Тематический план образовательных ситуаций на февраль 2016-2017 учебного года
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Мамонова Любовь Викторовна

образовательные ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_plan_obrazovatelnyh_situatsiy.docx116.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план образовательных ситуаций

2016-2017 учебного года

Совместная подгрупповая образовательная

деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

1 неделя

Образовательная ситуация «Прием ускорение - замедление»

Задачи: развитие мышления, активности, воображения и креативности.

Ход образовательной ситуации: «ускорять или замедлять можно скорость протекания любых процессов. Чтобы направить фантазию в этом направлении, задают вопросы типа: "Что будет, если?", "Что произойдет, если?».

Примеры для обсуждения:

- Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее? (Время будет продолжаться 1:00. По 1:00 надо успеть поспать, позавтракать, сходить в школу (на 15 мин), пообедать, сделать уроки (по 3-4 мин), погулять, поужинать.)

- Что будет, если времени года пройдут по 100 лет? (Тогда люди, родившиеся в начале зимы, никогда бы не увидели зеленой травы, цветов, разлива рек)

Комментарии к выполнению упражнения:

1. Во время упражнения следует побуждать детей к самостоятельной работе, выражению собственного мнения. Во время группового обсуждения возможно применение метода «мозговой штурм».

2. Учитывая особенности упражнения (сложная задача, необходимо время для обдумывания), целесообразным является использование ее в качестве основной упражнения.

3. По завершении выполнения упражнения дети представляют результаты обсуждения в группах.

4. Упражнение рекомендуется для использования с детьми от 6 лет.

5. Упражнение может быть использована как для индивидуальной, так и для групповой работы. Во время групповой работы рекомендуемое количество группы до 12 человек. Если количество детей в группе более 12 - следует разделять группу на несколько маленьких (от 3 человек в группе).

Образовательная ситуация «Загадочный «Друдл»

Задачи: развитие мышления, самовыражения, инициативности.

Ход образовательной ситуации: Друдл (или английском droodles) - это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенный ими в 1950-х годах. Название droodle собой комбинацию трех слов "doodle" (каракули), "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Даже само название изобретения вполне отражает креативное мышление своих авторов.

Суть изобретения заключается в том, что ребенку предлагается описать изображения, что имеет множественные значения. Изображение Друдла является чем-то вроде каракулей и похоже на то, что обычно дети рисуют машинально на бумаге. Однако в «droodle» авторы сначала закладывают вариативность ее интерпретации. Сначала они имели только развлекательный характер, а публиковали их в основном в газетах и ​​журналах для повышения интереса читателя к изданию. Ведь, наверное, любому человеку всегда хочется разгадать простую и интересную загадку. Однако, постепенно перекочевали и в другие сферы человеческого времяпрепровождения: в психологию и даже в искусство.

Материалы: заранее подготовленные рисунки «Друдл»

Ход образовательной ситуации: «Что изображено на этом рисунке? Укажите максимальное количество возможных вариантов».

Комментарии к выполнению упражнения:

1. При групповом обсуждении возможно применение метода «мозговой штурм».

2. Выполнение не ограничено во времени.

3. Четких возрастных границ для выполнения нет, однако целесообразно использование с детьми от 5 лет.

4. Ситуация может быть использована для индивидуальной и групповой работы.

2 неделя

Образовательная ситуация «Безумный архитектор»

Задачи: ситуация направлена на развитие инициативности, креативности, творческого мышления и умение сочетать несочетаемые вещи.

Необходимые материалы: бумага, простой карандаш, цветные карандаши или краски, кисти.

Ход образовательной ситуации: «Давайте нарисуем дом. Но перед тем как приступить к этой задаче, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору, заказали проект дома, но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть избранные слова. Здесь может быть что угодно, например, «апельсин» - крыша вашего дома может быть оранжевым, «тарелка» - сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни».

Комментарии к выполнению упражнения:

1. Слова можно подбирать методом мозгового штурма. В зависимости от формы задания ребенок может выбирать слова самостоятельно (индивид. форма), или друг для друга (групповая).

2. ребенок может комментировать процесс, способствует еще большему развитию активности и позволит понять ход мыслей ребенка.

3. По завершению рисования дети демонстрируют друг другу рисунки и рассказывают о них историю.

4. Выполнение упражнения нет четких временных границ, однако учитывая особенности упражнения, рекомендуемая продолжительность выполнения не менее 30 минут (вместе с инструкцией и придумыванием слов).

Образовательная ситуация «Почемучка»

Задачи: развивать активность, умение ставить разнообразные вопрос, направленные на изучение определенного объекта.

Материал для игры - сюжетный рисунок, на котором изображен неизвестный ребенку ситуацию, событие и т.д.

Описание: C:\..\lenovo\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image5.jpeg

Предложите ребенку рассмотреть рисунок и объясните, что она может спрашивать все, что ей непонятно. В этой игре разрешается выдвигать различные условия - в зависимости от обстоятельств. Скажем, можно договориться, что победителем будет тот, кто поставит больше вопросов к содержанию рисунка. Или: вопросы должны быть такими, чтобы на них трудно ответить; если взрослый не ответит, побеждает ребенок, если ответит - ребенок проигрывает.

