Программа по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Семицветик»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа ДПОУ
проведение занятий по развитию художественных
способностей у детей старшего дошкольного возраста
«Семицветик»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programa_po_izo_nazimok.docx | 47.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»
Принято: Утверждаю:
На педсовете № 1 Заведующий МАДОУ
Протокол №_________ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка» от «____»___________2016 год ________________Н.М. Проскурнина
«_____»____________2016 год
Программа ДПОУ
проведение занятий по развитию художественных
способностей у детей старшего дошкольного возраста
«Семицветик»
Разработала:
Воспитатель первой категории
Назимок Татьяна Валентиновна.
г. Нижневартовск, 2016
- Содержание
№ | Наименование | Страницы |
1 | Содержание | 2 |
2 | Паспорт программы | 3 |
3 | Пояснительная записка | 4-5 |
3.1 | Цели и задачи программы | 5 |
3.2 | Планируемые результаты | 5 |
3.3 | Объем образовательной нагрузки | 6 |
4 | Содержание программы «Семицветик» | 7 |
5 | Организационно – педагогические условия | 8 |
5.1 | Учебный план | 8-12 |
5.2 | Расписание занятий | 12 |
5.3 | Календарный учебный график | 13 |
5.4 | Программно – методическое обеспечение | 14 |
5.5 | Материально – техническое обеспечение | 14-15 |
6 | Мониторинг | 16 |
7 | Список литературы | 17 |
- Паспорт программы
Наименование программы | Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей 5 – 7 лет «Семицветик» |
Основания для разработки Программы |
|
Заказчики Программы | МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка», родители (законные представители) |
Составитель Программы | Назимок Татьяна Валентиновна |
Цель Программы | Развитие художественно- творческих способностей детей. |
Задачи Программы |
|
3.Пояснительная записка
Как научить ребенка рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно-изобразительные цели рисования. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом, кисточкой, краской.
Рисование является важным средством познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
В процессе развития художественных способностей у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Каждый ребенок любит изображать, используя карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин, разнообразный природный материал. Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, является важной стороной, с помощью которой ребенок познает мир. В процессе работы у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, развивается мелкая моторика. Изображать можно различными материалами, в процессе у ребенка развиваются определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование на листе, чувство цвета, воображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца). Кроме того занятия по изобразительной деятельности доставляет детям радость, создают положительный настрой. В художественном творчестве с использованием нетрадиционных техник у детей развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус ,познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет, как способ передачи настроения. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Кроме этого оно играет важную роль в психическом развитии ребенка, создает предпосылки активного общения со взрослыми и друг с другом. Главным является не конечный продукт –рисунок, а развитие личности, формирование уверенности в себе и в своих способностях. А мы знаем, что согласно ФГОС дошкольного образования, одной из приоритетных задач является создание благоприятных условий развития детей, развития способностей и творческого потенциала ребенка.
Для детей старшего дошкольном возрасте (5 - 7 лет) большое значение имеет развитие мелкой моторики рук. Движение пальцев тесно связаны с подготовкой руки к обучению письму. В этом возрасте у ребенка все еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение фаланг пальцев. При этом нервная регуляция движений совершенствуется, что ведет к более точному и быстрому темпу выполнения различных действий. Одним из эффективных и интересных занятий по тренировке движений пальцев является работа с бумагой (скатывание в комочек полосок салфеток, рисование пластилином, нарывание бумаги для аппликации, разные способы вырезания, освоение разных техник «оригами», «квилинг» и другие)
3.1 Цели и задачи
Цель программы: развитие художественно- творческих способностей детей.
Задачи программы:
- Ознакомление детей с нетрадиционными, оригинальными техниками рисования.
- Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного материала….
- Совершенствование у детей, имеющихся умений и навыков.
- Развитие мелкой маторики руки, подготовка к овладению письмом.
- Развитие у дошкольников воображения, фантазии, умения видеть необычное в обычных предметах.
- Поощрение желания выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.
