«Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича»
консультация (подготовительная группа) на тему

Константинова Алёна Андреевна

 «Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                        ''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА''                                                                                            МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                                                                                                                                                 ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08  E-male: duu7-zhemchuzhinka@rambler.ru

 «Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам                                        развивающих игр В.В.Воскобовича»

Подготовила:                               воспитатель МБДОУ №7 «Жемчужинка» г.Симферополя                   Константинова А.А.

г.Симферополь, 2017 год

    Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Одним из приоритетных направлений в нашем учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе.

   Наиболее эффективным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, которое мы открыли для себя, служат развивающие игровые технологии, созданные                                     В.В. Воскобовичем. В нашем ДОУ был оформлен интеллектуально-игровой центр “Фиолетовый лес” - это своего рода виртуальный, несуществующий мир, “населенный” персонажами сказок-инструкций к развивающим играм В.В. Воскобовича.

    Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяют перестроить образовательную деятельность: перейти от обычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.

     Оригинальность и самобытность игр, с которыми наши дети знакомятся в дошкольных группах заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интересует его, мобилизует внимание, и незаметно втягивает в процесс “думания” над задачей. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четких, последовательных действий: анализа содержания, осознания цели, поиска средств, способов путей ее выполнения, планирования и получения результата. Происходит задействование психических процессов (восприятие, память, мышление). А также качеств личности (целеустремленность, самостоятельность, усидчивость.) Многовариантность и разные степени сложности заданий одной игры позволяет мне использовать их, как на занятии, так и в индивидуальной работе с детьми. Импонирует мне и наличие сказочного образа в играх, для детей младшего школьного возраста это является одним из стимулов выполнения задания. Важна, на мой взгляд, возможность создания плоскостных и объемных изображений, создания схем. Проявления творчества в придумывании заданий и приключений сказочных персонажей, позволяет развивать речь, обучать составлению диалогов, умению логически завершать задание.

Проводя, диагностику познавательного развития детей дошкольного возраста в начале и в конце учебного года мы увидели, скачок в развитии памяти, внимания, логического мышления, сформированности пространственных представлений, что подчеркивает, правильность выбранного нами пути использования развивающих игр в образовательном процессе.

Такой результат я получила, используя на занятиях методические пособия В.В. Воскобовича: “Геоконт”, “Геовизор”, и серию “Чудо-крестики”, игровой обучающий комплекс “Ларчик”.

   “Геоконт” - представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем “гвоздиками”, на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. Каждый “гвоздик” имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый “луч”, второй “гвоздик”). С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры“Геовизор” представляет собой папку с прозрачным верхом – экраном. Внутрь папки вкладываются листы с заданиями. Сами задания выполняются фломастером по координатной сетке на экране “Геовизора”.  Коврограф “Ларчик” (веревочки, прилипают к коврику), заменяет собой фланелеграф и позволяет решать в игровой форме самые разнообразные задачи.

   Проводя, диагностику познавательного развития детей дошкольного возраста в начале и в конце учебного года мы увидели, скачок в развитии памяти, внимания, логического мышления, сформированности пространственных представлений, что подчеркивает, правильность выбранного нами пути использования развивающих игр в образовательном процессе.

Неблагоприятные современные социально-экономические условия в стране оказывают негативное воздействие на развитие эмоциональной сферы детей. В течение ряда лет мы наблюдаем, рост групп риска, к которым мы относим детей с повышенной тревожностью, страхами и другими отрицательными проявлениями.

    Проблема развития и коррекции эмоций детей в системе психолого–педагогического сопровождения в настоящий момент стоит достаточно остро. Нормальное эмоциональное развитие является одним из показателей психического здоровья ребенка.

