Модуль игра как средство организации универсальной предметно-игровой среды
материал на тему
Одно из важных условий образовательной работы в детском саду – правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krntseptualnoe_izlozhenie_pedagogicheskogo_opyta.doc | 894.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Тюменской области
Тюменская межрегиональная организация Профсоюза работников образования и науки РФ
Тюменский областной государственный институт развития регионального образования
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
Модуль игра как средство организации универсальной предметно-игровой среды
Гелехановой Анастасии Васильевны,
воспитателя
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №18
комбинированного вида
города Тюмени
2013 г.
Содержание | |||
Введение | 3 | ||
Глава 1. Теоретические основы организации предметно- развивающей среды группы | |||
Принципы организации предметно-развивающей среды группы | 4 | ||
Особенности организации предметно-игровой среды для детей 4-5 лет | 5 | ||
Глава 2. Модуль – игра, как средство организации универсальной предметно-игровой среды | |||
2.1. | Применение «Модуль – игры» в различных видах детской деятельности | 5 | |
2.2. | Использование модулей в образовательном процессе | 7 | |
Глава 3. «Оценка уровня популярности применения мягких модулей в самостоятельной игровой деятельности детей» | |||
Заключение | 9 | ||
Литература 9 | |||
Приложения 10 |
Введение
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…
Е.И. Тихеева
Одно из важных условий образовательной работы в детском саду – правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы.
Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной общеобразовательной программы. Также важным фактором успеха, является соответствие предметной среды тематическому планированию.
Следовательно, предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Также, при организации образовательной среды важно учитывать универсальность и многофункциональность игр. При этом среда не должна быть загромождена, чтобы не сковывать двигательную активность детей. И мы озадачились, каким же образом создать универсальную предметно – игровую среду.
На данный вопрос мы нашли ответ в работах Новоселовой С.Л.. Автор предлагает реализацию основных требований к организации развивающей среды в ДОУ через применение системы «Модуль-игра».
Цель работы: создание универсальной предметно-развивающей среды, направленной на развитие игровой деятельности детей.
Задачи:
- Раскрыть возможности универсальных игровых модулей для развития игровой деятельности детей.
- Разработать картотеку игр, с применением мягких модулей.
- Выявить уровень популярности использования «Модуль – игры» среди детей группы.
Решение поставленных задач, позволит создать в группе универсальную предметно-игровую среду, подходящую для организации различных видов игр.
Глава 1. Теоретические основы организации предметно-развивающей среды группы
- Принципы организации предметно-развивающей среды группы
В последнее время происходят большие изменения в сфере дошкольного образования, обусловленные выходом в свет новых нормативных документов. Согласно федеральным государственным требованиям к условиям реализации ООП дошкольного образования при создании предметной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения необходимо соблюдение следующих принципов (рисунок 1):
Рисунок 1
- Информативности – предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования, и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
- Вариативности – определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
- Полифункциональности – предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;
- Педагогической целесообразности – позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- Трансформируемости – обеспечивает возможность изменений предметно – развивающей среды, позволяет вынести на первый план ту или иную функцию пространства по ситуации.
Итак, среда должна способствовать развитию игровой деятельности. Немаловажное значение имеет организация предметно-игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющего свою специфику развития.
- Особенности организации предметно-игровой среды для детей 4-5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
На пятом году жизни приобретенный детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх.
Главными педагогическими задачами на данном этапе становятся: развитие сюжетов и тематики игр, овладение детьми первичными умениями сюжетосложения; обогащение содержания игровых действий; формирование умений устанавливать разнообразные ролевые отношения и вести ролевой диалог; стимулирование детской игровой самостоятельности и творчества и др.
Характерными особенностями данной возрастной группы является также то, что дошкольники уже могут по собственной инициативе самостоятельно играть в знакомые подвижные игры; придумывать новые с использованием имитации. С помощью педагога дети учатся преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал [2].
Таким образом, учитывая возрастные особенности, предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми данной возрастной категории, от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Если игровая среда статична, неизменна, то дети привыкают к постоянному набору игрового материала и могут не обращать на него внимания, и в результате – возникает совершенно неестественное для дошкольников отсутствие интереса к игре.
Глава 2. Модуль – игра как средство организации универсальной предметно-игровой среды
2.1. Применение «Модуль – игры» в различных видах детской деятельности
Исходя из общих требований к организации предметно-развивающей среды, мы убедились в том, что детям необходимы такие игрушки, с которыми они могли бы играть очень долго, открывая в них все новые и новые возможности, которые побуждали бы детей к творческому отражению действительности, рождали бы у них познавательные интересы, инициативность их деятельности.
