Технология проблемного обучения
консультация на тему
Консультация для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_obucheniya.pptx | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Целевые ориентиры Любознательность; Установление причинно-следственных связей; Открытие нового через проявление стремления к получению знаний; Установление способности к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Суть проблемного обучения Проблемная ситуация, Самостоятельный поиск знаний и способов действий, Решение проблем, Противоречия.
Достоинства проблемного обучения • способствует развитию умственных сил детей (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, выбор плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (поиск самостоятельного нестандартного решения). • проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации). • проблемное обучение вооружает детей методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе . • учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.
Недостатки проблемного обучения • не всегда легко сформулировать учебную проблему, • не весь учебный материал можно построить в виде проблем ; • проблемное обучение не способствует отработке навыков , • не экономично – требует больших затрат времени.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Поэтому основная суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения, т. е. развитие проблемного видения.
« Проблема -это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.» ( словарь Ожегова)
Основные условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность Задания должны быть таковыми, чтобы ребёнок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного
Творческий цикл совместной деятельности Постановка проблемы; Поиск решения; Реализация продекта . «Спросил, открыл, создал»
Структурные единицы проблемного обучения Проблемные вопросы; Проблемные ситуации; Проблемные задачи: С недостаточными или избыточными исходными данными; С заведомо допущенными ошибками; С противоречивыми данными; Творческие задачи.
Проблемный вопрос. Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»? Например: какие птицы наших краёв улетают на юг последними?(просто вопрос) Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос). Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа?
Проблемная задача . Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос ? Например: - Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.
Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему?
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Проблемная ситуация Создается при нехватке знаний у детей. Противоречие – основное звено проблемной ситуации. (Противоречие – положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему). В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты: - неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; -познавательная деятельность; - творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
Создание противоречия . Например, металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему? Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув. Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет. Аналогичный опыт можно проделать со стеклянной баночкой: пустая, закрытая крышкой банка, на поверхности воды плавает, а банка, заполненная водой, сразу тонет
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет: живая – я её умертвлю , скажет: мёртвая – выпущу. “Мудрец подумал и ответил: “Всё в твоих руках” Творческих Вам успехов! Все в ваших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» с использованием технологии проблемного обучения, игровые технологии
Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности...
Конспект физкультурного занятия с использованием здоровьесберегающей технологии, технологии проблемного обучения , ИКТ в подготовительной к школе группе: «Морское приключение»
фИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ...
Конспект занятия в образовательной области «Физическое развитие» с использованием технологии проблемного обучения, социо-игровой, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий для детей старшей группы «На помощь медвежонку»
Данное занятие формирует у детей стремление к здоровому образу жизни....
"Кейс-технология как педагогическая технология проблемного обучения"
- создание комплексной интегрированной модели информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса ДОУ.- систематизация, обновление и по...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».
Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»
Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...