Конспект сюжетно-ролевой игры"Кукольный театр"
план-конспект занятия (старшая группа)
Старшая группа МБДОУ№291 город Самара.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект сюжетно-ролевой игры
«Кукольный театр»
в старшей группе
Воспитатель
МБДОУ «Детского сада № 291»
городского округа Самара
Куликовская Жанна Александровна
1. Задачи:
1) Систематизировать знания детей о театре и артистах, на основе полученных знаний.
Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения, умение рассказывать русскую народную сказку «Заюшкина избушка».
Продолжать учить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре.
2) Формировать умения развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; комбинировать различные игровые сюжеты в единый игровой сюжет.
Учить усложнять игру путем расширения состава ролей.
Развивать умения дошкольников согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.
Формирование умения соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
3) Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Закрепление употребления вежливых слов (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.), умение аплодировать после спектакля.
Формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие стремления выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
2. Подготовка к игре:
Дата | Изготовление атрибутов | Обогащение впечатлениями | Обучение игровым приемам |
Март 2016г. | Изготовление домиков для сказки. Изготовление денег, билетов в театр. Изготовление Карточек для больницы. Изготовление плаката с изображением сюжета сказки « Заюшкина избушка». | Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Рассматривание иллюстраций по сказке. Проигрывание ситуаций: «Артисты распределяют роли в театре», «Разговор продавца с покупателем», «Работа администратора в театре». Дидактическая игра «Угадай сказку» или «Любимые сказки». Беседа о том, как я ходил в кукольный театр, что нужно для похода в театр. Посещение воспитанниками кукольного театра с родителями и в детском саду. Беседа на тему: «Кто продает билеты в театре». Рассказ воспитателя о работе в театре. Чтение художественной литературы. | Учиться работать на кассе; пользоваться билетами, определяя ряд. |
3. Перспективный план подготовки к игре «Банк»
Сюжеты | Роли | Атрибуты | Игровые действия | Речевые обороты |
Приход артистов в театр, распределение ролей. Приход кассира в кассу. Приход детей в кассу театра. Приход продавца цветов. Приход парикмахера и клиентов. Дети расходятся по своим делам (интересам). Звонок кассира, дети рассаживаются на свои места. Артисты начинают спектакль. | Кассир в театре (1 человек) | Стол для кассира, клавиатура, билеты, деньги , музыкальный инструмент, телефон. | Продает билеты, дает звонок, помогает рассаживаться на места. | Здравствуйте. Вам на какой ряд? Рады Вас видеть. Проходите. Приходите к нам еще. |
Посетители театра | Деньги, пластиковые карты, цветы. Бусы, сумки, шляпы, банты, заколки, телефоны, др. | Встают в очередь в кассу; покупают билет, по очереди подходят к своему месту, ожидают третьего звонка. | Здравствуйте. Я хотел купить билет на спектакль «Заюшкина избушка». Остались билеты на первый ряд? Спасибо. | |
Артисты ( 6 человек) | Куклы- зайчик, лиса, петух, бык, собака. | Выступают каждый в своей роли, один ребенок автор. После спектакля выходят под аплодисменты и кланяются гостям. | У каждого свой текст, по мотивам сказки. | |
Сопутствующие сюжеты | ||||
Цветочный магазин | Продавец-флорист | Цветы, готовые букеты, деньги. | Продает цветы, предлагает различные букеты. | Здравствуйте. Что желаете? Могу предложить готовый букет. Для кого вы выбираете букет? |
Супермаркет | Продавец | Кассовый аппарат, деньги, товары (продовольст-венные и непродо-вольственные) | Предлагает товары, считывает штрих-коды с коробок продуктов, озвучивает сумму покупки, берет деньги, сдает сдачу, задает вопросы, сопровождает свои действия речью. | Здравствуйте. Что желаете? Это стоит…. Возьмите сдачу и чек. Спасибо за покупку. Приходите еще. |
