Дипломная работа "Метод проектов в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа) по теме

Калашникова Екатерина Сергеевна

 

 

 

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), как первая ступень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Актуальность данной работы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения познавательных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_rabota.doc914.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы использования метода проектов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста…………………………….7

1.1 Из истории возникновения проектного метода ……………………………………7

1.2 Сущность и особенности формирования познавательной активности  детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...10

1.3 Понятие о методе проекте, особенностях его организации ……………………...18

Глава 2. Практическое применение метода проекта как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста…………………27

2.1 Работа педагога на подготовительном этапе ……………………………………...28

2.2 Апробирование метода проекта в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………....34

2.3 Анализ результатов по использованию метода проекта в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста ………………...41

Заключение ………………………………………………………………………………43

Список использованных источников …………………………………………………..44

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), как первая ступень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Актуальность данной работы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения познавательных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста является весьма актуальным по целому ряду причин:

- во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

- во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

- в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные А.И. Савенковым, А. Данюковой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Б.В. Хозиевым, Е. Евдокимовой.

Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности - между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.

Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.

Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании познавательной активности личности обосновывается в трудах ученых Н.В. Абрамовских, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской и другие.

М.И. Лисина в своем исследовании доказала, что уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром [16].

Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина, считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольник [21].

Динамика познавательной активности, присущая ребёнку дошкольного возраста, описана в работе Р.Буре. Характеризуя процесс её протекания, автор отмечает такие черты свойственные ей как самостоятельность, инициативность, творчество, проявление познавательного интереса к окружающей действительности, умение применять полученные знания в собственной практической деятельности, стремление постичь новое, испытать радость успеха от самостоятельно найденного решения познавательной задач.

Выдвинутые противоречие и проблемы обусловили выбор темы работы:

«Метод проектов в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Объект: образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с миром природы».

Предмет: использование метода проектов в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: обосновать эффективность использования метода проекта на повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:

  1. Изучить историю возникновения проектного метода.
  2. Охарактеризовать сущность и особенности формирования познавательной активности  детей дошкольного возраста.
  3. Дать понятие о методе проекте, особенностях его организации.
  4. Описать работу педагога на подготовительном этапе.
  5. Апробировать метод проекта как средства для повышения познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста.
  6. Проанализировать результаты по использованию метода проекта в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

-Теоретические:

  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • Изучение и анализ нормативных документов.

-Эмпирические:

  • Комплекс психодиагностических методик наблюдения – методика «Любознательный, активный» (автор В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова), методика «Выбор деятельности» (автор Л.Н. Прохорова);
  • Анкетирование;

- Общенаучные:

  • Методы математической статистики и графической обработки результатов

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №37» города Кургана.

Сроки исследования: с 01 мая 2016года по 28 февраля 2017 года.

Глава 1. Теоретические основы использования метода проектов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста

1.1 Из истории возникновения проектного метода

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи ещё в 19 веке. Продолжил эту тему профессор Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов») [10]. Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

В основе метода - идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В практике обучения этот метод стали использовать после выхода в свет известной статьи В.Х. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел» [13].

В России метод проектов был известен еще с 1905 года. Тогда группа российских педагогов под руководством С.Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику.

Развитие метода проектов в школах России связано также с именами таких педагогов, как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и другие.

Педагоги 20-х годов прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств и так далее.

После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей (например, проект «Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан») [13]. Между тем однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 году, постановлением метод проектов был осужден как чуждый советской школе.

В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90-х годов прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» [17].

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных учреждениях. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные многими отечественными педагогами и психологами (А.И. Савенковым, А. Данюковой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Б.В. Хозиевым и Е. Евдокимовой и другие) [11].

Проектная деятельность является достаточно новым направлением работы дошкольных учреждений. Эта проблема еще не достаточно хорошо изучена. В настоящее время описан опыт работы по реализации исследовательских проектов младшими школьниками и старшими дошкольниками А.И. Савенковым (2000), старшими дошкольниками под руководством А. Данюковой (2001). Внедрение экологических проектов дошкольниками рассматривают С.Н. Николаева и Н.А. Рыжова (2002). Проект как форму продуктивной деятельности старших дошкольников и младших школьников изучает Б.В. Хозиев (2002). Использованием проектной деятельности как формы организации познания детей дошкольного возраста занимается Е. Евдокимова (2003) [11].

И так, в современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта. Сегодня метод проектов широко используете в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы воспитанниками и их родителями.

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес детей к определённым проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

1.2 Сущность и особенности формирования познавательной активности  детей дошкольного возраста

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека, а чтобы добыть эти знания он должен быть активен, открыт для познания нового.