3.2 Планируемые результаты:
В ходе реализации программы дети научатся
- применять нестандартные техники рисования,
- смешивать краски ,подбирать цвет ,тон,
- свободно владеть кистями разной фактуры и размеров, свободно владеть нетрадиционными средствами рисования (палочки ,пробки ,поролон, трубочки, нитки…),
- складывать и вырезать изделия из бумаги, ткани,
- составлять свои варианты композиции, составлять предмет из отдельных частей,
- использовать в практической работе навыки, проявлять самостоятельность.
Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях.
3.3 Объём образовательной нагрузки
Сроки реализации рабочей программы – 1 год.
Программа рассчитана на 67 академических часов из расчета 2 раза в неделю, продолжительность 1 занятия – 30 минут. Занятия проводится вне основной образовательной деятельности. Количество детей – 8 человек. Возраст детей 5 – 7 лет.
Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий: беседа, выставки, конкурсы, творческая мастерская, игра-путешествие ,исследовательская деятельность.
4.Содержание программы «Семицветик»
Данная Программа разработана с учетом ФГОС и направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественно- изобразительной и продуктивной деятельности, воспитание эстетического отношения к восприятию действительности, формирования навыков рисования, аппликации, лепки.
Концепция программы основана на принципах доступности, индивидуализации, наглядности,
систематичности, последовательности, вариативности, динамичности. «От простого к сложному» - основная концепция
программы, которая позволяет всем обучающимся достичь эффективных результатов. Индивидуализация достигается
путем установления различных задач и способов их решения при обучении. Наглядность обучения и воспитания
предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятия, образов, так и постоянную опору на
свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный эффект от программы.
Новизна Программы заключается в том, что она направлена на совершенствование умений и навыков дошкольников, полученных на основных занятиях по рисованию, лепке, конструированию.
В процессе занятий ребенок познакомится с нетрадиционными оригинальными техниками рисования такими как кляксография обычная и с трубочкой, кляксография с ниточкой (ниткография), фотокопия (рисование свечой), рисование зубной щеткой, вилкой, ватными палочками, паролоном, ладошками, пальчиками… особый интерес вызовут такие техники как квиллинг ,оригами, пластилинография, поэтапное рисование учит ребенка выполнять действия последовательно, внимательно слушать взрослого, что важно при обучении в школе. Знания, полученные на занятиях ребенок будет использовать в собственном творчестве, создавая различные композиции и образы.
5.Организационно – педагогические условия
5.1 Учебный план
месяц | Направления работы | Темы занятий | Количество занятий |
октябрь | Рисование акварельными красками - учить детей рисовать контур простым карандашом, не надавливая на него, пользоваться шаблоном, - раскрашивать, смешивая краски, -познакомить с техникой «отпечатки листьев», | Ежик бежит по осеннему лесу Осенний букет Зонт, кленовый лист Подсолнух, улитка Тигренок, обезьянки | 2 |
Объемная аппликация –упражнять детей в складывании листа бумаги гармошкой, -учить делать образ более выразительным | 2 | ||
Пластилинография - упражнять детей в размазывании пластилина по контуру, совершенствовать имеющиеся знания и умения дополнять работу элементами аппликации Рисование вилкой (гуашь) -познакомить детей с новым способом рисования -проявлять фантазию, | 2 2 | ||
ноябрь | 1.Объемная аппликация - познакомить детей с техникой создания объемного изображения, - учить скручивать полоски бумаги в жгутики, -учить работать с гофрированной бумагой, -украшать поделку дополнительными деталями | Букет роз, рыбка, веселая осьминожка, снеговик Щенок, Белка (поэтапное рисование) Белый медведь, (рисование ватными палочками), котенок(рисование поролоном) | 4 |
Поэтапное рисование животных - учить детей рисовать животных, используя схему последовательности рисования (поэтапное рисование) Рисование животных нетрадиционными средствами -познакомить детей с новыми способами рисования, -проявлять фантазию | 2 2 | ||
декабрь | Рисование ладошками - учить детей наносить краску на ладонь, оставлять аккуратный отпечаток на листе бумаги, -дополнять рисунок выразительными элементами | Сказочная птица, жираф, синичка | 3 |
Изготовление объемных игрушек - учить детей создавать образы, на основе конуса, украшать поделку , -проявлять фантазию | Дед мороз, снегурочка, шарики-фонарики Зимний лес, елочка-красавица | 3 | |
