Мягкие модули как средство организации универсальной предметно-игровой среды
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pravka.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Мягкие модули как средство организации универсальной предметно-игровой среды
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…
Е.И. Тихеева
Одно из важных условий образовательной работы в детском саду – правильная организация предметной- пространственной среды, где важно учитывать универсальность и полифункциональность игровых предметов. При этом группа не должна быть загромождена, чтобы не сковывать двигательную активность детей.
Из наблюдений за детской игрой можно отметить, что значения и образы, которыми дети наделяют мягкие модули, отражают не только широкий спектр их знаний о действительности, но и вводят в воображаемое игровое действие. Ребёнок может легко создать ту предметную ситуацию, которая ему нужна в соответствии с темой его игры: прилавок магазина, приемную врача, стройку, избушку, ворота, дом и т.д. Дети при этом могут менять, переставлять, добавлять детали. Мягкий габаритный конструктор позволяет не только представить игровое действие, но и реально его совершить (по-настоящему забраться в пещеру или дом, подняться на вершину мачты, открывать дверь, проходить через ворота и т.д.). Детям нравятся игры с перемещением предметов при сооружении чего-либо. А если при этом необходимо показать свою физическую силу – это супер-игра!
В жизни ребёнка должно быть обязательно, его «время свободы», свободы выбора игрушек и других игровых средств. В моменты выбора наиболее ярко проявляются навыки и умения, полученные в ходе общения со взрослыми. Ярко выражается при этом детское творчество, фантазия, детская «самость».
В рамках режиссёрских игр трансформация деталей побуждает детей к изобретению различных игровых ситуаций и действий, способствует развитию планирования игровых событий. У детей появляется инициатива в развитие сюжета игры. Они творят игровые ситуации, наделяя ролями в игре образные игрушки. Действуя ими, дети говорят вслух или про себя своей внутренней речью. Вместе с куклами и фигурками они мечтают о желаниях, об игровом сюжете.
При сюжетном конструировании характер постройки определяется содержанием её обыгрывания с сюжетной игрушкой. Например, для куклы: кроватка, стул, машина, дом, сад и т.д.
Можно ввести конструирование «по условиям», где ребенок, сооружая постройку, заранее должен учесть его высоту, чтобы под ним проплыл пароход. Конструирование по образцу поможет детям в освоении тех или иных умений и навыков.
Модули также выступают как дидактический материал для сенсорного и сенсомоторного развития дошкольников. В процессе деятельности с элементами – модулями дети знакомятся с формой, величиной, количеством, весом. Цветовая гамма позволяет их классифицировать, группировать и объединять в композицию с учетом цвета и формы.
Деятельность детей с мягким модулем объединяет их в общем деле, стимулируют поисковую деятельность и творчество, способствуют интеллектуальной и познавательной активности. Дети постепенно усваивают конструктивные навыки и умения. Следующая ступень их развития наступает тогда, когда они смогут самостоятельно преобразовать одну сюжетную композицию в другую: подводную лодку в пароход, при этом добавляя свои атрибуты. И таким образом, игра, которая была репродуктивной, постепенно переходит в самостоятельную игровую деятельность.
Если игровая среда статична, неизменна, то дети привыкают к постоянному набору игрового материала, могут не обращать на него внимания, и в результате возникает совершенно неестественное для дошкольников отсутствие интереса к игре.
Обыкновенные мягкие модули, которые чаще всего ассоциируются с физкультурными занятиями, на самом деле дают возможность создать универсальную предметно-пространственную игровую среду, в которой ребенок может проявлять инициативу, самостоятельность, творчество, речевую активность, навыки взаимодействия со сверстниками и т.д. С помощью данного средства создаётся та комфортная обстановка, в которой ребёнку хорошо и интересно жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-игровой среды в группе
В статье рассматриваетсятребования к предметно -развивающей среде....
Предметно-игровая развивающая среда как средство реализации образовательных областей в соответствии с ФГТ
В соответствии с ФГТ образовательная деятельность в дошкольном учреждении должна решать задачи десяти образовательных областей и проходить в процессе раз...
Модуль игра как средство организации универсальной предметно-игровой среды
Одно из важных условий образовательной работы в детском саду – правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстанов...
СООБЩЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ПЕДСОВЕТЕ: «Организация развивающей предметно-игровой среды в средней группе детского сада»
Развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни детей, из каких игрушек и дидактических пособий она с...
«Организация развивающей предметно-игровой среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....
Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группы
Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группыРазвивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной...
Мягкие модули как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Развитие познавательной активности детей с умственной отсталостью дошкольного возраста – одно из важных направлений в образовательной деятельности . Через различные виды деятельности ребено...