Активность - деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания [15].

Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания [21].

Познавательная активность – стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира [19].

Познавательная активность дошкольника проявляется в возможности преобразования заданных для усвоения знаний в соответствии с конкретными целями и задачами усвоения, следует, поэтому различать две его стороны: что (какое содержание) задано и как (какими мыслительными средствами) оно фактически усваивается.

Усвоение знаний есть процесс активной переработки ребенком общественно- исторического опыта, содержание и формы которого должны соответствовать возможностям ребенка воспроизвести этот опыт в собственной деятельности (предметно- игровой, практической, учебной, трудовой, общественно - полезной).

Как активизировать деятельность ребенка? Как развить его инициативу, самостоятельность? Ведь как бы хороши ни были программы и пособия, как бы совершенны ни были формы и методы обучения, без познавательной активности каждого ребенка не может быть подлинного усвоения знаний. Активность дошкольников не всегда бывает высокой. (А.Н Леонтьев) [14]. В дошкольном возрасте познавательные процессы еще несовершенны. Усвоить огромный объем информации дошкольнику помогают эмоции и чувства. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение для познавательного развития дошкольника [14].

Полностью Федеральный государственный общеобразовательный стандарт  дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляет сегодня проблему познавательного развития дошкольников, используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия» [2].

Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения [4].

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора [4].

Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности [19].

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие  творческой познавательной активности [14].

1. К первой стадии относят любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности. Для раннего возраста важно, чтобы ребёнок интересовался окружающими предметами, активно действовал с ними и с игрушками, проявляя настойчивость в достижении результата [7].

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

Важным показателем познавательного развития является проявление любознательности. Это значит, что ребёнок задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят творческую познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача [7].

К концу пребывания в детском саду воспитатели должны помочь ребёнку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Как показатель преемственности со школой рассматривается формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, выделяют:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОУ;

– использование проектирования [2].

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений [24].

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются познавательные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности [24].

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [27].

Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования [2].

Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

-формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);

-формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

-формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира [2].

Из примерной общей образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой образовательная область «Познавательное развитие» включает [3]:

- Формирование элементарных математических представлений.

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

- Ознакомление с предметным окружением.

- Ознакомление с социальным миром.

- Ознакомление с миром природы.

Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

В предметной деятельности дети познают такие свойства как цвет, форму, характер поверхности, вес, расположение в пространстве, температуру и другое. Эта деятельность помогает детям решать задачу путём проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления. В экспериментировании с песком, водой, тестом и так далее. Открываются скрытые на первый взгляд свойства: вода течёт, она мокрая, в ней тонут или плавают предметы….

Из общения со взрослыми дети усваивают огромное количество необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых позволяют малышам применить знания и умения полученные ранее. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями обогащают сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного мышления, развивают мелкую мускулатуру, что благотворно сказывается на формировании лобных долей мозга малышей.

Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире, выводят его за пределы непосредственно воспринимаемого.

Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наглядно-образного мышления.

Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону.

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие игры с правилами в том числе, удовлетворяют не насыщаемую потребность в познании окружающего [22].

Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать своё мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьёзные вопросы, настаивать на чём-то.

Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы её решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.

Конструирование, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художественно - эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства [4].

Наличие знаний о себе, природном и социальном мире, в котором дошкольник растёт, тоже является одним из целевых ориентиров, характеризующих качественное проживание ребёнком дошкольного детства и его готовности к школе.

Воспитательно-развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде, - это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребёнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании [18].

Анализируя выше сказанное можно сделать вывод: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая, характеризуется определенными стадиями: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие творческой познавательной активности. Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию познавательной активности в определённых видах деятельности, которые реализует программа детского сада. Каждая из специфических детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями. Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребёнка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при поддержке детской инициативы и возможности выбора материалов, видов активности. Целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники могут достичь большего. Они овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании. У них более развито воображение, а это один из познавательных психических процессов. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

1.3 Понятие о методе проекте, особенностях его организации

В условиях модернизации образования, дошкольные образовательные учреждения перестраивают свою работу в соответствии с новыми регламентирующими документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и другие. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики ДOУ, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели [19].

Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Проект (в переводе с греческого) - это путь исследования, т. е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ [19].

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

3. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмысленна и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, является продукт.

5. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта [10].

Проект - это пять «П». Проблема - проектирование - поиск информации - продукт - презентация. Шестое «П» - его портфолио, т.е. папка, в котором собраны все рабочие материалы проекта.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием.

Метод проектов - совокупность познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов [19].

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат [9].

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

В дошкольном образовании использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей [6].

  • Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
  • Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
  • Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
  • Основное предназначение методов проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.
  • Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода: является одним из методов развивающего обучения; повышает качество образовательного процесса; служит развитию критического и творческого мышления; способствует повышению компетентности педагогов.

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка [23].

В основу метода проектов положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Внешний результат - продукт - можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием дошкольника, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности [9].

Основные характеристики методов проектов

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов. В настоящее время проекты классифицируются:

А) по составу участников;

Б) по целевой установке;

В) по тематике;

Г) по срокам реализации [17].

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие

типы проектов /ПРИЛОЖЕНИЕ 1/:

  • Исследовательские проекты.

По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования  и все больше интересуют специалистов ДОУ.

  • Информационные проекты.

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

  • Творческие проекты.

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

  • Игровые (приключенческие) проекты.

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

  • Практико-ориентированные проекты.

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

  • Открытые проекты.

Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей  новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения [8].

Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку обходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

  • Индивидуальные и коллективные проекты.

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта [25].

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья».

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

- комплексные, например: «Мир театра»;

- межгрупповые: «Мир животных и птиц»;

- творческие: «Любим сказки»;

- групповые: «Веселая астрономия»;

- индивидуальные: «Я и моя семья»,

- исследовательские: «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий - 1 - 2 - неделю), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта /ПРИЛОЖЕНИЕ 2/.

Мотивация к познанию в работе с детьми дошкольного возраста

Создание мотивационной ситуации - лишь первый шаг в реализации проекта, но от того, насколько тщательно педагог продумает мотивационную составляющую, зависит качество полученных результатов.

Для того чтобы проект «заработал» он должен стать значимым и важным для ребёнка, другими словами ребёнка нужно заинтересовать, увлечь, замотивировать [29].

Мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [19].

Существует три типа мотивации: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности. Цель введения в образовательную деятельность этих мотиваций – удовлетворение потребности ребенка в своей значимости, компетентности, состоятельности; побуждение детей к освоению новых знаний и умений. Рассмотрим подробнее мотивационную составляющую проектной деятельности [10].

1 тип мотивации – игровая мотивация. Цель: реализация потребности ребенка в своей значимости и компетентности через решение практических и интеллектуальных проблем, возникших у игровых персонажей.

2 тип мотивации – мотивация общения в условиях помощи взрослому. Цель: способствовать реализации потребности детей чувствовать свою необходимость, значимость, возможность получения одобрения; развивать интерес детей к совместной деятельности с педагогом.

3 тип мотивации - мотивация личной заинтересованности. Цель: поддерживать желание ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, побуждать его к созданию разных предметов для собственного употребления.

Как известно, мотив имеет две основных функции - побуждающую и смыслообразующую [14]. В соответствии с этим, познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции - интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий.

Таким образом, метод проектов - технология обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый вместе с детьми и родителями комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ, эффективный инструмент развития познавательного интереса. Основан на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Метод, идущий от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующий детскую самостоятельность и творчество. Метод, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Глава 2. Практическое изучение метода проекта как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Данная дипломная работа носит практический характер. Практическая часть осуществлена на базе муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад №37 «Колокольчик»» города Кургана, сроки работы с 15.05 по 15.07.2016 года. Объем работы проведен в старшей группе дошкольного возраста №10, в количестве 21 воспитанника (9 девочек и 11 мальчиков). Группа работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Цель практической работы: апробировать эффективность использования метода проекта c целью повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Определить уровень сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Осуществить разработку и реализацию проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
  3. Проанализировать динамику познавательной активности детей методом диагностического исследования.

В работе по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством реализации метода проектов было выделено несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный. На каждом этапе определена цель, которая конкретизирована через задачи:

1 этап – подготовительный.

Цель: выявить уровень познавательной активности детей и особенности использования метода проектов в ДОУ.

Для осуществления поставленной цели определены задачи:

  1. Изучить условия работы ДОУ по проектной деятельности.
  2. Осуществить анализ комплексной образовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с миром природы».
  3.  Выявить уровень детей старшего дошкольного возраста по проявлению познавательной активности.
  4. Осуществить контакт с родителями и выявить особенности семейного воспитания по вопросам формирования познавательной активности.
  5. Выявить предпочитаемый вид деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2 этап – основной.

Цель: апробировать метод проекта с целью повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Для осуществления поставленной цели были определены задачи:

  1. Осуществить разработку и реализацию проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Привлечь родителей к развитию познавательной потребности дошкольников.

3 этап – заключительный.

Цель: выявить динамику познавательной активности детей.

Задачи:

  1. Обобщить результаты по использованию проекта с целью формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Проанализировать динамику познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

  1. Работа педагога на подготовительном этапе

Подготовительный этап включает в себя следующую цель: выявить уровень познавательной активности детей и особенности использования метода проектов в ДОУ.