Рисование зубной щеткой - познакомить детей с новой техникой рисования, - учить делать образ более выразительным | 2 | ||
январь | Рисование ватными палочками+аппликация -учить детей создавать образ, используя ватные палочки, -учить тонировать лист бумаги, -упражнять в симметричном вырезывании | Зимний лес, снеговики, снегирь Попугай, жираф, слон Цветы в вазе, паучки | 3 |
Оригами - учить изготавливать поделки в технике оригами, на основе базовой формы «воздушный змей» | 3 | ||
Кляксография, выдувание трубочкой - познакомить с новой техникой рисования, -показать возможность получения изображения с помощью воздуха и трубочки, - вызвать эмоциональный отклик на новый способ рисования | 2 | ||
февраль | Кляксография с ниткой - познакомить с новой техникой рисования -развивать выдумку и фантазию | Журавли, необыкновенные цветы Матрешки Танцующий дельфин, полосатый кот, Снежинки, узоры на окне | 2 |
Рисование гуашь .Дымковская роспись. - учить детей украшать работу дымковскими элементы, знакомить с прикладным искусством. | 2 | ||
Обрывная аппликация - учить детей способу обрывания по нарисованному силуэту, -умение доводить начатое дело до конца | 2 | ||
Фотокопия (рисование свечой) - познакомить с новой техникой рисования, -рассказать детям о парафине, его свойствах | 2 | ||
март | Рисование цветными карандашами + аппликация - учить детей подбирать материал, создавать композицию, пользоваться знакомыми способами для украшения рисунка | Корзина с цветами, Новое платье в подарок маме, Лебеди, пейзаж Портрет мамы Сердечко для мамы, тюльпаны для мамы | 2 |
Рисование нитками -учить детей выкладывать рисунок из ниток, -развивать фантазию | 2 | ||
Рисование портрета - учить рисовать портрет человека, соблюдать пропорции, подбирать цвета Оригами –упражнять детей в изготовлении поделок в технике оригами, -работать аккуратно | 2 2 | ||
апрель | Рисование техника «набрызг» - познакомить с новой техникой рисования, -вызвать эмоциональный отклик на новый способ рисования | одуванчики Мимоза, одуванчики, балерина, пудель Весна пришла, закат солнца | 2 |
Объемная аппликация - учить детей создавать объемные формы из салфеток, использовать имеющиеся знания и умения Рисование «по сырому» -познакомить детей с новой техникой рисования, | 4 2 | ||
май | Аппликация (мозаика) - учить детей создавать образы, используя технику мозаика | Жар птица, березка Цирк, клоун Кот, мыши, Зайка, рамка для фото Динозаврик, гусеница,рыбка | 2 |
| Рисование поэтапное+аппликация - совершенствовать полученные ранее умения и навыки, использовать их в создании образов, Объемные поделки из бумаги –упражнять детей в изготовлении поделок из полосок бумаги Поделки в технике «квиллинг» -познакомить детей с новой техникой, -развивать умение доводить начатое дело до конца Аппликация из кругов -упражнять детей в вырезывании, -создавать образ из отдельных форм | 2 2 2 3 | |
67 часов |
5.2 Расписание занятий
№ | Наименование услуг | Форма занятия | Количество детей | День недели | Время проведения | Исполнитель |
1. | Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей | Групповая | 8 | Вторник Четверг | Группа 1 15.30 – 16.00 Группа 2 16.00 – 16.30 Группа 3 16.30 – 17.00 | Воспитатель первой квалификационной категории |
5.3 Календарный учебный график
№ | Тема | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
1. | Рисование | 2 | 2 | ||||||
2. | Пластилинография | 2 | |||||||
3. | Объемная аппликация | 2 | 4 | 3 | |||||
4. | Рисование нетрадиционными способами | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 | |
5. | Поэтапное рисование | 2 | 2 | ||||||
6. | Объемные игрушки | 3 | 4 | ||||||
7. | Рисования + Аппликация | 2 | 2 | ||||||
8. | оригами | 3 | 2 | ||||||
9. | Обрывная аппликация | 2 | |||||||
10. | Рисование ладошками | 3 | |||||||
11. | Декоративное рисование | 2 | |||||||
12. | квиллинг | 2 | |||||||
13. | Поделка из бумаги | 2 | |||||||
Итого занятий | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | |
67занятий, 34 недели |
5.4 Программно-методическое обеспечение
Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана |
Проведение занятий по развитию художественных способностей у детей | Программа ДПОУ проведения занятий по развитию художественных способностей у детей 5 – 7 лет «Семицветик» | «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», Р.Г. Казакова |
5.5 Материально-техническое обеспечение
Организация занятий осуществляется в кабинете, расположенном на третьем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка»
Учебно-методическое обеспечение программы.
