«Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича»
консультация (подготовительная группа) на тему
«Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnoy_aktivnosti_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА'' МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08 E-male: duu7-zhemchuzhinka@rambler.ru
«Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающих игр В.В.Воскобовича»
Подготовила: воспитатель МБДОУ №7 «Жемчужинка» г.Симферополя Константинова А.А.
г.Симферополь, 2017 год
Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Одним из приоритетных направлений в нашем учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе.
Наиболее эффективным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, которое мы открыли для себя, служат развивающие игровые технологии, созданные В.В. Воскобовичем. В нашем ДОУ был оформлен интеллектуально-игровой центр “Фиолетовый лес” - это своего рода виртуальный, несуществующий мир, “населенный” персонажами сказок-инструкций к развивающим играм В.В. Воскобовича.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяют перестроить образовательную деятельность: перейти от обычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.
Оригинальность и самобытность игр, с которыми наши дети знакомятся в дошкольных группах заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интересует его, мобилизует внимание, и незаметно втягивает в процесс “думания” над задачей. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четких, последовательных действий: анализа содержания, осознания цели, поиска средств, способов путей ее выполнения, планирования и получения результата. Происходит задействование психических процессов (восприятие, память, мышление). А также качеств личности (целеустремленность, самостоятельность, усидчивость.) Многовариантность и разные степени сложности заданий одной игры позволяет мне использовать их, как на занятии, так и в индивидуальной работе с детьми. Импонирует мне и наличие сказочного образа в играх, для детей младшего школьного возраста это является одним из стимулов выполнения задания. Важна, на мой взгляд, возможность создания плоскостных и объемных изображений, создания схем. Проявления творчества в придумывании заданий и приключений сказочных персонажей, позволяет развивать речь, обучать составлению диалогов, умению логически завершать задание.
Проводя, диагностику познавательного развития детей дошкольного возраста в начале и в конце учебного года мы увидели, скачок в развитии памяти, внимания, логического мышления, сформированности пространственных представлений, что подчеркивает, правильность выбранного нами пути использования развивающих игр в образовательном процессе.
Такой результат я получила, используя на занятиях методические пособия В.В. Воскобовича: “Геоконт”, “Геовизор”, и серию “Чудо-крестики”, игровой обучающий комплекс “Ларчик”.
“Геоконт” - представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем “гвоздиками”, на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. Каждый “гвоздик” имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый “луч”, второй “гвоздик”). С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры. “Геовизор” представляет собой папку с прозрачным верхом – экраном. Внутрь папки вкладываются листы с заданиями. Сами задания выполняются фломастером по координатной сетке на экране “Геовизора”. Коврограф “Ларчик” (веревочки, прилипают к коврику), заменяет собой фланелеграф и позволяет решать в игровой форме самые разнообразные задачи.
Проводя, диагностику познавательного развития детей дошкольного возраста в начале и в конце учебного года мы увидели, скачок в развитии памяти, внимания, логического мышления, сформированности пространственных представлений, что подчеркивает, правильность выбранного нами пути использования развивающих игр в образовательном процессе.
Неблагоприятные современные социально-экономические условия в стране оказывают негативное воздействие на развитие эмоциональной сферы детей. В течение ряда лет мы наблюдаем, рост групп риска, к которым мы относим детей с повышенной тревожностью, страхами и другими отрицательными проявлениями.
Проблема развития и коррекции эмоций детей в системе психолого–педагогического сопровождения в настоящий момент стоит достаточно остро. Нормальное эмоциональное развитие является одним из показателей психического здоровья ребенка.
С целью снижения уровня тревожности детей в нашем учреждении была создана Сенсорная комната. Проводимые в ней занятия позволили снизить уровень отрицательных эмоциональных проявлений. В сенсорной комнате создана окружающая среда, которая ненавязчиво заставляет детей успокоиться, забыть страхи, личные переживания. Оборудование СК можно разделить на два функциональных блока:
- Релаксационный – в него входят напольные и настенные маты, сухой бассейн, модульные наборы, установка для ароматерапии;
- Активационный – в него входят: оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног;
Занятия в Сенсорной комнате позволяют выполнить процедуры психологического воздействия и коррекции:
- Релаксация и снятие эмоционального и мышечного напряжения у ребенка;
- Фиксирование и управление вниманием ребенка, поддерживание у него интереса к познавательной активности;
- Развитие воображения и творческих способностей.
Я хотела бы поделиться опытом коррекционной работы по развитию познавательной деятельности детей с нарушением эмоциональных проявлений. Коррекционная работа с детьми включает в себя различные виды деятельности:
- Диагностическое обследование;
- Определение коррекционных групп;
- Совместная коррекционная работа педагогов и психолога по коррекции эмоциональных проявлений и развитию познавательной деятельности;
- Работа с родителями детей коррекционной группы;
- Аналитическая деятельность по результатам диагностирования.
Коррекционной работе предшествовала психолого-педагогическое диагностирование детей дошкольного возраста.
С учетом результатов обследований на первом заседании ПМПК были определены: коррекционные группы детей с проблемами развития эмоциональной сферы (дети с высоким уровнем тревожности, страхами, неустойчивым настроением, психомоторной гиперактивностью), разработаны направления взаимодействия со специалистами по построению коррекционно - развивающей работы.
Анализируя содержание развивающих технологий, разработана Программа коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр и сенсорной стимуляции.
Каждое занятие объединено одним сюжетом, где вопросы и задания ставил сказочный герой, которому по сюжету необходимо было решить какую-то проблему.
Занятия состоят из двух частей:
1-я часть занятия направленная на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы, включала в себя психомышечные релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения. При проведении упражнений я использую оборудование Сенсорной комнаты: панно “Живая вода”, Световой проектор “Луч”, “Шар” со звуками природы и запахами и т.д.
2-я часть занятия направлена на коррекцию и развитие интеллектуальных способностей. В этой части использовались развивающие игры В.В. Воскобовича: “Чудо цветики”, коврограф “Ларчик” с разноцветными веревочками, “Двухцветный квадрат”, “Чудо-соты - 1” “Лого формочки - 5”, “Геоконт”, “Прозрачный квадрат”. Так же на занятиях использиуются “Логические блоки Дьенеша”, игры и упражнения, направленные на развитие общей осведомленности, восприятия, внимания и других психических процессов.
Взаимодействуя с психологом, я разрабатывала рекомендации по развитию познавательной активности детей посредством развивающих игр.
Проводя коррекционную работу, я уделяла особое внимание работе с родителями детей. Для данных родителей в течение года проводились консультации, на которых проигрывались развивающие игры.
Показателем успешной работы является сравнительный анализ результативности итогового диагностирования детей старшего дошкольного возраста. Комплексное использование развивающих игр В.В. Воскобовича и оборудования Сенсорной комнаты позволило снизить уровень отрицательных эмоциональных проявлений и повысить уровень познавательной активности детей дошкольного возраста. Опыт работы показал, что дети с удовольствием играют, осваивая все новые способы решения, а так же используют их в самостоятельной игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...
Презентация из опыта работы "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Материал из опыта работы. Практическая ценность, создание условий и ожидаемые результаты в процессе экспериментальной деятельности. ...
Дипломная работа "Метод проектов в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), как первая ступень в образова...
Логико-математические игрыи головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Логико-математическая игра- это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий...
Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с космосом через проектную деятельность.
Работа по ознакомлению с космосом проводилась в течение года....
"Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г.
quot;Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г....
Рекомендации для родителей «Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающих игр В.В.Воскобовича»
laquo;Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающих игр В.В.Воскобовича»...