Новоселова С.Л. рекомендует использовать условный, крупный, средообразующий материал для организации обобщенной предметно-игровой среды, которую автор называет, система "Модуль-игра".
«Модуль-игра», представляет собой модули из поролона, обтянутого искусственной кожей разного цвета. Все элементы разной геометрической формы и размера. Ребенок может сложить из них куб, либо, раскидав эти модули по комнате, сделать из них стол, стул, кроватку, машинку. То есть, это, как бы, мебель-игрушка. Система этих модулей позволяет ребенку дошкольного возраста выплеснуть всю фантазию, которая у него рождается в голове, в процессе игры.
В исследованиях многих авторов установлено, что использование этих условных, крупных предметов способствует активизации функции замещения у детей в игре и становится важным фактором развития самодеятельных сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры в такой предметно-игровой среде открывают более широкие возможности для проявления интеллектуальной инициативы детей в игре.
Организация игры с крупными, нейтральными по отношению к любому содержанию игры, средообразующими предметами дает возможность замещать не только один конкретный необходимый предмет, но и создавать целую предметную ситуацию, сомасштабную пространству игровой комнаты. По ходу игры возникает экспериментирование и в воображаемой ситуации, и в реальном действии, в реальном движении на изменяющуюся предметную среду. Детям нравятся игры, в которых они преодолевают физические затруднения при перемещении предметов, при их сооружении, что вызывает у них радость.
Инициатива детей в игре часто бывает скована заранее определенной педагогами тематикой игр, наличием стабильных по содержанию игровых зон (уголков), толкающих детей на воспроизведение одних и тех же сюжетов игр во всех возрастных группах, т.е. детям заранее задается игровая задача. Но игра, прежде всего, должна быть творческой и помехи на пути детского творчества в игре следует устранять. Таким образом, возникает психолого-педагогическая задача – побудить детей к творческому использованию своего жизненного опыта в игре, а не действовать по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием игровых уголков. «Модуль – игра» имеет уникальную педагогическую ценность для организации пространственного конструирования, развития детского воображения, проектного мышления и для повышения динамичности движений играющих детей [4].
Наше воображение формируется в детстве. И игра с мягкими модулями не только способствует развитию у ребенка фантазии, но и дает возможность воплотить образы своей фантазии в игре. Ведь на самом деле нет стола, нет холодильника, а есть предметы в форме куба или параллелепипеда, которые дети наделяют игровым значением.
Таким образом, игры с крупногабаритными модулями-блоками способствуют развитию творческих способностей детей, активности, самостоятельности, потому что эти геометрические фигуры близки и понятны детям. Большие, всевозможные формы и размеры, сочность красок и простота создания постройки – вызывает у детей положительные эмоции и речевую активность. «Модуль – игра» многофункциональна, и выступает, как средство организации универсальной предметно-игровой среды, которая побуждает детей к творческому отражению действительности, вызывает у них познавательные интересы, инициативность в их деятельности.
2.2. Использование модулей в образовательном процессе.
Для эффективной организации образовательной деятельности очень важен выбор средств. Для дошкольников игра является не только местом приобретения знаний, но и ареной для самовыражения, самореализации своих возможностей. При отборе содержания игр необходимо учитывать интересы, желания, склонности и способности детей. Постоянными спутниками при создании построек являются стихи, сказки, потешки, чистоговорки, как хорошо известные, так и сочиненные вместе с детьми. В таблице приведены варианты использования мягких модулей в образовательном процессе.
Тема недели | Задачи | Варианты использования модулей |
Осень | - Учить осуществлять простейший анализ, выделяя ярко выраженные в предметах свойства и качества (цвет, форму, величину); - Оптимизировать двигательную активность детей; | Перемещение модулей в игровом пространстве группы в соответствии с инструкцией. Познакомить с понятиями «Высокий, низкий» (Приложение 1 рис. 5), «Узкие ворота, широкие» Построение конструкций для подвижных игр. |
Я в мире человек | -Учить детей сооружать в определенной последовательности прочную постройку; -Учить отражать в своих конструкциях имеющиеся представления из своего опыта, закреплять конструкторские навыки (приставлять, прикладывать, перекрывать, комбинировать детали); -Знакомить с профессиями; | С-р игры «Строители», «Ж/д вокзал» (Приложение 1, рис. 7) «Аэропорт»; |
Мой город, моя страна | - Способствовать развитию творческого воображения; -Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию; Закреплять произношение слов определяющих пространственные понятия (внизу, наверху, позади, впереди); | С-р игры «Города», «На улице», «Домик для куклы с мишкой», |
Зима | Развивать умение устанавливать ассоциативные связи; Формировать умения создавать коллективные конструкции; | Театрализованные игры «Заюшкина избушка»; «Хоровод» |
Знакомство с народной культурой и традициями | Стимулировать творчество и самостоятельность, способствовать их речевому и игровому общению; Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. | Обыгрывание потешек, чистоговорок, с использованием модулей («Паровоз», «Калачи», с-р игра «Чаепитие» (Приложение1, рис. 6) «Колесо», «Автобус», ) (Приложение 1, рис. 3) |
Весна | Развивать экспериментально – исследовательскую деятельность | Эксперимент «Соотношение веса и величины» |
День Победы | Знакомить с военными профессиями, техникой | с/р игры «Танкисты» «Моряки», «Летчики» |
Лето | Развивать творческое воображение, мышление Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию; | с/р игра «Мы по морю плывем» (Приложение 1, рис. 4) |
Глава 3. Оценка уровня популярности применения мягких модулей в самостоятельной игровой деятельности детей
С целью определения уровня популярности применения мягких модулей в самостоятельной игровой деятельности детей мы провели диагностические наблюдения.
