ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА РЕБЕНКА (5-6 ЛЕТ)
методическая разработка на тему
Методическая рекомендация для педагогов и психологов при использованию диагностических методов в работе со старшим дошкольным возрастом 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_harakteristika_vozrastnogo_otrezka_5.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА РЕБЕНКА
(5-6 ЛЕТ)
Социальная ситуация развития ребенка 5-6 лет характеризуется появлением новой формы общения с взрослым: внеситуативно - личностной. Уже на предыдущем отрезке развития содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации, более теоретическим. А в течение 5-того года жизни взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности. Ребенок начинает задавать вопросы об отношениях, моральных нормах. Детям в этом возрасте очень важно соотнести свои переживания, суждения и оценки с мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения сопереживание и взаимопонимание.
Сюжетно - ролевая игра в 5 - 6 лет достигает своего расцвета. Содержанием игры становятся отношения между людьми, дети создают модели этих отношений. Дети формируют устойчивые игровые объединения из 3 - 4 человек. В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры. При этом ребенок обращается от имени игрового персонажа. Таким образом, через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет. Для детей в этом возрасте характерно стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, кино- и мультфильмов, и самое главное, общественные сюжеты занимают в игре основное место.
Произвольность в возрасте 5-6 лет все больше определяет поведение ребенка. Благодаря коллективной игре с распределением ролей дети становятся способны планировать и выполнять сложные последовательности действий. Дети становятся способны преодолеть побудительную силу ситуативных воздействий и стереотипных реакций. Возникает способность сознательно определять свои действия. Детям становится доступно осознание правил действия скрытых в роли или поведении взрослых. Именно на этом возрастном отрезке произвольность становится центральной линией развития психики ребенка.
Мировоззренческие представления. Дети 5-6 летнего возраста обладают рядом спонтанных житейских понятий об устройстве окружающего мира и самом себе. Житейские понятия — это представления, субъективно связанные со словами повседневного языка. Благодаря этому старшие дошкольники обладают своим взглядом на решение различных мировоззренческих вопросов. Благодаря внеситуативно - личностному общению и сюжетно-ролевой игре в данном возрасте бурно развиваются представления о социальном устройстве и взаимоотношениях взрослых. Развитие словесно - логического мышления делает некоторые из этих представлений абстрактными, сравнительно свободными от конкретно-образного содержания.
Мышление ребенка. В возрасте 5- 6 лет происходит скачек в развитии словесно - логического мышления. Благодаря становлению словесно -логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Происходит постепенный отход от суждений, обусловленных конкретными образами к логическим выводам, основанным на значении слов. Ребенок может устанавливать причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.
Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 5 - 6 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. Благодаря этому на данном отрезке жизни ребенка становится возможна формулировка социально - психологического норматива диагностики психического развития:
- внеситуативно - личностное общение;
- сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета;
- возникновение произвольного поведения;
- появление словесно - логического мышления;
- ясные и разнообразные социально-мировоззренческие представления.
Отбор методик и способов интерпретации полученных данных обусловлен этим нормативом.
Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики, направленные на выявление познавательной сферы, произвольности, мировоззренческих представлений и графической деятельности. Второй этап представляет собой диагностику форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что особенно важно при диагностике детей с ослабленным здоровьем и других дисфункциях.
Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе со старшим дошкольным возрастом 5-6 лет.
Психологические характеристики возраста | Методики |
интеллект | Диагностика детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет |
личностная сфера | Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». Тест рисуночной тревожности АМЭН Наблюдение в ведущей деятельности. методика "Диктант"Д.Б. Эльконина методика "Диктант" Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской методика "Цветовой диктант" методика "Кубики Косса" методика "Полянки" Л.А. Венгера, Р.И. Бардиной Графическая проба методика диагностики произвольности "Паровозы" методика "Корректурная проба" методика "Запрещенные слова" Д.Б. Эльконина методика "Вставь картинку" |
психофизиологические особенности | |
специфика межличностных отношений | Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин) |
Подготовлено педагогом –психологом КУ «Детский противотуберкулезный санаторий имени Е.М. Сагандуковой» Харалгиной Н.А.
2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая характеристика процесса адаптации ребенка
Консультация для родителей по вопросам адаптации ребенка к ДОУ. Рекомендуемая схема адаптации к ДОУ. Рекомендации родителям, желающим, чтобы адаптация их детей к ДОУ прошла успешно....
Психологическая характеристика типов темперамента ребенка
Типы характеров...
Психологическая характеристика ребенка дошкольника к обучению в школе
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о пот...
Схема психологической характеристики ребенка дошкольного возраста
Схема психологической характеристики ребенка дошкольного возраста...
Психологическая характеристика возрастных особенностей воспитателей, специалистов и сотрудников ДОУ
Профессия может существенно изменить характер человека. Вместе с тем, выбор профессии изначально связан с задатками и установками личности. Проблема профессиональной деформации личности, чрезвычайно и...
Психологические особенности возрастных периодов ребенка
Дети растут. Это самое простое объяснение всему тому, что происходит с малышом на протяжении долгих лет. Когда можно считать его взрослым? Когда начинать волноваться или, наоборот, заканчивать? Знание...
Психологическая характеристика детей-мигрантов разных возрастных групп
Психологическое обеспечение системы оценки языковой и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего образован...