Покупатели | Сумки, кошельки, деньги | Берут нужные товары, занимают очередь в кассу, расплачиваются деньгами и кредитными картами, ведут диалог, берут сдачу, идут по своим делам. | Здравствуйте. Свежая выпечка сегодня? Какое мороженое посоветуете купить? Свежий у вас хлеб, молоко и т.д. Спасибо. | |
Больница | Врач | Халат, шапочка, чемоданчик доктора с атрибутами | Осматривает больных, назначает лечение, заполняет амбулаторную карту, выписывает рецепт, делает массаж. | Здравствуйте. Что у вас болит? Сейчас я вас осмотрю. Возьмите рецепт. До свидания. Выздоравли-вайте. |
Регистратор | Клавиатура, карточки посетителей, карандаш, талоны, халат. | Выбивает талон, выдает карточки. | Здравствуйте. К какому врачу вы хотели бы обратится? Ваша фамилия и имя? Вот ваш талон, вам в … кабинет. | |
Пациенты | Сумка, коляска с куклой | Приходят на прием к врачу. Рассказывают о своем заболевании или о заболевании своей дочки-куклы. | Здравствуйте. Меня беспокоит … У меня заболел … | |
Салон красоты | Парикмахер | Накидка и головной убор для парикмахера, пеньюар для клиента, фен, расческа, ножницы, шампунь и бальзам для волос, набор для окрашивания волос, лак для волос, тени, губная помада, крем для лица, заколки, др. | Надевает пеньюар клиенту, выслушивает пожелания клиента, окрашивает волосы, делает стрижку, моет и сушит волосы, делает прическу. | Здравствуйте. Что желаете: стрижку, укладку? Не хотите сделать макияж? У нас новая краска для волос. С вас … До свидания. Приходите к нам еще. Будем рады вас видеть. |
Клиенты | Сумки, кошельки, деньги | Приходят в салон красоты, общается с мастером, обсуждают стрижки, прически, укладки, оплачивают услугу. | Здравствуйте. Я бы хотела постричься. Я бы хотела сделать прическу, я сегодня иду в театр. Сколько это будет стоить? Спасибо. До свиданья. |
4. Ход игры.
Для возникновения интереса детей к игре воспитатель использует прием проблемной ситуации «Посмотрите, какие яркие, новые билеты нам принесли артисты кукольного театра ».
Для определения плана-сюжета воспитатель использует такой прием, как вопросы к детям. Для того, чтобы спектакль начался, театр начал работу, подумайте и ответьте:
Какие сотрудники нужны для работы в театре?
Кто приходит в театр?
Куда можно пойти до посещения театра?
Что необходимо купить, для того что бы поблагодарить артистов?
Затем воспитатель говорит о том, что необходимо распределить роли в театре.
При распределение ролей, воспитатель использует прием – напоминание и совместно с детьми проговаривают обязанности работников театра, т.е. игровые действия.
Для создания воображаемой ситуации воспитатель предлагает воспитанникам создать обстановку театра: поставить ширму и стулья, расставить стол для кассира, поставить кассовый аппарат, приготовить колокольчик для звонка. Дети самостоятельно распределяли роли (кассир, продавец цветов, актеры, зрители, парикмахер), воспитатель взяла на себя роль автора в театре. После обсуждения необходимых атрибутов и ролевых действий, воспитанники самостоятельно создали игровую обстановку (кассир, он же ответственный за три звонка перед спектаклем, взял клавиатуру для компьютера, билеты, звонок и занял место за крайним столом группы; продавец цветов взяла ведро с цветами (ландышами, розами) и заняла место недалеко от кассира; актеры зашли за ширму готовить декорации, кукол к спектаклю «Заюшкина избушка», зрители начали расставлять стулья в три ряда, взяли деньги, начали занимать место в кассу за билетами; парикмахер разложил необходимые атрибуты и начал приглашать желающих зайти сделать красивую прическу перед театром).
После подбора атрибутов и после того, как все сотрудники займут свои рабочие места, воспитатель говорит: «Приглашаем всех на наш замечательный спектакль».
Кассир продает билеты в театр. Дети покупают цветы для артистов. Некоторые дети посещают салон красоты. Воспитатель в ходе игры использовала следующие приемы: вопросы к детям, напоминание, совет, поддержание интереса к игре через введение новых ситуаций «Доставка товара в магазин со склада», «Прием на работу нового сотрудника», «Оплата работы сотрудника», «Мама с дочкой идут на прием к врачу», «Реклама парикмахерской».
При затруднении детей воспитатель использует такие приемы как: объяснение, помощь, напоминание (правила поведения в общественных местах). Если у детей возникает желание поменяться ролями, воспитатель поддерживает его.
Для формирования взаимоотношений в игре педагог использует приемы: напоминания о доброжелательном отношении друг к другу, поощрения вежливости.
После спектакля дети аплодируют артистам, дарят цветы, благодарят за спектакль.
Артисты кланяются. Кассир играет на музыкальном инструменте.
После посещения театра посетители идут по своим делам: делают покупки в «Супермаркете», заходят в больницу и «Салон красоты».
Артисты после спектакля тоже идут по своим делам.
5. Окончание игры
Воспитатель напоминает, о том, что рабочий день заканчивается и магазин, салон- красоты закрывается. Завтра всех приглашаем в кукольный театр на новый спектакль.
13.04.2016г. в старшей группе № 7 «Солнышки» воспитатель Куликовская Ж.А. организовала сюжетно-ролевую игру «Театр». Воспитатель создала интерес к игре путем внесения подготовленных в ходе подготовки к игре театральных билетов с указанием рядов. Дети самостоятельно распределяли роли (кассир, продавец цветов, актеры, зрители, парикмахер), воспитатель взяла на себя роль автора в театре. После обсуждения необходимых атрибутов и ролевых действий, воспитанники самостоятельно создали игровую обстановку (кассир, он же ответственный за три звонка перед спектаклем, взял клавиатуру для компьютера, билеты, звонок и занял место за крайним столом группы; продавец цветов взяла ведро с цветами (ландышами, розами) и заняла место недалеко от кассира; актеры зашли за ширму готовить декорации, кукол к спектаклю «Заюшкина избушка», зрители начали расставлять стулья в три ряда, взяли деньги, начали занимать место в кассу за билетами; парикмахер разложил необходимые атрибуты и начал приглашать желающих зайти сделать красивую прическу перед театром). Подготовка соответствовала возрастным особенностям детей. После чего дети начали действовать в воображаемой ситуации. Воспитанники показали высокий уровень игровых и отобразительных умений; умение использовать различные средства для воплощения образа героев (речь (актеры эмоционально, четко, выразительно проговаривали текст своих героев; зрители: Можно мне билет на третий (первый, второй) ряд. Какие есть? Спасибо.), мимика и жесты (зрители внимательно смотрели, улыбались, аплодировали актерам, вручали актерам цветы), элементы костюмов, др.).
Затем дети самостоятельно развернули игры на сопутствующие сюжеты «Магазин» (продавец и покупатели активно взаимодействовали), «Поликлиника» (в регистратуре выдавали карточки и направления; посетители занимали очередь, описывали симптомы болезни, получали помощь, шли по своим делам; врач в специальной одежде вел прием в кабинете, ставил диагнозы, выдавал рецепты, делал записи в амбулаторной карте), «Семья» (относят продукты домой), «Парикмахерская» (парикмахер поет голову, сушит феном, делает маникюр). В ходе игры дети менялись ролями, играли долго (1,5 часа) с интересом, все участвовали в игре.
Воспитатель в ходе игры использовала следующие приемы: вопросы к детям, напоминание, совет, поддержание интереса к игре через введение новых ситуаций «Доставка товара в магазин со склада», «Прием на работу нового сотрудника», «Оплата работы сотрудника», «Мама с дочкой идут на прием к врачу», «Реклама парикмахерской».
Игра завершилась, после того как воспитатель сказала, что уже вечер все заведения должны закрываться, для того, чтобы завтра вовремя открыться. Жанна Александровна дала положительную оценку главным героям, дала рекомендации некоторым персонажам, напомнила о необходимости навести порядок в группе. Дети быстро навели порядок в группе и сели ужинать.