Ход исследования: данные наблюдения могут быть использованы при индивидуальном обследовании ребенка, а также могут применяться для групповой диагностики. Предложенные наблюдения следует выполнять в разные дни:
- Дети самостоятельно придумывают игры, и активно используют в своей деятельности мягкие модули. (10 баллов)
- Детям предлагается игра, и они самостоятельно разыгрывают сюжет, изменяя элементы и роли, используют мягкие модули (8 баллов)
- Дети используют мягкие модули в организованной игре, но без руководства воспитателя интерес к игре очень быстро проходит. (5 баллов)
- Дети не используют в игровой деятельности мягкие модули, модуль-игра не вызывает интереса. (0 баллов)
Результаты проведенных диагностических мероприятий отражены в таблице. (Приложение 2). Более наглядно результаты представлены в диаграмме, на которой видно, что в течение двух недель дети самостоятельно придумывали игры, и активно использовали в своей деятельности мягкие модули (60 баллов). Также, дети самостоятельно разыгрывали сюжет, по предложенной игре, используя модули (32 балла).
Заключение
Конструирование из мягких модулей - это своеобразная творчески-продуктивная деятельность. Обучение при помощи мягких модулей, поддерживает интерес детей, активизирует познавательную деятельность, двигательную сферу, коммуникативные навыки, развивает двигательную активность, пространственное мышление.
Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении.
Мы убедились на практике, что система «Модуль-игра» позволяет самим детям и вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития. И предметно-игровая среда становится развивающей, т.е. она позволяет функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.
Литература
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 224с
- Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 160с.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.
- Новоселова С.Л. Система «Модуль – игра». Новая развивающая предметно – игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования. М.: ООФ «Социальное развитие России», 2004. – 40с.
Приложение 1
Рисунок 7 С-р игра «Поезд» | Рисунок 3 С-р игра «Мы в автобусе сидим» |
Рисунок 4 С-р игра «Мы по морю плывем» | Рисунок 5 «Высокая – низкая башня» |
Рисунок 6 С-р игра «Чаепитие» |
Приложение 2
Результаты наблюдения «Оценка уровня популярности применения мягких модулей в самостоятельной игровой деятельности детей»
Дата (январь) Критерии | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | Результат |
Дети самостоятельно придумывают игры, и активно используют в своей деятельности мягкие модули. | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 60 баллов | ||||
Детям предлагается игра, и они самостоятельно разыгрывают сюжет, изменяя элементы и роли, используют мягкие модули | 8 | 8 | 8 | 8 | 32 балла | ||||||
Дети используют мягкие модули в организованной игре, но без руководства воспитателя интерес к игре очень быстро проходит | 0 баллов | ||||||||||
Дети не используют в игровой деятельности мягкие модули, модуль-игра не вызывает интереса | 0 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-игровой среды в группе
В статье рассматриваетсятребования к предметно -развивающей среде....
Предметно-игровая развивающая среда как средство реализации образовательных областей в соответствии с ФГТ
В соответствии с ФГТ образовательная деятельность в дошкольном учреждении должна решать задачи десяти образовательных областей и проходить в процессе раз...
Мягкие модули как средство организации универсальной предметно-игровой среды
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот...
СООБЩЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ПЕДСОВЕТЕ: «Организация развивающей предметно-игровой среды в средней группе детского сада»
Развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни детей, из каких игрушек и дидактических пособий она с...
«Организация развивающей предметно-игровой среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....
«Современные подходы к созданию предметно-игровой развивающей среды»
Климан Светлана ВасильевнаВоспитатель ГБДОУ № 10 Приморского района Санкт-Петербурга «Современные подходы к созданию предметно-игровой развивающей среды»Развивающая среды – это ...
«Организация сюжетно-ролевой игры детей в процессе обыгрывания предметно-игровой среды группы»
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей...