективный план

 и  проведена диагностика. (Слайд) В связи с тем, что изменился списочный состав детей и предлагались игры с усложнением, т.к.  стало больше заданий на логическое мышление. Было выявлено, что в группе с высоким уровнем сенсорного развития 8 детей (62%). Эти дети по образцу и просьбе без ошибок находили предметы такого же цвета, ориентировались в контрастных величинах, а так же без затруднений ориентировались в формах, подбирали их по образцу, группировали однородные предметы.

 5 детей (38%) показали средний уровень сенсорного развития, здесь дети по предложенному образцу с помощью находили предметы названного цвета, ориентировались в величинах, но путались в названиях контрастных форм, с подсказкой группировали предметы.

Исходя из этого работа по сенсорному развитию, через дидактические игры усложнилась, были включены следующие 

задачи: (Слайд) 

1. Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, активно включая все анализаторы.

2. Совершенствовать умения группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету.

Хотя дети младшего возраста еще не совсем готовы к усвоению сенсорных эталонов, у них начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств. Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек и т. п.

- При соблюдении принципа насыщенной предметно-игровой среды в группе (Слайд) оформила уголок  по сенсорному развитию, назначение которого – развитие восприятия, создание условий для реализации сенсорных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними.

 – в этом уголке находились игры для изучения цвета, формы, величины, тактильных ощущений.

С детьми 3-4 лет, учились сравнивать окружающие предметы с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Дети играли в дидактические игры на тактильные ощущения  (Слайд)  с прищепками «солнышко», «Ёжик», «Ёлочка» в таких играх дети не только знакомились с цветом и формой, но еще у них развивалась мелкая моторика пальцев.

 (Слайд) «Волшебное ведёрко», с закручиванием крышек.

С детьми проводила дидактические игры на формирование представлений о различных признаках: цвете, форме, величине.

Слайд - В игре «Поставь заплатку» дети подбирали, цветовые спектры  находили по цвету заплатку и ставили на платье, в игре «Волшебный круг» учились группировать картинки с изображением частей тела животного в соответствии с цветом поля. Слайд С помощью  дидактических игр «Собери радугу», «Собери цветок», закрепляли названия основных цветов и знакомились с оттенками.

Слайд В играх: «Назови геометрическую форму», «Найди предмет такой же формы», «Спрячь мышку» «Какая фигура лишняя» через игровое действие и правила подводила детей к логическому мышлению, заставляла больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления. Особенно нравятся детям игры: Слайд «Что лежит в мешочке», «Коробка ощущений». Им нравиться на ощупь определять геометрическую форму. У кого-то получалось с первой игры, а у других нет, потому что, не видя фигуру очень сложно определить ее на ощупь. С такими детьми проводила индивидуальную работу: обследовали фигуры, уточняли их особенности.

Строили с детьми башню из кубиков при проведении игры «Башня из кубов». Учились сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей  величине, определяли словом отношения трех соседних элементов («большой», «поменьше», «самый маленький»). Были проведены игры

Слайд - «Подари неваляшкам мячи» - дети сравнивали по величине, дарили большим неваляшкам большие мячи, неваляшке по меньше – поменьше мяч, маленькой неваляшке - маленький мяч.

В игре «Сравни предметы по высоте» - (Слайд) «Поселили матрешек в домики». При проведении новой игры четко, эмоционально знакомила детей с ее содержанием, правилами и действиями, уточняла их понимание, вместе с ними играла, чтобы выяснить, насколько  правила игры усвоены. Затем предлагала детям поиграть самостоятельно, но при этом следила за ее ходом. Когда дети усваивали  правила, то они самостоятельно объединялись в группы для игры и выбирали игры по желанию.

Слайд - В конце года провела диагностику и получила такие результаты из 18 детей высокий уровень -12, что составило 67%, на стадии формирования 5 детей – «27% , низкий уровень 1 ребёнок 6%

Для успешной и результативной работы с родителями был проведен мастер-класс «Играем мы – играют дети» - где родители могли сами поиграть и вникнуть в важность изучения сенсорных навыков детей для повседневной жизни.

Слайд Так же была оформлена выставка с сенсорными играми на разные виды сенсорной деятельности. И предложена папка-передвижка с сенсорными играми.

Проведена консультация: «Развитие сенсорного воспитания».

 Слайд

В этой группе, так же как и в группе раннего возраста подключала к оформлению игр по сенсорике родителей, которые  активно откликнулись и изготовили своими руками или приобрели новые дидактические игры

 Слайд

В итоге хочу сделать следующие выводы: Ожидаемые результаты полностью совпали с результатами работы. Повысился уровень педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников, усовершенствованы знания о сенсорном воспитании детей раннего и младшего возраста. Это заключается в тщательном изучении методической литературы по сенсорному развитию в группах раннего и младшего возраста, на основе полученных знаний подобраны дидактические игры по возрасту и индивидуальных способностей  детей, составлена картотека.

У детей сформированы сенсорные представления путём выделения формы, цвета и величины предметов, что показали результаты диагностики.

- Повысился уровень знаний родителей по сенсорному развитию детей.

Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материалов.

Итак, исходя из полученных результатов работы, считаю, что работа, которая реализовалась в течение двух лет является успешной и результативной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.
  2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.
  3. Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду.
  4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. ,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.
  5. Монтессори М. Дидактические игры и упражнения.
  6. Т.В Башаева « Развитие восприятия у детей Форма, цвет, звук». М.,2005
  7. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина  « Диагностика развития ребенка»  (0-3г, 3-4г., 4-5л.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

"Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является пробле...

газета "Мои педагогические находки" «Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждениедетский сад  комбинированного вида № 114  «Чебурашка»  г. Брянск...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством организации дидактических игр»

Актуальность         На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети ...

Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр

Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр....

Консультация "Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"

Консультация "Сенсорное развитие  детей  раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"...

Практикум «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста посредствам развивающего пособия «Фиолетовый лес».

Практикум «Сенсорное развитие детей раннего и  младшего дошкольного возраста посредствам развивающего пособия «Фиолетовый лес». Сенсорное развитие — важное направлени...