Перспективный план работы
тифлопедагога Куликовской Ж.А.
с педагогами на 2016-2017 уч. год.
Сентябрь
- консультация с врачом - офтальмологом.
- мини- педсовет на тему «Требования к пособиям для детей с нарушением зрения».
- индивидуальные беседы с воспитателями.
Октябрь
- мини-педсовет на тему «Результаты диагностики на начало года».
- оформление буклета для воспитателей «Все об очках».
- консультация с сестрой- ортоптисткой.
- рекомендации на тему недели.
Ноябрь
- беседа с инструктором по физической культуре на тему «Дети с косоглазием».
- индивидуальные беседы с воспитателями.
- консультация для воспитателей «Разный возраст- разный подход».
Декабрь
- беседа с логопедом, обсуждение возникших проблем.
- консультация для воспитателей «Что такое слезы».
- индивидуальные беседы с воспитателями.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
в старшей группе
на тему «Богатыри» В.М. Васнецов
Разработали:
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 291» г.о. Самара
Шиянова Татьяна Михайловна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 291» г.о. Самара
Фадеева Наталья Владимировна;
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
МБДОУ «Детский сад № 291» г.о. Самара
Куликовская Жанна Александровна
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интеграция видов деятельности: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Вид занятия: групповое.
Формы образовательной деятельности:
Вопросы к детям Беседа Сюрпризный момент |
Чтение стихотворения «Три богатыря» |
Просмотр фрагмента мультфильма «Илья Муромец» |
Гимнастика для глаз Физкультминутка Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» |
Цель: знакомство с картиной В. Васнецова «Богатыри»
Задачи:
Образовательные:
- развивать умение описывать картину;
- развивать умение правильно использовать в речи предлоги (на, за, под и т.д.);
- формировать представления о жанре изобразительного искусства – жанровая живопись;
- познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри»;
- формировать активный интерес и понимание содержания картины.
Развивающие:
- раскрывать перед детьми богатство русского языка;
- развивать умение говорить образно, выразительно;
- развивать речь детей, расширять словарный запас;
- развивать навыки художественной деятельности;
- развивать эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины.
Воспитательные:
- воспитывать у детей патриотизм;
- воспитывать у детей интерес к истории России.
Планируемый результат: познакомить детей с творчеством В. Васнецова; сформировать представление детей о жанровой живописи.
Предварительная работа: чтение былин, рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, обсуждение образов богатырей, закраски по былинам.
Оборудование: картина В. Васнецова «Богатыри», иллюстрации с разными видами щитов, флешка с записью мультфильма «Илья Муромец».
Содержание НОД:
Этап занятия Структур-ные компоненты деятель-ности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организа-ционный момент | Метод мотивации (процесс вовлечения в деятельность): Воспитатель: Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? - Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь. - Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки! - Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши! Сюрпризный момент: Стук в дверь. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас гость. Заходит богатырь. Богатырь: Ребята у меня для вас доставка из Третьяковской галереи. Дети с богатырём открывают посылку, рассматривают, что там внутри. Богатырь достает картину. | Дети улыбаются, поднимают руки, хлопают в ладоши.
