Использование песочной терапии в дошкольном учреждении с детьми ОВЗ.
консультация на тему

Консультация  для педагогов, психологов о работе с песком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_artterapiya.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Использование песочной терапии в дошкольном учреждении с детьми ОВЗ.

«Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка». К.Д.Ушинский

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и загадочный материал, и дети, и взрослые могут часами играть в песке. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Он обладает способностью завораживать человека. С самого раннего возраста детей начинает манить к песку: им хочется потрогать песок, выкопать ямку, поиграть игрушками, построить разнообразные лабиринты.

Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью коллекции мелких игрушек (игрушка не должна превышать более 8 см), природного бросового материала (камешки, веточки, шишки, пуговицы и т.д.), ящика с песком, небольшого количества воды. Если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая ситуацию, ребенок раскрывается, и на поверхности, откуда не возьмись, появляются герои сказок, картины природы, танцующие цифры и буквы и взрослые получают возможность увидеть настроение ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии это обязательно отразиться на песочную поверхность. Песочная терапия замечательно развивает фантазию, творческие способности, образное мышление, мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), развивает внимательность и концентрацию; вырабатывает способность контролировать свои эмоции; учит преодолевать трудности, полагаться на самого себя. Песочная терапия для детей  дошкольного возраста хороша и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в изобразительной деятельности. А значит можно ошибиться. Занимаясь с песком, дети непосредственны, веселы и свободны в своих действиях: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Дети часто не могут рассказать, что с ними происходит. Играя с песком, ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, проигрывая различные ситуации и трудности в своей жизни. Например, нерешительность, скованность, или свои страхи. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть, сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Занимаясь играми на песке, ребёнку становится увлекательно, он старается сделать красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

И так делаем выводы:

Что бы начать работу с песком необходимо выполнять правила песочной страны.

Первое правило. Руки нужно помыть до и после работы с песком.

Второе правило. Песком мы не бросаемся.

Не спорим, не толкаемся.

А делом занимаемся.

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

  • Развивают все психические процессы: восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
  • Формируют  у ребенка представления об окружающем мире;
  • Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; 
  • Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
  • Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. 

Не рекомендуется в случаях, когда:

  • Уровень тревожности ребёнка (взрослого) очень высок;
  • Есть аллергия и астма  на пыль и мелкие частицы;
  • Есть кожные заболевания и порезы на руках.

В нашем дошкольном учреждении педагоги и узкие специалисты используют специальный, готовый световой стол с песком, который предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции и развития воображения, игровой терапии.

  • Рекомендации по установке стола для песочной терапии:
  • Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений;
  • К столу для работы с песком должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный)
  • Стол с песком следует установить на большой и прочной поверхности, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом поверхность должна быть значительно больше стола, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком;

Рекомендации по проведению занятийной, коррекционной и совместной, деятельности:

  • Все принадлежности следует размещать в маленьких коробочках или ящичках на уровне глаз ребенка;
  • С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования на песке;
  • После деятельности стол рекомендуется закрывать специальной крышкой:

Методы и формы песочной терапии:

  • Диагностическая;
  • Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом , элементы экспериментирования, наблюдения;
  • Коррекционная;
  • Наглядные методы (презентации, показ игрушек, рассматривание картин, иллюстраций, моделирование);
  • Игровая деятельность; (обыгрывание ситуаций, инсценировки, элементы театрализации);
  • Словесные методы-беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки).

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • Дети чувствуют себя более успешными;
  • Дети научились выражать свои эмоции безобидной форме;
  • Дети легче адаптируются в коллективе, наладилось эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
  • Страх и напряжение исчезает. Уменьшилось  проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида) ;

Попадая в заворожительную песочную страну, дети играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!

Использованные литературы

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – Спб., 2004.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2007.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии. – Спб., 2001.
  4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в дошкольном учреждении.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребёнок решает задачи самовыражения, развивает самооценку, учится работать в ...

Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"

Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми....

Использование песочной терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование песочной терапии в работе с детьми агрессивного поведения.На сегодняшний день почти в каждой группе детского сада встречается ребенок с агрессивным поведе...

Социальный проект для детей младшей группы "Песочная терапия в дошкольном учреждении"

Социальный проект для детей младшей группы "Песочная терапия в дошкольном учреждении"...

«Использование песочной терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Использование метода песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как в сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте. П...

Использование песочной терапии в коррекционной работе с детьми

Использование метода песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно.Процесс разворачивается как в сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте. Пе...