1. Учебные и методические пособия: - научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
2. Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны,
- трафареты.
3. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- цветная бумага различной фактуры,
- картон,
- ватман, альбомы,
- клей;
- пластилин,
- стеки,
- простые и цветные карандаши,
- фломастеры,
- восковые мелки,
- гуашь,
- акварель,
- кисти трех размеров,
- тычки разных размеров,
- пробки,
- трубочки для коктейля,
-ножницы,
-ватные палочки,
- салфетки
6. Мониторинг
Способы определения результативности программы дополнительного образования:
Оценка умений проводится через контрольное посещения занятий по развитию художественных способностей, в ходе которого выявляется уровень освоения курса детьми данного возраста.
Результат отслеживается через диагностирование деятельности детей, которое проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май)
Инструментарий для проведения контрольных занятий по развитию художественных способностей
№ | Ф.И. ребенка | Изображает предметы, создает отчетливые формы, подбирает цвета, аккуратно закрашивает, использует различные материалы. | Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. | Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в композицию. Использует разные приемы лепки. | Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой и диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. | Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей | Итог | ||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г. | К.г | ||
1. |
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты (низкий уровень)
2 балла – отдельные компоненты не развиты (средний уровень)
3 балла – соответствует возрасту (высокий)
Результаты обследования:
Начало учебного года | Конец учебного года | |
Высокий уровень | ||
Средний уровень | ||
Низкий уровень |
7. Список литературы
- Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Сфера М.2006.
- Е.Д. Закржевская, С.В. Марсаль «Веселое путешествие в страну мозайки. Феникс 2005
- Т.Б. Сержантова «Оригами для всей семьи». М. 2008.
- И.Е. Аллаярова «Симфония красок». М. 2007.
- К.К.Утрубина, Г.Ф Утрубин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми». М. 2007.
- Г.П. Есафьева «Учимся рисовать». Академия развития 2005.
- А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду». Академия развития 2005.
- Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной. Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество».
9. И.В. Новикова «Аппликация из природных материалов» Академия развития 2008.
10.Е.В. Брыкина «Творчество детей в работе с различными материалами» Педагогическое общество России 2002.
11.Е.А.Румянцева «Аппликация. Простые поделки» Айрис-пресс 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста "Сотвори радость"
Программа разработана для работы с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области "Художественное творчество",способствует развитию творческих способностей детей , развитию мелкой м...
"ВООБРАЖАЙ-КА" программа по развитию твореского воображения детей старшего дошкольного возраста
Идея создания развивающей программы «Воображай-ка» возникла не случайно, она выросла из практической потребности дошкольного образования в свете современных требований к развитию воображения у детей д...
Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы
В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....
ПРОГРАММА по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении. Отставание в развитии мышления - о...
Программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Программа составлена в сответствии с ФГОС ДО и направлена на выявление и развитие творческих способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Программа предназначена для кружковой работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Программа рачитана на 72 часа, занятия 2 раза в неделю по 25-30 минут. Данная программа составлялась ...
Рабочая программа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного...