Режим дня в детском саду.
консультация на тему
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezhim_dnya_v_detskom_sadu.docx | 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Режим дня в детском саду.
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:
– сон;
– пребывание на открытом воздухе (прогулки);
– воспитательная и учебная деятельность;
– игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);
– самообслуживание, помощь семье;
– приемы пищи;
– личная гигиена.
Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение, группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников.
Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5–12 часов, в 5–6 лет – 11,5–12 часов (из них примерно 10–11 часов ночью и 1,5–2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9–9 часов 30 минут вечера до 7–7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15–15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Пребывание на открытом воздухе (прогулки) – наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4–4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).
Воспитательная и учебная деятельность.
При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период – с 8:00 до 12:00 часов и вечерний – с 16:00 до 18:00 часов.
При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период – с 8:00 до 12:00 часов и вечерний – с 16:00 до 18:00 часов. Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В младшей группе продолжительность занятий составляет 10–15 минут (10 занятий в неделю), в средней группе (4–5 лет) – по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5–6 лет) – два занятия в день по 20–25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6–7 лет) – 3 занятия в день проводятся по 25–30 минут, приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.
Планируя работу, воспитатель предусматривает, чтобы занятия, на которых дети двигаются мало (по развитию элементарных математических представлений, рисованию и др.), сменялись физкультурными и музыкальными занятиями. При возникновении у детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т.п.) проводится физкультурная минутка.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки составляет:
-первая младшая группа (дети от 2 до 3 лет)- 10 занятий в неделю по 10 мин.;
-вторая младшая группа (дети четвертого года жизни) – 11 занятий по 15 мин.;
-средняя группа (дети пятого года жизни) – 12, продолжительностью 20 мин.;
-старшая группа (дети шестого года жизни) – 15, продолжительностью 25 мин.;
-подготовительной (дети седьмого года жизни) – 17 занятий продолжительностью 30 мин.;
-группа для детей с глубокой умственной отсталостью (дети 5-го и 8-го года жизни) – 11 занятий продолжительностью 15 мин.
В середине занятия проводится физкультминутка. Перерывы между занятиями 10 минут. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня во второй младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной – трех. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста проводятся:
- для детей 4-го года жизни – 1 раз в неделю продолжительностью 15 минут;
- для детей 5-го года жизни – 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут;
- для детей 6-го года жизни – 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут;
- для детей 7-го года жизни – 3 раза в неделю продолжительностью 30 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режим дня в детском саду
Вашему вниманию предлагаю красочно оформленный режим дня для детей старшей логопедической группы....
Режим дня в детском саду
Режим дня в детском саду должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. ...
Что такое режим дня в детском саду?
Значение режима дня для ребёнкаПравильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, ...
режим дня в детском саду
Организация режима пребывания детей в детском саду...
Буклет для родителей в детском саду "Режим дня в детском саду".
Памятка для родителей второй младшей группы....
режим дня в детском саду
информация для родителей...
Режим дня в детском саду.
Объединение усилий детского сада и родителей в соблюдении режима дня - ещё один шаг к здоровью детей!...