Нравственно - потриотическое воспитание детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа) на тему
Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Динамика социально-экономических процессов современной России ставит перед системой образования целый комплекс задач, связанных с разработкой нового содержания образования, совершенствования форм и методов воспитания школьников.
В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами. Устремленность в будущее не может сопровождаться разрывом с прошлым. Патриотическая, творческая, созидательная личность должна не только любить Россию, но по гражданскому долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед историей, современниками, потомками.
Предметно-пространственная среда современных дошкольных учреждений должна представлять собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание.
В настоящее время в нашем ДОУ большое внимание уделено нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства.
Понятие Родина включает в себя все условия жизни: территорию, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Прежде чем ребёнок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. И в этом нам - педагогам может помочь правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.
С чего начинается формирование юного гражданина:
С воспитания у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу. Здесь нам могут помочь семейные альбомы, имеющиеся практически во всех группах детского сада, подборка иллюстраций и фотоматериалов о прошлом и настоящем своего родного края. Мы с ребятами довольно часто совершаем экскурсии и прогулки по улице Гагарина, а затем рассматриваем фотографии с этих прогулок, или оформляем фотовыставки.
Огромное значение для воспитания будущего гражданина имеет формирование бережного отношения к природе и всему живому. Природа родного края, красота которой воспета поэтами и писателями русской земли, собрана в виде иллюстраций и подборки художественной литературы. В группе имеется доступный для понимания детей материал. Папки с иллюстрациями растений и животных, характерных нашему климату, географические атласы, рассчитанные на дошкольный возраст, плакаты и таблицы с закономерностями природы, глобус. В нашей группе есть наборы с минералами, свойственными нашей местности. Очень большое значение для формирования экологически обоснованного поведения детей, играет подборка книг о взаимодействиях в природе: «Как появляется цветок», «Как развивается бабочка» и другие.
Воспитание уважения к труду. В нашей группе оформлена папка «Как мы трудимся», где иллюстрации показывают совместный труд взрослых и детей, посильную помощь детей взрослым. Имеется необходимый для хозяйственно бытового труда набор оборудования. Имеются инструменты для ухода за комнатными растениями и уборки территории на прогулке.
В каждой группе оформлен уголок русской старины и русского быта. Имеются иллюстрации предметов народного творчества. Ведь развитие интереса к русским традициям и промыслам – неотъемлемая часть в воспитании гражданственности. Огромный интерес вызывают у детей подбор русских народных сказок, былин, иллюстраций с изображением русских богатырей, игры по мотивам русских сказок и потешек.
В формировании элементарных знаний о правах человека, знакомство детей с символикой государства поможет нам «уголок государственности», где представлена государственная символика: герб, флаг, гимн, портрет президента страны.
Просмотр материала папки о космосе, о достижениях и техническом прогрессе России вызывают у детей развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Здесь же дети могут познакомиться с людьми, которые внесли в развитие нашей страны огромный вклад.
В формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям поможет папка с национальными костюмами дружественных народов, их национальными играми, сказками. В знакомстве с обычаями других народов, их бытом и особенностями поможет нам подбор сказок, рассказов и стихов их писателей и поэтов. Праздники, посвященные дружбе народов, подготовка национальных костюмов к этим праздникам, прослушивание национальных песен, разучивание танцев развивают у детей интерес к обычаям и культуре других народов.
Огромное значение в воспитании юного гражданина несет знание истории своей страны, особенно на примере героического прошлого своего народа. В этот юбилейный год 70летия Победы над фашизмом, мы с нашими детьми проделали большую работу: проводились беседы о ВОВ, возлагались цветы к памятнику ,приглашали на утренник «Никто не забыт, ничто не забыто! » ветерана ВОВ. Наработанный материал дал огромный толчок развитию интереса детей к событиям Великой отечественной войны.
Сформировать гражданина возможно только в тесном взаимодействии с семьей, педагогами, детьми и родителями.
В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, Родительские клубы и собрания, круглые столы, занятия-тренинги, психологические гостиные, спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера ДОУ, в благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, посещения музея.
Таким образом развивающая предметно-пространственная среда является неотъемлемой частью – дополнением в воспитании Гражданина, важно только правильно всем этим воспользоваться, дать свободный доступ детей к рабочему материалу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Выступление на научно-практическом семинаре "Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" в КОИРО из опыта ра...
ПРОГРАММА «Истоки нравственности» духовно -нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Программа на тему духовно-нравственного воспитания детей....
Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.
Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Презентация на тему: "Формы, методы и средства воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"
Актуальность духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим,...
Программа социально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой»
Программасоциально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой» Воспитатель: Галеева Т. Г....
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития...