Семинар-практикум по теме «Использование проектирования в познавательно-речевой деятельности дошкольников».
методическая разработка на тему

Мавроди Мария Константиновна

 

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavat._rech._razvitie.docx43.84 КБ
Файл prez.pptx80.31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

по теме

«Использование проектирования в познавательно-речевой деятельности дошкольников».

Подготовила:

Воспитатель

ІІ дидакт.ст.

Мавроди М.К.

16.01.18г.

м.Комрат д/с №5 «Родничок»

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. 

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Именно проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок сможет проявить, почувствовать себя нужным.
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности и побуждает педагогов повышать  свой профессионально-творческий уровень, что и сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДДУ, родителей и воспитанников. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен в системе. Этот метод учитывает интересы детей; интегрирует сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых; стимулирует у участников потребность в самореализации и коммуникации; способствует актуализации речевых и неречевых знаний, умений и навыков, позволяет раскрыть и проявить себя, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, проявить свои эмоции. Активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, улучшается грамматический строй. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные на практике знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.

Все больше ДДУ используют этот метод в своей практике. Димитрова Т.А. предлагает познакомиться со своим опытом работы в данном направлении. Она планирует проекты по тематике, связанной с изучением лексических тем, рассказывает, какие задачи решаются педагогическим коллективом в рамках проекта. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются различные центры развития. «В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности, коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах. В то же время и воспитатели, и логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития». Автор отмечает, что «включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми и стабильность полученных результатов». Таким образом, Димитрова Т.А. представила целостную систему работы в данном направлении с учетом основных общедидактических принципов.

В качестве ведущего метода в своей системе работы использовать  метод проектов.

1 слайд. Основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Проекты – одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования.

2 слайд. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

3 слайд. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. 

4 слайд. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей.

Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

5 слайд. Виды проектов

По количеству участников в проекте:

индивидуальные

групповые

По продолжительности выполнения проекта:

краткосрочные (1-3нед.)

среднесрочные (до 1 мес.)

долгосрочные (полугодие, учебный год)

По характеру содержания:

монопроекты (1 образовательная область) – чаще применяются в школе (биология, история).

Интегративные (2 и более образовательных областей) – в основном используются в ДОУ.

По доминирующему виду деятельности: (по Л. В. Киселевой)

Ролево- игровые

Творческие

Информационно-практико-ориентированные

Исследовательско-творческие

6 слайд. 

Ролево- игровые - Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Творческие - Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Информационно-практико-ориентированные - Дети собирают информацию и реализуют ее,

ориентируясь на социальные интересы

(оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Исследовательско-творческие - Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна

7 слайд. Основные этапы проектирования.

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);

С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов

8 слайд. (см. презентацию)

9 слайд. (см презентацию)

10 слайд. Способы разработки проектов

Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:

1. Что мы знаем?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

2. Что мы хотим узнать?

Затем воспитатель задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать?

Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

3. Что нужно сделать чтобы узнать? Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

11 слайд. Сегодня я хочу познакомить Вас с интересным способом представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной лексической темы.

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка), - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

12 слайд. Зачем нужен лэпбук?

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДДУ»

Слайд 2

Основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проекты – одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования .

Слайд 3

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Слайд 4

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Слайд 6

По количеству Индивидуальные Групповые По содержанию Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области) По продолжительности Краткосрочные (1-4 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) По доминирующему виду проектной деятельности (по Л.В. Киселевой) Ролево-игровой Творческий Информационно-практико-ориентированный Исследовательско-творческий Типология проектов в ДОУ

Слайд 7

1. Целеполагание : педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. 2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); В каких источниках можно найти информацию; Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование); С какими предметами научиться работать для достижения цели. 3.Выполнение проекта - практическая часть 4.Подведение итогов - определение задач для новых проектов Основные этапы работы над проектом

Слайд 8

Образовательной основой проекта может выступать так называемая «паутинка», содержащая систему познавательной информации по теме проекта. Она может заполняться воспитателем вместе с детьми по ходу проекта и может быть разработана и записана воспитателем заранее. Записи лучше вести печатными буквами. Познание (ведущая деятельность –познавательно -исследовательская) указать формы Чтение художественной литературы (ведущая деятельность – чтение) указать формы Коммуникация (ведущая деятельность – коммуникативная) указать формы Социализация - эмоциональная (ведущая деятельность – игровая) указать формы Трудовая (ведущая деятельность – трудовая) указать формы Здоровье (интеграция разных видов деятельности) указать формы Физическое развитие (ведущая деятельность – двигательная) указать формы Художественное развитие (ведущая деятельность – продуктивная) указать формы Музыка (ведущая деятельность – музыкально-художественная) указать формы Формы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами указать формы Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности) указать формы

Слайд 9

Этапы исследовательской деятельности детей Первый этап – выбор темы Второй этап – постановка вопросов Третий этап – сбор информации Дети выбирают интересующую их тему или проблему или педагог ставит её, если дети ещё не подготовлены к выбору . Объяснить детям, что для того, чтобы подготовить сообщение о теме, надо собрать всю доступную информацию по теме и обработать её. Как можно это сделать? Надо рассказать о том, что есть много способов сбора информации. Дети сами предлагают все возможные варианты, записываем их: подумать; спросить у другого человека; узнать из книг; понаблюдать; посмотреть по телевизору и т. д. Дети с помощью родителей и педагогов могут зарисовать, наклеить картинки, записать все, что найдут по теме. Кроме того, собирается информация в виде выставки книг, альбомов, слайдов и т. д.

Слайд 11

Эффективная форма сбора информации Лэпбук ( lapbook ) – в дословном переводе с английского значит накопленная книга. Лэпбук – это самодельная книжечка или папочка Внутри множество: кармашков, книжек-раскладушек, конвертиков, окошек, дверок, и других деталей.

Слайд 12

Значение Лэпбука для педагогов Организация материала по изучаемой теме Оформление результатов совместной проектной деятельности Организация индивидуальной и самостоятельной работы с детьми Значение Лэпбука для детей Понимание и запоминание информации Приобретение навыка самостоятельного сбора и организации информации Повторение и закрепление материала

Слайд 13

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

Слайд 14

Благодарю вас за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Использование моделирования в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.В познании дошкольниками окружающего мира большую помощь оказывает моделирующая деятельность.Модели...

"Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии старших дошкольников".

Исследования в логопедии,  показывают, что в настоящее время,  наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. Среди которых выделяется р...

Статья на тему "Использование ТРИЗ технологии в образовательной деятельности дошкольников"

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...

План самообразования по теме: «Использование эвристической технологии в образовательной деятельности дошкольников».

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Вчера нужен был исполнитель, а...

Познавательный ликбез по теме «Использование макетов в свободной речевой деятельности дошкольников»

Приказ на проведение познавательного ликбеза и выписка из годового плана...