С целью снижения уровня тревожности детей в нашем учреждении была создана Сенсорная комната. Проводимые в ней занятия позволили снизить уровень отрицательных эмоциональных проявлений. В сенсорной комнате создана окружающая среда, которая ненавязчиво заставляет детей успокоиться, забыть страхи, личные переживания. Оборудование СК можно разделить на два функциональных блока:

  • Релаксационный – в него входят напольные и настенные маты, сухой бассейн, модульные наборы, установка для ароматерапии;
  • Активационный – в него входят: оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног;

 Занятия в Сенсорной комнате позволяют выполнить процедуры психологического воздействия и коррекции:

  1. Релаксация и снятие эмоционального и мышечного напряжения у ребенка;
  2. Фиксирование и управление вниманием ребенка, поддерживание у него интереса к познавательной активности;
  3. Развитие воображения и творческих способностей.

   Я хотела бы поделиться опытом коррекционной работы по развитию познавательной деятельности детей с нарушением эмоциональных проявлений. Коррекционная работа с детьми включает в себя различные виды деятельности:

  • Диагностическое обследование;
  • Определение коррекционных групп;
  • Совместная коррекционная работа педагогов и психолога по коррекции эмоциональных проявлений и развитию познавательной деятельности;
  • Работа с родителями детей коррекционной группы;
  • Аналитическая деятельность по результатам диагностирования.

   Коррекционной работе предшествовала психолого-педагогическое диагностирование детей дошкольного возраста.

    С учетом результатов обследований на первом заседании ПМПК были определены: коррекционные группы детей с проблемами развития эмоциональной сферы (дети с высоким уровнем тревожности, страхами, неустойчивым настроением, психомоторной гиперактивностью), разработаны направления взаимодействия со специалистами по построению коррекционно - развивающей работы.

    Анализируя содержание развивающих технологий,  разработана  Программа коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр и сенсорной стимуляции. 

    Каждое занятие объединено одним сюжетом, где вопросы и задания ставил сказочный герой, которому по сюжету необходимо было решить какую-то проблему.

Занятия состоят из двух частей:

1-я часть занятия направленная на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы, включала в себя психомышечные релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения. При проведении упражнений я использую оборудование Сенсорной комнаты: панно “Живая вода”, Световой проектор “Луч”, “Шар” со звуками природы и запахами и т.д.

2-я часть занятия направлена на коррекцию и развитие интеллектуальных способностей. В этой части использовались развивающие игры В.В. Воскобовича: “Чудо цветики”, коврограф “Ларчик” с разноцветными веревочками, “Двухцветный квадрат”, “Чудо-соты - 1” “Лого формочки - 5”, “Геоконт”, “Прозрачный квадрат”. Так же на занятиях  использиуются “Логические блоки Дьенеша”, игры и упражнения, направленные на развитие общей осведомленности, восприятия, внимания и других психических процессов.

    Взаимодействуя с психологом, я разрабатывала рекомендации по развитию познавательной активности детей посредством развивающих игр.

   Проводя коррекционную работу, я уделяла особое внимание работе с родителями детей. Для данных родителей в течение года проводились консультации, на которых проигрывались развивающие игры.

    Показателем успешной работы является сравнительный анализ результативности итогового диагностирования детей старшего дошкольного возраста. Комплексное использование развивающих игр В.В. Воскобовича и оборудования Сенсорной комнаты позволило снизить уровень отрицательных эмоциональных проявлений и повысить уровень познавательной активности детей дошкольного возраста. Опыт работы показал, что дети с удовольствием играют, осваивая все новые способы решения, а так же используют их в самостоятельной игровой деятельности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Презентация из опыта работы "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Материал из опыта работы. Практическая ценность, создание условий и ожидаемые результаты  в процессе экспериментальной деятельности.                 ...

Дипломная работа "Метод проектов в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), как первая ступень в образова...

Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Логико-математическая игра- это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий...

"Логико-математические игры и головоломки как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г.

quot;Логико-математические игры и головоломки как  средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" 18.08.2020 г....

Рекомендации для родителей «Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающих игр В.В.Воскобовича»

laquo;Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающих игр В.В.Воскобовича»...