Конспект занятия "Волшебниа вода".
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) по теме
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из трех состояний вещества). Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области
Конспект занятия
«Волшебница вода»
в подготовительной к школе группе
«Волшебница вода»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из трех состояний вещества). Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).
Задачи:
1. Образовательные
-закрепить знания о круговороте воды в природе
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе.
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование:
карточки-памятки для помощи в рассказе о воде, интерактивная доска, глобус на каждого ребёнка: клеенчатые фартуки прозрачные стаканы, соломинки для коктейля, сахарный песок, кусочки лимона, гуашь, кубики льда, салфетки, сосуды разной формы.
Ход занятия:
Организационный момент:
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в учёных и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Ход занятия:
Основная часть: глобус
- Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?
- Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды?
- Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ+ демонстрация).
Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
- Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?
Опытно-исследовательская деятельность.
- Я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды.
Опыт 1
1.Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
2 Ребята-это «мельница» если мы нальём сюда воды как вы думаете что произойдёт ?.Вот и заработал весь механизм так как вода проникает во все отверстия.
Опыт 2. Ребята понюхайте воду.
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью
, не пахнет.
Опыт 3 .«Вода не имеет вкуса»
Ребята, попробуйте воду из стакана через соломинку, какой у нее вкус? (ответы детей).
А теперь добавьте в стакан с водой кусочек сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, сахар растворился в воде).
А теперь добавьте в воду лимон, размешайте и снова попробуйте.( вода стала кислая).
- Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса. Вода принимает вкус веществ, которые в неё добавили. Если в воду что – то добавить она меняет вкус.
Опыт 4 «Вода без цвета, прозрачная».
- Давайте теперь превратимся в волшебников и попробуем изменить цвет воды.
Воспитатель предлагает детям добавить в воду гуашь и посмотреть, что из этого выйдет.
- Что изменилось? (вода изменила цвет).
- Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Отпускаем в воду кисточки и понаблюдаем. Ребята вы видите предметы в воде? (нет).
Вывод: Подкрашенная вода не прозрачна почему? потому, что мы в ней ничего не видим.Гуашь и вода, перемешиваются друг с другом, вода окрашивается).А также из такой воды мы можем сделать цветные льдинки для украшения деревьев на нашем участке.
Опыт 5. «Вода не имеет формы»
Воспитатель предлагает ребятам налить воду в стакан, тарелку, банку, вазу перчатку.
- Имеет ли вода форму? (ответы детей)
Спрашиваю детей, имеет ли вода определённую форму? (сначало ответы детей). Вода принимает форму, в которую её переливаем.
Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму той ёмкости, в которой находится.
Опыт 6. «Лед»
1.Дети, сейчас я каждому из вас что-то раздам.
Воспитатель дает каждому ребенку в ладошку по кусочку льда.
— Скажите, что это? (Лед.) Какой он? (Холодный, твердый, тяжелый.) Что происходит со льдом в ваших ладошках? (Он тает, превращается в воду.) Что можно сказать про лед? Как вода превращается в лёд.
Вывод: Лед – это тоже вода, только замороженная. Лёд тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее. На морозе замерзает и превращается в лёд- твёрдое вещество.
Воспитатель достает термос.
— Кто знает, что это такое? Кто-нибудь знает, для чего люди используют термос? (В нем продукты сохраняются горячими). Смотрите внимательно, ребята! Я открываю крышку. Что вы сейчас видите? (Идет пар.) Я подношу к термосу зеркало. Что появилось на зеркале? (Капельки воды.) Откуда они появились? (Из термоса вместе с паром, пар осел на зеркале.)
Вывод: Дети, пар – это тоже вода, но не простая, а газообразная. При сильном нагревании воды она превращается в пар. Где вы видели пар у себя дома? (Кипящий чайник, при варке в кастрюле.)
Вывод: у воды есть три состояния:
- лед – твердая замороженная вода;
- пар – сильно нагретая вода, парообразная;
- жидкая – обычная вода.
Итог: мы сегодня много узнали о воде. Есть ли у воды цвет? Пахнет ли вода?
Какая она на вкус? Что с ней произойдёт на морозе.
Физминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой-это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?
Опытно-исследовательская деятельность.
- Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)
Лепка «Снежинка» с использованием пайеток.
Сначала мы на диск делали налеп снежинки, потом из голубого пластилина слепили снежинки, а затем украсили пайетками. Получилось очень красиво, ярко, на свету они переливаются как настоящие. Предварительно мы посмотрели презентацию "Многообразие форм и строение снежинки"
Заключительная часть.
- Что мы узнали сегодня на занятии нового?
- О каком веществе мы сегодня с вами говорили?
- Какие свойства есть у воды?
- Спасибо ребята, вы все большие молодцы
Вода-это прозрачная жидкость, не имеющая цвет, запах и вкус. Вода легко проливается и легко впитывается, может быть разноцветной, если в неё добавить краску. На морозе замерзает и становится льдом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"
Конспект занятия в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....
Конспект занятия " Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды."
Занятия с экспериментами....
Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»
Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...
Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."
Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......
Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»
Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...