Для осуществления поставленной цели определены задачи:

  1. Изучить условия работы ДОУ по проектной деятельности.
  2. Осуществить анализ комплексно образовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с миром природы».
  3. Выявить уровень детей старшего дошкольного возраста по проявлению познавательной активности.
  4. Осуществить контакт с родителями и выявить особенности семейного воспитания по вопросам формирования познавательной активности.
  5. Выявить предпочитаемый вид деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации первой задачи изучены условия муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №37 «Колокольчик»» города Кургана. ДОУ работает по проектной деятельности уже несколько лет. В год проводятся несколько проектов, в основном познавательно-исследовательские,  исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие. Значимы и следующие виды проектов, в том числе:

- комплексные, например «Мир театра», «Книжкина неделя»;

- межгрупповые, например «Мир животных и птиц», «Времена года»;

-индивидуальные, например «Я и моя семья».

По продолжительности они бывают: краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);- средней продолжительности (2-3 месяца);- долгосрочные.

Детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, одной из ее задач является развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. В единстве с развитием познания и чувств осуществляется и линия творчества - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

Проанализировав общеобразовательную программу «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), в образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с миром природы» в старшем дошкольном возрасте /ПРИЛОЖЕНИЕ 3/, пришла к выводу, что условием реализации проектной деятельности можно использовать  время года - лето. В это время года мир позволяет дошкольникам увидеть всю красоту в полном ее объеме. Обхватить широкий выбор познавательной активности детей, а так же реализовать задачи образовательной программы. Задействовать малоактивных детей. А так же раскрыть и реализовать проектно- исследовательскую деятельность в данном направлении.

Диагностика уровня познавательной активности проведена в группе №10 (старшего дошкольного возраста). В исследовании приняло участие 9 девочек и 11 мальчиков.

Использована методика «Любознательный, активный» (автор В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова) /ПРИЛОЖЕНИЕ 4/ [5]. Цель методики: выявление наличия познавательной потребности.

Критерии:

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Количественные и качественные результаты:

- 5 детей (24%) имеют высокий уровень познавательной активности;

-10 детей – (47%) уровень выражен средне;

-у 6 детей активность находится на низком уровне (29%) (Рисунок 1).

Рис. 1.Уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на подготовительном этапе (методика В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова)

Для реализации четвертой задачи родителям предложена анкета «Познавательное развитие ребенка» /ПРИЛОЖЕНИЕ 5/.

Цель: выявить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Анализ анкеты «Познавательное развитие ребенка»

1.Все родители (100%) считают своего ребенка любознательным.

2.Основные мотивы познавательной деятельности ребенка:

собственный интерес ребенка -67%, по инициативе родителей – 33%.

3.Стимулы для поддержания познавательного интереса:

отвечают на детские вопросы -60% родителей, одобряют стремление узнать новое – 30%, соединяют интересное и малопривлекательное – 10%.

4.Значимость детских вопросов в развитии ребенка и побуждение к ним детей отмечают – 95 % родителей.

5.Интересы детей распределяются в следующих сферах:

-природа – 75% детей,

-мир человеческих отношений -75% детей,

-техника – 58 % детей,

-предметный мир – 50% детей,

-организм человека – 42% детей,

-астрономия – 25% детей,

 история – 17% детей.

Из дополнительных интересов родители отметили, что 4 ребенка интересуется войнами (19%) и проявляют компьютерный интерес 6 детей (25%).

6.Детскую справочную и познавательную литературу имеют 50% , полное отсутствие справочной и познавательной литературы отметили – 33% родителей

7. Наличие видеотеки представлено у 75% семей, отсутствие – у 25%.

8. Записано в библиотеку - 9%детей (2 ребенка).

Остальная часть группы 91% - нет.

9. Совместно с родителями познавательные телепередачи смотрят 41% детей, иногда - 9% детей, нет – 50% детей

10. Совместные беседы о прочитанном проводят 66% детей и родителей, редко – 25% детей и родителей, нет – 9% детей и родителей.

Таким образом, по результатам анкеты можно сделать вывод, что большинство родителей осознают значимость познавательного развития ребенка. Однако максимальный вклад в его развитие осуществляет только 25% родителей группы.

Изучение проблемы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста предопределило необходимость осуществления проектной деятельности в целях повышения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Для определения направления проектной деятельности проведен мониторинг по методике «Выбор деятельности» (автор Л.Н. Прохорова) /ПРИЛОЖЕНИЕ 6/. Цель: выявить предпочитаемый вид деятельности детей.

По результатам диагностики, предпочитаемым видом деятельности стали: игровая -29%; экспериментирование – 20%; чтение книг и изобразительная деятельность – 14%; конструирование – 13% и наименьшим предпочтением у детей - труд в уголке природы – 10% (Рисунок 2).

.

Рис. 2. Результаты мониторинга по методике «Выбор деятельности» (автор Л.Н. Прохорова)

Дошкольники выбирают игровую деятельность, потому что это ведущий вид деятельности в этом возрасте. Экспериментирование, потому что эта деятельность регулярно проводится в данной группе. Эксперименты для дошкольников как фокусы. Выполняя опыты и эксперименты дети, проявляют познавательную активность: задают поисковые вопросы, выдвигают предположения и так далее. Труд в уголке природы выбрали всего 10% воспитанников, так как в группе находится в очень малом количестве комнатных растений, а животные вовсе отсутствуют.

Исходя, из этого целесообразней было бы провести проектную деятельность в направлении по ознакомлению детей с миром природы, для повышения познавательной активности в этой области. Так же задействовать экспериментальную деятельность, так как дети этой группы любят экспериментировать.

Так как подготовительный этап выявил недостаточный познавательный интерес в области природы принято решение осуществить проектную деятельность в разделе ознакомления с миром природы. Цель: повысить познавательную активность в области ознакомления с миром природы. В ходе проекта широко использовать экспериментальную деятельность, так как деятельность значима для детей.

  1. Апробирование метода проекта в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Цель: апробировать метод проекта с целью повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Для осуществления поставленной цели были определены задачи:

  1. Осуществить разработку и реализацию проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Привлечь родителей к развитию познавательной потребности дошкольников.

Проект получил свое название «Лето – это маленькая жизнь»,/ПРИЛОЖЕНИЕ 7/. Является среднесрочным и познавательно-исследовательским. Сроки проведения с 1 июня – 30 июня 2016 года.

Целью проекта - повышение познавательной активности среди детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с миром природы.

Задачами проекта:

  1. Создать познавательной активности.
  2.  Развитие умений в области экспериментирования.
  3. Воспитывать у детей любви ко всему живому, желание беречь и защищать природу.
  4. Расширение представления детей о разнообразии природы летом: влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений
  5. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Работа проводилась со всеми детьми, но особое внимание уделялось детям с низким и средним уровнем познавательной активности.

Проект реализован в четыре этапа:

1 этап – подготовительный;

2 этап – организационный;

3 этап – практико-реализующий;

4 этап – обобщающий.

1 этап – подготовительный включил в себя:

1. Подбор необходимой литературы по теме.

2. Информирование родителей о реализации проекта.

3. Разработка плана проекта.

В начале реализации проекта перед родителями и детьми ставится проблема: «Почему  июнь по народному календарю называют разноцвет?»

Для раскрытия темы им предложено собрать информацию. Разделила на небольшие подгруппы и дала задание:

  • 1 группа - стихи про июнь,
  • 2 группа - приметы июня и праздники,
  • 3 группа - загадки о цветах, насекомых, птицах.

Таким образом, происходило информирование о начале проекта.

Совместно с педагогами специалистами был организован план мероприятий развлекательного характера.

2 этап – организационный включает:

Сбор информации о лете.

Собранная родителями и детьми информация послужила идеей для создания книги и была оформлена под названием «Лето – это маленькая жизнь».

3 этап – практико-реализующий:

На данном этапе был разработан план мероприятий:

1. Лето - что это?

  • Беседа «Почему июнь называют июнь».
  • Беседа «Знакомство с приметами июня».
  • Чтение стихов про июнь.
  • Знакомство с праздниками в июне.
  • Рисование «Лето».  
  • Папка – передвижка «Осторожно! Солнце!».
  • Консультация для родителей «Чем занять ребёнка на прогулке летом?».

2.Неживая природа

  • Наблюдения за: дождем, небом, радугой, солнцем
  • Дневник наблюдений за погодой
  • Экспериментирование: «Яркие капли дождя», «Форма дождевых капель», «Произведи гром своими руками», «Вызови молнию своими руками», «Создай ураган», «Сколько весит воздух?», «Выслеживание солнца», «Жажда», «Что такое парниковый эффект?», «Облака дома», «Твой океан», «Куда дует ветер?», «Высоко летая», «Сделай облако», «Мучной дождь», «Ходячая вода», «Впитывая водяные капли».

3. Живая природа

  • Насекомые:
  • Наблюдения за насекомыми на прогулке.
  •  Беседа «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги».
  • Загадки.
  • Беседа «Опасные насекомые».
  • Аппликация «Насекомые».
  • Поделки из бросового материала.
  • Консультация для родителей «Опасные насекомые».
  • Чтение природоведческой литературы.
  • Растения:
  • Беседа «Цветы в июне».
  • Экскурсия в парк.
  • Наблюдения за клумбой на участке.
  • Вырасти свой цветок - бархатцы (комплекс мероприятий):

-Беседа «Почему бархатцы так назвали?»

