Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
консультация (старшая группа) на тему
Важно с юных лет приобщать подрастающее поколение к родной культуре - это воспитывает в детях чувство гордости за отечество и глубокое уважение к нему. Поэтому изучение культуры своих предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это поможет им проявлять интерес и уважительно относиться к национальным традициям других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
Много написано о том, как важно с юных лет приобщать подрастающее
поколение к родной культуре, о том, что это воспитывает в детях чувство
гордости за отечество и глубокое уважение к нему. Поэтому изучение культуры
своих предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это
поможет им проявлять интерес и уважительно относиться к национальным
традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое
воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.
Сегодня можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто
в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и
отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему.
Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и
гордость за свой народ, и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и
приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.
1. Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями.
Задачи нравственно-патриотического воспитания.
2. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к
природе родного края – и природе в целом.
3. Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье.
4. Расширение знаний ребенка о городах России.
5. Воспитание любви и уважительного отношения к труду.
6. Формирование у ребенка базовых представлений о правах человека.
7. Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном.
8. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов.
9. Развитие чувства гордости за
достижения родины.
Эти задачи в детском саду решаются в
играх, на занятиях и в быту, не только
воспитывая в ребятах патриотические
чувства, но и формируя их
взаимоотношения с друзьями и
взрослыми. Нравственно-
патриотическое воспитание является
сложным педагогическим процессом.
Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам,
монументам, в краеведческий музей и т.д.
Методы патриотического воспитания.
Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и
родного города.
Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе,
как изменяется его облик благодаря этому труду.
Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.
Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц
русского леса или гимн Российской
Федерации.
Знакомство с русским фольклором –
сказками, пословицами, поговорками,
песнями, играми.
Знакомство с народным творчеством,
вышивкой, росписью.
Знакомство с творчеством отечественных
писателей, композиторов и художников.
Посещение тематических выставок или их
самостоятельная организация.
Участие в праздниках.
Участие в посильных общественно-
полезных работах.
1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов
Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате
Формы патриотического воспитания.
родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной
край».
2. Знакомство детей с культурой, бытом и традициями родного края, проведение
обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация
тематических досугов.
3. Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе,
формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо
стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это
одно из важных слагаемых патриотизма.
4. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до
воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут
помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину,
вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-
патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники
Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий
мужества», на кото р ых дети будут о бр ащаться к подвигам российских солдат,
проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена.
Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и
поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы»,
экскурсиями к монументам.
5. Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и
рисунков на тему «Моя семья»,
«Моя мама – самая лучшая» и
т.д., благоустройство ДОУ,
проведение соревнований,
праздников и утренников,
совместный труд на участке.
Контакт с родителями и семьей
имеет большое значение в
решении задач нравственно-
патриотического воспитания.
Репродукции картин.
Материалы для работы по патриотическому воспитанию.
Методическая литература.
Наглядные и дидактические пособия.
Иллюстрации различных видов войск, портреты героев.
Современные средства ТСО.
Аудиозаписи.
Карты, атлас, глобус.
Художественная литература.
Государственная символика.
Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии
личности маленького человека. Именно в этот период в его душе закладываются
гражданские качества, в сознании формируются представления о культуре,
обществе и месте человека в нем.
Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?
Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине являются: усвоение
ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране,
приобщение к отечественной культуре.
Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых
маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет,
с «маленького уголка далекого детства».
1. Необходимо воспитывать в ребенке
бережное отношение к окружающим
вещам, игрушкам и книгам, объяснять
ему, что в каждую из этих вещей вложен
труд человека. Формируйте интерес к
чтению, ходите с ребенком в библиотеку,
показывайте ему, как хранятся книги в
библиотеке, и учите ею пользоваться.
2. Организовывайте экскурсии к
памятникам, рассказывайте ребенку все о
том, что вы знаете, об истории этих монументов (можно и даже нужно
подготовиться заранее, если информации у вас не хватает). Вы увидите, ребенок
заинтересуется. Также можно совершать «путешествия» по всей стране при
помощи иллюстраций, красочной карты или глобуса.