Дети открывают посылку, рассматривают, что там внутри. | 2мин 4мин |
Сюрприз-ный момент | Метод беседа-диалог. Богатырь: Ребята посмотрите, кто знает, что это? Правильно это картина. А вы хотите узнать, что это за картина и кто ее написал? Рассаживайтесь на стульчики. Сейчас мы с вами будем знакомиться с этой картиной. | Ответы детей. Ответы детей. | |
ОСНОВ-НАЯ ЧАСТЬ
| Воспитатель предлагает послушать стихотворение. Метод прослушивание стихотворения. Чтение стихотворения: Вечерняя тает заря, Клубятся над степью тучи, Три сказочных богатыря Коней оседлали могучих. От силы жесткой вражьей Народ берегут они! И грозно стоят на страже Нашей родной земли. Ребята о ком говорится в стихотворении? Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово могучих? Могучих – значит сильных, крепких. Как вы понимаете слово вражьей? Вражьей – значит сила врагов. Рассматривание картины Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» Воспитатель: Ребята, подойдите к картине и рассмотрите её. Метод рассказа педагога: Посмотрите на картину, эта картина называется «Богатыри», написал её Виктор Михайлович Васнецов. Эта картина относится к жанровой живописи. Жанровая живопись это жанр изобразительного искусства, включающий в себя картины, написанные на сюжеты былин и сказок. На широкой равнине, на конях остановились три могучих русских богатыря. В центре Илья Муромец, он силён и могуч. Справа Алёша Попович, он полон отваги и смелости, у него в руках лук с копьём. Третий богатырь Добрыня Никитич, он представителен и величав. Богатырей мы видим всех вместе, это олицетворяет народную силу, говорит о надёжности защитников русской земли. Вторичное рассматривание картины. Воспитатель: Ребята, ещё раз самостоятельно внимательно рассмотрите как художник изобразил богатырей. Метод «вхождения» в картину. Давайте войдем в картину Виктора Васнецова «Богатыри» и увидим, что красивого и удивительного изобразил художник и поделимся своими впечатлениями. Метод вопросы для диалога - Какие краски использовал художник в картине? - Кто изображен на картине? - Назовите имена богатырей. - Как изображены богатыри? - Как вы думаете, чем заняты богатыри? - А что можно сказать о пейзаже, который их окружает? Воспитатель: Предлагаю посмотреть вам отрывок из мультфильма об Илье Муромце, но перед просмотром давайте сделаем гимнастику для глаз «Глазкам нужно отдохнуть» Нужно глубоко вздохнуть Глаза по кругу побегут Много-много раз моргнут Глазкам стало хорошо Увидят мои глазки все! Метод оживления детских эмоций с помощью просмотра мультфильма. Просмотр отрывка из мультфильма «Илья Муромец». Богатырь: Ребята, я предлагаю вам набраться богатырской силы и отдохнуть. Физкультминутка «Богатыри» Богатырь – вот он каков: Он силен, он здоров, Он из лука стрелял, Метко палицу бросал, На границе стоял, Зорко-зорко наблюдал Подрастем, мы и, смотри, Станем, как богатыри! Молодцы! Вы настоящие богатыри. Приглашаю вас посетить картинную галерею. До свидания. | Дети слушают стихотворение. Ответы детей. Ответы детей. Дети рассматривают картину. Дети слушают воспитателя. Дети рассматривают картину. Ответы детей. Дети закрывают глаза. Дети делают глубокий вдох. Глаза все так же закрыты. Глаза открыты. Движение зрачком по кругу, по часовой и против часовой стрелки. Частое моргание глазами. Легкое касание кончиками пальцев. Дети садятся перед телевизором и смотрят отрывок из мультфильма. Показывают силача Имитируют движения по тексту Поднимают руки высоко вверх. | 15 мин |
Заключи-тельная часть. Рефлексия. | Рефлексия. Предложить детям рассказать о том, какое у них возникло настроение при рассматривании картины. Вы хотели бы познакомиться с другими картинами В. Васнецова? Мы обязательно продолжим с вами знакомство с творчеством Васнецова, а также будем знакомиться с творчеством других художников. Занятие окончено. | Ответы детей. | 4мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра "Кукольный театр".
Конспект разработан по сюжетно-ролевой игре "Кукольный театр" для средней группы детского сада....
Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...
Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей раннего возраста "Стирка кукольного белья"
Цель игры: формирование игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.Задачи игры: учить выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетом; испо...
Конспект сюжетно - ролевой игры "Поездка в кукольный театр"
Конспект сюжетно - ролевой игры в старшей группе "Поездка в кукольный театр"...
Конспект Сюжетно – ролевой игры для детей подготовительного возраста Тема «Мы играем в театр»
КонспектСюжетно – ролевой игрыдля детей подготовительного возрастаТема «Мы играем в театр»Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости.&bull...
Проект сюжетно - ролевой игры "Кукольный театр"
ПричинаНедостаток нравственно-коммуникативных навыков, способных сочувствовать, сопереживать....