-Посадка семян в «горшки».

-«Укрась свой горшок» (по замыслу детей).

-Уход за рассадой.

-Первые всходы.

-Первые цветы.

-Фото - дневник наблюдений.

  • Аппликация «Одуванчики».
  • Поделки из различного материала.

Формирование познавательной активности осуществлялось на основе наблюдений за миром живой (насекомыми, растениями) и неживой природы.

Познавательная активность в рамках наблюдений за неживой природой формировалась в процессе:

  • Наблюдений за: дождем, небом, радугой, солнцем, ветром.
  • Систематического ведения дневника наблюдений за погодой, в котором дети сами отмечали изменения (дневник представлен в книге «Лето – маленькая жизнь»).
  • Экспериментирование.

Практически после каждого погодного явления проводился научный опыт, что позволяло более активно понять его суть. Например: после дождя проведен эксперимент «Яркие капли дождя». Цель: заметить разницу в размере дождевых капель /ПРИЛОЖЕНИЕ 8/. На лист белой бумаги дети капали разноцветные капли воды из пипетки бутылки с большим отверстием. После чего, анализируя полученный след, дети активно участвовали в обсуждении, находи причинно-следственные связи, сравнивали полученный рисунок. Пришли к выводу: что дождевые капли бывают разные по размеру, а, следовательно, дождь – с мелкими или крупными каплями.

Или, например: «Ходячая вода», цель: понаблюдать за передвижением воды /ПРИЛОЖЕНИЕ 9/. В окрашенную воду, которая налита в емкость, помещают салфетку одним концом, другой конец опускается в пустую емкость. Посмотрев, что происходит дети, делали выводы о свойствах воды и ее перемещении, тем самым повышая познавательную активность.

Активное участие дошкольников в образовательном процессе способствовало более быстрому и интенсивному развитию познавательной активности и способностей.

Чтобы подытожить раздел детям было предложено поискать сказки о неживой природе. С помощью родителей были представлены следующие варианты сказок: «Про дождь», «О Солнце», «Про радугу», «Молния и гром» (сказки так же представлены в книге «Лето - это маленькая жизнь»).

Для развития познавательной активности широко стоит использовать живую природу.

Наблюдая за жизнью насекомых, у детей накапливались вопросы такие как: «Почему так назвали?», «Зачем столько лап?», «Где живут?», «Чем питаются?», «Почему такого цвета?». Совместно искали ответы на эти вопросы через художественную литературу, мультфильмы, презентации, широко использовались средства интернета.

В процессе наблюдения дети часто стали задавать вопрос: «Из этой гусеницы, какая будет бабочка?» (так как в цветнике находились разные гусеницы). Чтобы поддержать познавательный интерес, в книге представлен иллюстративный материал «Бабочка – гусеница» (Рисунок 3).

          

Рис.3. Иллюстративный материал «Бабочка – гусеница»

На основе полученных данных совместно изготовили поделки из бросового материала и из подручных средств. Например: бабочек из бумаги и ниток /ПРИЛОЖНИЕ 10/.

Для развития познавательной активности в летний период следует использовать мир растений.

  • Беседа «Цветы».

Перед началом беседы детям и их родителям было дано задание: составить, небольшой рассказ о цветущем растении. Большинство подошли ответственно к этому вопросу, что никак не могло остаться без должного внимания, и было принято создать энциклопедию о цветах (представлена в книге).

Остальные мероприятия только укрепили этот интерес, такие как: экскурсия в парк, наблюдения за клумбой на участке,

Для закрепления материала стали:

- аппликация «Одуванчики» /ПРИЛОЖНИЕ 11/,

- поделки «Цветы» из различного материала /ПРИЛОЖНИЕ 12/.

Познавательная активность будет развиваться тогда, когда ребенок включен в процесс

Объектом исследования стал комплекс мероприятий «выращивания растения – бархатцы». В который включил в себя ряд мероприятий:

«Рассматривание семян». На данном этапе дети рассматривали семена цветов, сравнивали их с другими. Таким образом, пришли к выводу, что семена бархатцев необычные по форме и размеру.

«Почему бархатцы так назвали?» - беседа. На этом этапе дети делали свои предположения, почему эти цветы именно так назывались, чем они отличаются от остальных, что в них такого необычного. Рассматривая картинки, выдвигали свои гипотезы.

