ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА РЕБЕНКА (5-6 ЛЕТ)
методическая разработка на тему

Харалгина Наталия Александровна

Методическая рекомендация для педагогов и психологов при использованию диагностических методов в работе со старшим дошкольным возрастом 5-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА РЕБЕНКА

(5-6 ЛЕТ)

Социальная ситуация развития ребенка 5-6 лет характеризуется появлением новой формы общения с взрослым: внеситуативно - личностной. Уже на предыдущем отрезке развития содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации, более теоретическим. А в течение 5-того года жизни взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности. Ребенок начинает задавать вопросы об отношениях, моральных нормах. Детям в этом возрасте очень важно соотнести свои переживания, суждения и оценки с мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения сопереживание и взаимопонимание.

Сюжетно - ролевая игра в 5 - 6 лет достигает своего расцвета. Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3 - 4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет. Для детей в этом возрасте характерно стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, кино- и мультфильмов, и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место.

Произвольность в возрасте 5-6 лет все больше определяет поведение ребенка. Благодаря коллективной игре с распределением ролей дети становятся способны планировать и выполнять сложные последовательности действий. Дети становятся способны преодолеть побудительную силу ситуативных воздействий и стереотипных реакций. Возникает способность сознательно определять свои действия. Детям становится доступно осознание правил действия скрытых в роли или поведении взрослых. Именно на этом возрастном отрезке произвольность становится центральной линией развития психики ребенка.

Мировоззренческие представления. Дети 5-6 летнего возраста обладают рядом спонтанных житейских понятий об устройстве окружающего мира и самом себе. Житейские понятия — это представления, субъективно связанные со словами повседневного языка. Благодаря этому старшие дошкольники обладают своим взглядом на решение различных мировоззренческих вопросов. Благодаря внеситуативно - личностному общению и сюжетно-ролевой игре в данном возрасте бурно развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых. Развитие словесно - логического мышления делает некоторые из этих представлений абстрактными, сравнительно свободными от конкретно-образного содержания.

Мышление ребенка. В возрасте 5- 6 лет происходит скачек в развитии словесно - логического мышления. Благодаря становлению словесно -логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Происходит постепенный отход от суждений, обусловленных конкретными образами к логическим выводам, основанным на значении слов. Ребенок может устанавливать причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.

Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 5 - 6 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. Благодаря этому на данном отрезке жизни ребенка становится возможна формулировка социально - психологического норматива диагностики психического развития:

  1. внеситуативно - личностное общение;
  2. сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета;
  3. возникновение произвольного поведения;
  4. появление словесно - логического мышления;
  5. ясные и разнообразные социально-мировоззренческие представления.

Отбор методик и способов интерпретации полученных данных обусловлен этим нормативом.

Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики, направленные на выявление познавательной сферы, произвольности, мировоззренческих представлений и графической деятельности. Второй этап представляет собой диагностику форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что особенно важно при диагностике детей с ослабленным здоровьем и других дисфункциях.

Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе со старшим дошкольным возрастом 5-6 лет.

Психологические характеристики возраста

Методики

интеллект

  Диагностика детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
(Г.П.Логинова).
 

  Тест невербального мышления Равена. 

личностная сфера

  Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». 

  Тест рисуночной тревожности АМЭН 

  Наблюдение в ведущей деятельности.

  Диагностика и коррекция произвольности в младшем школьном и дошкольном возрастах (Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова) 

  методика "Диктант"Д.Б. Эльконина

  методика "Диктант" Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской

  методика "Цветовой диктант"

  методика "Кубики Косса"

  методика "Полянки" Л.А. Венгера, Р.И. Бардиной

  Графическая проба

  методика диагностики произвольности "Паровозы"

  методика "Корректурная проба"

  методика "Запрещенные слова" Д.Б. Эльконина

  методика "Вставь картинку"

психофизиологические особенности

специфика межличностных отношений

  Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин) 

Подготовлено педагогом –психологом КУ «Детский противотуберкулезный санаторий имени Е.М. Сагандуковой» Харалгиной Н.А.

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика процесса адаптации ребенка

Консультация для родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ. Рекомендуемая схема адаптации к ДОУ. Рекомендации родителям, желающим, чтобы адаптация их детей к ДОУ прошла успешно....

Психологическая характеристика ребенка дошкольника к обучению в школе

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о пот...

Схема психологической характеристики ребенка дошкольного возраста

Схема  психологической  характеристики ребенка дошкольного возраста...

Психологическая характеристика возрастных особенностей воспитателей, специалистов и сотрудников ДОУ

Профессия может существенно изменить характер человека. Вместе с тем, выбор профессии изначально связан с задатками и установками личности. Проблема профессиональной деформации личности, чрезвычайно и...

Психологические особенности возрастных периодов ребенка

Дети растут. Это самое простое объяснение всему тому, что происходит с малышом на протяжении долгих лет. Когда можно считать его взрослым? Когда начинать волноваться или, наоборот, заканчивать? Знание...

Психологическая характеристика детей-мигрантов разных возрастных групп

Психологическое обеспечение системы оценки языковой и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего образован...