3 неделя

Образовательная ситуация «Построй свою историю»

Задачи:

Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников, повышению познавательной активности, творческого мышления раскрытию скрытых потенциалов детей.

Использование построек из конструкторов в качестве декораций к сказкам.

Образовательная ситуация «Кто знает больше?»

Цель: проявление инициативности в процессе общения.

Данная ситуация носит соревновательный характер, что является сильнейшим побудителем к развитию интереса и активности.

Предлагается за одну минуту назвать пять предметов заданной величины, формы или цвета. Например, пять прямоугольных или пять красных предметов. Выбывает тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются.

4 неделя

Образовательная ситуация «Откуда взялся птенец»

 

Задачи - развитие у детей инициативности, позитивного отношения к процессу познания и познавательно-исследовательской деятельности.

Педагог занимает организационно-обучающую позицию. Он активно привлекает дошкольников к обнаружению новых способов нахождения информации, организовывал опыты, способствовавшие расширению кругозора, прививает умение ставить цели деятельности.

«Ребята, к нам в группу пришла посылка. Посмотрите, в ней находится интересное яйцо, а кому оно принадлежит и кто может оттуда вылупиться – неизвестно. Вы когда-нибудь видели, как цыплята появляются из яиц? Какие условия требуется соблюдать для того, чтобы это произошло? Что нам нужно сделать, чтобы узнать о них (спросить у взрослого, посмотреть в книге, провести опыт)? Вы хотите выяснить, что надо предпринять, чтобы из яиц вылупились животные?

Тогда давайте разобьемся на пары и поищем информацию об условиях, необходимых для того, чтобы из яйца вылупился птенец».

После того как дети собрали данные о развитии птенцов, педагог предлагает следующее: «Ребята, давайте представим, что мы исследователи, и понаблюдаем, как разные животные, в том числе цыплята, появляются из яиц. Для этого мы возьмем яйцо "Инкубатор", вы, наверное, видели такое в магазине, и поместим его в банку с водой. Каждый час мы должны подходить к банке и смотреть, что изменилось, а для этого мы будем записывать наблюдения в журнал».

Педагог при детях погружает яйцо «Инкубатор» в теплую воду и просит их понаблюдать за ним, высказывая предположения о происходящих процессах. После того как цыпленок полностью вылупился, следует предложить ребятам обсудить, что произошло с яйцом, какие условия нужно создать для того, чтобы из яйца вылупился цыпленок, откуда берутся яйца.

Образовательная ситуация «Учимся видеть проблемы»

    Задачи - развитие у детей инициативности, позитивного отношения к процессу познания и познавательно-исследовательской деятельности.

1. На картинке нарисована коробка, установленная на столе в странном положении. Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и сказать, есть ли в ней что-то, что удивляет.

     Дети должны «увидеть проблему»: коробка в таком положении не может удержаться на столе.

     Тем не менее, она стоит так, как стоит. За счет чего? Дети должны высказать предположения, а потом провести подтверждающие их эксперименты — установить коробку так, как показано на картинке. (Приглашаю желающих коллег установить коробку одним из названных ими способов).

    2. Другая ситуация. Педагог показывает детям мяч и просит его описать. Затем говорит, что хочет положить мяч на гладкую, слегка наклонную поверхность. Можно ли это сделать? Почему нельзя? Но ведь должен быть какой-то выход из положения? Детям предлагается придумать выходы и провести эксперименты, подтверждающие их правоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план образовательной работы на 2014-2015 учебный год.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я разработала комплексно-тематический план образовательной работы для средней группы, время года - осень. Постаралась подробно описать все разделы, указала авторов, ко...

Комплексно-тематический план образовательной работы зима 2014-2015 учебный год.

Я продолжила выкладывать перспективное планирование для средней группы детского сада. здесь собраны занятия, игры,беседы, работа с родителями по теме недели. Приятного просмотра....

Перспективно-тематический план образовательной ситуации: Математическое и сенсорное развитие

Перспективно-тематический план образовательной ситуации: Математическое и сенсорное развитие...

Перспективный тематический план образовательных ситуаций по изобразительному искусству во 2-й младшей группе

Перспективный тематический план образовательных ситуаций по изобразительному искусству (младшая группа)...

Календарно-тематический план на I квартал 2016-2017 учебного года ОО "Музыка" для подготовительной группы

КТП разработан на основе программ "От рождения до школы" и "Ладушки" с включением НРК и использованием материалов интернет-ресурса.,...

Перспективный план образовательных ситуаций по блоку задач «Приобщение к искусству» в в подготовительной группе (с 6-7 лет) комбинированной направленности на 2019 – 2020 учебный год.

Перспективный план образовательных ситуаций по блоку задач«Приобщение к искусству» в в подготовительной группе (с 6-7 лет) комбинированной направленности на 2019 – 2020 уч...