Посадка семян в «горшки». Когда детям был задан вопрос: «А как вы думаете, откуда берутся цветы?», то многие предположили, что они появляются сами по себе и не требуют никакого ухода, т.к. это не живой организм, а чтобы это подтвердить, или опровергнуть, им было предложено вырастить свой цветок. Этот момент стал ключевым, ведь редко ребенку доверяют что-то ответственное в этом возрасте, малоактивные дети стали включатся в процесс с интересом и с нетерпением ждать, что у них получится.

«Первые всходы». На данном этапе детям предложено для повышения познавательной активности сравнить и пронаблюдать где быстрее прорастут семена: на солнце или в тени. Для подтверждения предположений детей использовано два контейнера. Один помещен в тень, другой на солнце. С появлением первых всходов с нетерпением ждали, что же будет дальше, каждые свободные минутки старались рассмотреть цветок, сравнить с другим.

«Уход за рассадой». Во время ухаживания за рассадой дети рассматривали ее через лупу. Тем самым также повышая интерес к объекту.

«Укрась свой горшок». Когда рассада подросла, настал период ее пересадки в горшочки. Детям предложено украсить «горшочки» как они этого бы хотели. Задумки детей в совместной деятельности воплощены /ПРИЛОЖЕНИЕ 13/. Это так же способствовало повышению интереса. Дети с большим любопытством стали ухаживать за растениями и бережнее относится к ним. Все результаты фиксировались в фото - дневнике наблюдений.

Исследования формировали способность к сравнению, сопоставлению, выявлению причинно-следственных связей. Дети учились делать выводы, анализировать и высказывать умозаключения.

4 этап – обобщающий

На данном этапе были проведены такие мероприятия как:

  1. Развлечение «День Нептуна» /ПРИЛОЖЕНИЕ 14/. Дети не только обобщили знания о лете, но и повысили познавательную активность в рамках отгадывания загадок и знакомства с праздником.
  2. Оформление книги «Лето – это маленькая жизнь» /ПРИЛОЖЕНИЕ 15/. Позволило обобщить весь материал в единое целое. Совместный сбор информации о лете повысил познавательный интерес к этому времени года у детей. А родители, принимая активное участие стали задумываться о проблеме познавательной активности своего ребенка.
  3. Фотоотчет проекта на родительском собрании.

Реализуя проектный метод, были используемые такие методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элемент загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, презентации.

Разработанный проект полностью был реализован, хотя в ходе своей работы столкнулась с небольшими трудностями. Одной из задумок реализации исследовательской деятельности был эксперимент с настурцией, но, к сожалению, семена оказались невсхожими, что затрудняло ситуацию успеха у детей. Пришлось заменить их бархатцами.

В конце реализации проекта дети стали чаще задавать вопросы познавательного характера.

  1.  Анализ результатов по использованию метода проекта в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Цель: выявить динамику познавательной активности детей.

Задачи:

  1. Обобщить результаты по использованию проекта с целью формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Проанализировать динамику познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Летом в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, что позволило в большей степени, чем в другие сезоны, решать задачи экологического воспитания.

Проект проходил один месяц, но за такое время можно заметить положительную динамику познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики (через наблюдения, поведения детей, количество задаваемых вопросов) после проведения проекта покали: познавательная активность увеличилась среди детей, имеющих высокий уровень познавательной активности с 24% до 33% разница составила 9%, среди детей со средним уровнем активности увеличилась с 47% на 52% разница составила 5%, а с низким уменьшилась на 14%, с 29% на 15%.

Активность родителей так же возросла. В начале проекта не все родители включились работу и неохотно шли на сотрудничество. Но благодаря повышению активности детей, постепенно стали включатся в процесс.

Проект включает разные виды деятельности. Спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного, исследовательского характера обеспечили необходимый уровень познавательного развития детей, несмотря на то в этот период года образовательная деятельность отсутствует.

Такого роста познавательной активности детей добились, благодаря использованию метода проектов.

Полученные данные позволяют сделать следующее выводы: уровень развития познавательной активности детей стал значительно отличаться. Применение на практике метода проектов ведет к развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Оценка результатов свидетельствует о том, что проект, разработанный мню, являются эффективным средством развития познавательной активности старших дошкольников. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей.

В ходе проектной деятельности дети выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях, делали выводы, результаты фиксировали различными способами: словесно, фотографиями, схематично.

Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Данный проект может использоваться педагогами для повышения познавательной активности в летний период года.

Проект можно доработать, внеся новые пункты в него или расширить за счет увеличения знаний не только об одном месяце, а всех трех летних. Так как каждый летний месяц уникален своей природой и достаточно различаются по своему содержанию, например: в каждом месяце цветут разные растения.

Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были решены, цель исследования достигнута.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя исследование, пришла к выводу, что проектный метод деятельности развивает ребенка только в том случае, если он представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Используя метод проектов, можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста через разные виды совместной, партнерской образовательной деятельности.

Разработанный проект «Лето – это маленькая жизнь» включал в себя разные формы работы и виды деятельности, которые способствовали повышению уровня познавательной активности старших дошкольников. Практика показала эффективность использования метода проектов в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, что было доказано результатами мониторинга детей до и после проведенного проекта. Тем самым решив поставленные задачи в начале работы.

Спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного, исследовательского характера обеспечили необходимый уровень психического развития детей.

Выполняя проект, дети приобрели навык изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. А так же укрепились детско-родительские связи.

Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были решены, цель достигнута.

Список использованных источников

Законодательные и инструктивные материалы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rfposlednyy-redakciya-2015/, свободный. - Загл. с экрана.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - [Электронный  ресурс]. – Режим  доступа: http://standart.edu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
  3. От рождения до школы [Текст]: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 186с.

Монографическая и учебная литература

  1. Баданина, Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов [Текст]: Практикум по общей психологии/Л.П. Баданина. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264с.
  2. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] /Э.А. Баранова. - М.: Речь, 2005. - 128с.
  3. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.-56c.
  4. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. [Текст] /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336с.
  5. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2009. -190с.
  6. Гуткович, И.Я. Общая характеристика метода проектов [Текст] /И.Я. Гуткович, Т.А. Сидорчук. организация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения: сборник методических материалов ДОУ №178 «Облачко». Вып. №3 - Ульяновск, 2005.-46с.
  7. Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие/В.А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 144с.
  8. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ. [Текст] /Е.С. Евдокимова. - М.:ТЦ Сфера, 2006. - 64с.
  9. Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст]: /под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. - М.: Педагогика, 1995. - 120с.
  10. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б - М.: АРКТИ, 2005.- 96с.
  11. Леонтьев, А.Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.twirpx.com/file/1876832/, свободный. - Загл. с экрана.
  12. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] /А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2010. – 511с.
  13. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/lol-1997/LOl-2271.htm/, свободный. - Загл. с экрана.
  14. Масич, Г.Н. Педагогическое проектирование [Текст]: ресурс развития дошкольного образования: сборник /Отв. Г.Н. Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – 78с.
  15. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.npu.edu.ua/info/iYivQtot70OzMr/, свободный. - Загл. с экрана.
  16. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад-М.: Большая Рос. энцикл., 2009. - 527с. ил
  17. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду [Текст] / Л. Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80с.
  18. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/68595.html/, свободный. - Загл. с экрана.
  19. Эльконин, Д..Б. Детская психология [Текст]/Д.Б. Эдьконин. - М.: Академия, 2011. - 384с.

Периодическая литература

  1. Боровлева, А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования [Текст]/ А.В. Боровлева// - Управление ДОУ: методический журнал для педагогов детского сада. - 2009 - №7-C.37-42.
  2. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность [Текст] /М.Г. Бурнышева //Дошкольная педагогика: методический журнал для педагогов детского сада. – 2011. - N 3.-С.18-23.
  3. Близнецова, В.С Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ [Текст]/ В.С. Близнецова// Справочник старшего воспитателя: методический журнал для педагогов детского сада. – 2009. - №9.- С.21-30.
  4. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. -2000. -№1. -С. 21-39.
  5. Евдокимова, Е. С. Проект как мотивация к познанию [Текст] /Е.С. Евдокимова// Дошкольное воспитание: методический журнал для педагогов детского сада - 2003. - №3. –С.24-29.
  6. Литвиненко, С.В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период /С.В.Литвиненко// Журнал научно-педагогической информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko, свободный – Загл. с экрана.
  7. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 8. – С. 46-48.
  8. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения [Текст] // Дошкольное воспитание: методический журнал для педагогов детского сада.- 2007. - №3. – С.15-18.

Справочно-информационные материалы

  1. Кобзева, Е.О. Методическая разработка на тему: Классификация и типы проектов, используемые в ДОУ [Электронный ресурс]/ Е.О.Кобзева. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/20/klassifikatsiya-i-tipy-proektov-ispolzuemye-v-dou/,свободный. – Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Презентация из опыта работы "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Материал из опыта работы. Практическая ценность, создание условий и ожидаемые результаты  в процессе экспериментальной деятельности.                 ...

«Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича»

laquo;Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича»...

Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Логико-математическая игра- это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий...

"Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г.

quot;Логико-математические игры и головоломки как  средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г....

Мастер - класс «Экспериментирование, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Мастер - класс«Экспериментирование,как средство формированияпознавательной активности детейстаршего дошкольного возраста»...