3. Предложите ребенку построить дом, используя игрушечный строительный
материал, а затем поиграйте с ним в «новоселье», разместите в доме «жильцов»,
ими могут стать любые игрушки, куклы, мишки и зайчики. Проверьте, удобен ли
домик для жилья, прочно ли он построен, достаточно ли в нем уютно.
4. Воспитывайте уважение к хлебу. Расскажите ребенку, как выращивают хлеб,
сколько в этот процесс вложено сил и труда. Понаблюдайте, как хлеб привозят,
как его разгружают. Купите свежий, еще горячий хлеб вместе с ребенком,
насладитесь его ароматом и вкусом – или испеките сами. Объясните ребенку, что
хлеб нельзя выбрасывать, можно сушить из него сухарики или отдавать птичкам.
5. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, какую пользу она приносит, что
вы любите в ней. Ребенок должен иметь представление о том, кем и как трудятся
его родители. Конечно, хорошо, если ваша работа доставляет вам радость, тогда
ребенок будет видеть и чувствовать это.
6. Когда возвращаетесь из детского сада, поиграйте со своей крохой в игру «Кто
заметит больше интересного?» Эта увлекательная игра не только интересна, но и
развивает наблюдательность, формирует представление об окружающем мире.
Дома можно продолжить игру, предложив малышу нарисовать то, что ему больше
всего понравилось на прогулке.
7. Помните, что любовь к большой Родине начинается с любви к природе родного
края. Природа воспитывает в
человеке отзывчивость и
чуткость. Старайтесь как можно
больше времени проводить на
природе, зимой катайтесь на
лыжах, летом – на велосипеде,
или гуляйте пешком, выезжайте в
лес, любуйтесь его красотой,
наслаждайтесь пением птиц и
журчанием ручьев. Приучайте
ребенка охранять и беречь
природу.
1. Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному
творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.
Содержание патриотического воспитания.
2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи,
своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями
детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом,
знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.
3. Организация посильного труда детей на природе, посадка овощей, цветов,
кустарников, наблюдение за городом в разное время года.
4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям
предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные
сезоны.
Воспитатели детского са да и ро дители должны тесно со трудничать и б ыть
подготовленными к проблемам патриотического воспитания, это повысит
эффективность работы. Также в детском саду и в семье должна быть создана
эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле
для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности.
Сотрудничество родителей и
воспитателей предполагает
доверительные деловые контакты,
обучение членов семьи способам
общения с малышом и их активное
вовлечение в педагогический
процесс. Готовый к нравственно-
патриотическому воспитанию
педагог – это человек с должным
уровнем профессионального мастерства и компетентности, способный
самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.
Как уже было сказано выше, воспитывать патриотические чувства в детях нужно
начинать с воспитания любви к родному дому, к улице, на которой вы живете, к
детскому саду, который посещает ребенок.
Советы родителям.
1. На прогулках обращайте внимание ребенка на достопримечательности
города, на его красоту.
2. Рассказывайте о том, что находится на вашей улице, на близлежащих улицах,
аллеях, скверах и парках.
3. Формируйте у малыша представление о работе общественных организаций,
таких как библиотека, почта, магазин. Наблюдайте за работой сотрудников этих
организаций, говорите с ребенком о ценности и о значении их труда.
4. Вовлекайте ребенка в посильный труд по благоустройству двора, дачного
участка.
5. Учите давать правильную оценку своим поступкам и поступкам других людей.
6. Читайте с ребенком книги о родной стране, ее традициях, героях и культуре.
7. Поощряйте стремление ребенка к поддержанию порядка, за правильное
поведение в общественных местах.
8. Не пренебрегайте расширением собственного кругозора.
Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на
второстепенный план. В 80-е и 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения,
согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься
«политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности
происходивших в стране политических событий. Результатом такого подхода
стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток
В заключение.
доброты и духовности. Сегодня вопросы нравственно-патриотического
воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их
основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо
этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию
молодежи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»
Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»
Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....
Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...
Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...