Семинар-практикум "Учимся выражать наши чувства"
консультация на тему
Очень часто мы слышим фразу «Все болезни от нервов». Но как «нервы» влияют на наше самочувствие, здоровье? И самое главное – каким образом минимизировать это воздействие и сохранить как психологическое, так и физическое здоровье? На этот вопрос мы и постараемся дать ответ на данном семинаре.
Цель: ознакомление педагогов со способами эффективной переработки своих эмоциональных состояний (особенно негативных) и снятия психоэмоционального напряжения,и воплощение этих способов на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_vyrazhat_nashi_chuvstva.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»
Семинар-практикум по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
Тема: «Учимся выражать наши чувства»
Подготовила: педагог-психолог Харченко Н.В.
Срок проведения: март 2017 года
Краснознаменск, 2017
Семинар-практикум по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
Тема: «Учимся выражать наши чувства»
Актуальность: Очень часто мы слышим фразу «Все болезни от нервов». Но как «нервы» влияют на наше самочувствие, здоровье? И самое главное – каким образом минимизировать это воздействие и сохранить как психологическое, так и физическое здоровье? На этот вопрос мы и постараемся дать ответ на данном семинаре.
Цель: ознакомление педагогов со способами эффективной переработки своих эмоциональных состояний (особенно негативных) и снятия психоэмоционального напряжения, и воплощение этих способов на практике.
Задачи программы:
- Раскрыть понятие алекситимия;
- Познакомить педагогов с механизмами влияния эмоций на физическое состояние;
- Организация условий, способствующих снятию физического напряжения, снятию мышечных «зажимов»;
- Проведение диагностики «Торонтская алекситимическая шкала» и ознакомление педагогов с результатами;
- Помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.
Объект: педагоги дошкольного учреждения
Формы и методы работы: мини-лекция с использованием, обсуждение, тест-опросник TAS, методы снятия физического напряжения, работа в подгруппах.
Ожидаемые результаты: а) Расширение психологических знаний педагогов по вопросу, б) осознание через диагностику и предоставление результатов своего состояния и потребностей, в) обучение навыкам мышечной релаксации и другим методам снятия напряжения.
Продолжительность семинара: 30-40 минут
Количество участников: 20-25 человек.
Заранее проведенная диагностика: Тест «Торонтская алекситимеческая шкала».
Содержание программы семинара
- Введение. Теоретический блок «Что такое алекситимия?». Цель. Ознакомление педагогов с темой семинара, раскрытием понятия алекситимия и в чем это состояние выражается.
Содержание.
Уважаемые педагоги! Пришла весна и с нею у многих появилось чувство усталости, накопившееся за зиму. Очень часто мы слышим фразу «Все болезни от нервов». Но как «нервы» влияют на наше самочувствие, здоровье? И самое главное – каким образом минимизировать это воздействие и сохранить как психологическое, так и физическое здоровье? На этот вопрос мы и постараемся дать ответ на данном семинаре.
Раздел психологии, который объясняет, каким образом наше психическое состояние может повлиять на наше физическое здоровье, называется психосоматикой.
Психосоматика (др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело) — направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.
В рамках психосоматики исследовались и исследуются связи между характеристиками личности (конституциональные особенности, черты характера и личности, стили поведения, типы эмоциональных конфликтов) и тем или иным соматическим заболеванием.
(Перечень психосоматических заболеваний достаточно разнообразен и может быть сгруппирован следующим образом: Болезни органов дыхания (бронхиальная астма, синдром гипервентиляции); Сердечнососудистые заболевания (эссенциальная гипертония, нарушения сердечного ритма, вегетососудистая дистония); психосоматика пищевого поведения (ожирение, нервная анорексия, булимия); желудочно-кишечные заболевания (язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, запоры, эмоциональная диарея, синдром раздраженной кишки и др.); кожные заболевания (крапивница, кожный зуд, атопический нейродермит и др.), гинекологические заболевания (аменорея, дисменорея, функциональная (психосоматическая) стерильность), психовегетативные синдромы, функциональные сексуальные расстройства (импотенция, ранняя или поздняя эякуляция, фригидность и др.), онкологические заболевания, депрессии, головная боль (головная боль напряжения, мигрень)
Одно из понятий в психосоматике – это понятие алекситимия.
Алекситимия (от др.-греч. а — приставка с отрицательным значением, лексис — слово, тимис — чувство, буквально «без слов для чувств») — психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности (википедия):
- затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
- затруднение в различении эмоций и телесных ощущений;
- снижение способности к символизации, в частности к фантазии;
- фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям;
- склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций.
Клиническая (врожденная) алекситимия – достаточно тяжелое состояние, которое почти не поддается лечению. Например, до 85% людей с расстройствами аутистического спектра страдают алекситимией.
Но иногда алекситимия проявляется в стрессовых ситуациях и у обычных людей, когда в целях экономии энергетических резервов организма, мы бессознательно стараемся отстранится от наших эмоций, от неприятных переживаний, запереть их поглубже и, таким образом, оказываемся в ловушке наших чувств. Потому что невыраженное чувство, эмоция остаются в нашем теле и могут влиять на наше самочувствие.
- Практический блок. Цель: осознание своих особенностей, выработка механизмов снятия мышечного напряжения.
Мы с вами выполняли тест на алекситимию, я вам раздала ваши результаты, чтобы вы могли ознакомиться с ними. Нормальным уровнем считается не более 62 баллов. Значения в 74 и более балла соответствуют явной алекситимии, остальные значения - промежуточным степеням.
(При адаптации в НИИ им. Бехтерева были получены следующие значения алекситимии:
- Больные неврозами: 70 баллов
- Больные психосоматическими заболеваниями: 72 балла
- Больные бронхиальной астмой: 71,8 балла
- Больные гипертонической болезнью: 72,6 балла
- Больные язвенной болезнью 71,1 балла
- Контрольная группа здоровых: 59 баллов.)
Таким образом мы приходим с вами к тому, что нужно всегда стараться осознавать свои эмоции, называть их своими именами, а также понимать, где находится эмоция в теле и как проявляется. Для этого мы сейчас с вами выполним несколько упражнений.
Предлагаю 3 способа научится понимать смысл эмоций.
Способ первый. Расширяйте свой эмоциональный словарь. Все слова имеют значение. Если вы испытываете сильные эмоции, воспользуйтесь моментом, чтобы разобраться, как их назвать.
И не останавливайтесь на достигнутом: как только вы назвали эмоцию, придумайте два-три слова, чтобы полнее описать, что вы чувствуете.
Вы будете удивлены широким спектром ваших переживаний – и вполне вероятно, доберетесь до более глубоких чувств, которые спрятаны за находящимися на поверхности.
Сейчас мы с вами немного поиграем. Давайте разделимся на 5 команд и каждая команда попытается подобрать как можно больше синонимов к эмоции. Составим свой словарь эмоций. Итак, команды: Злость, Грусть, Радость, Страх (тревога), Обида.
Примерный список эмоций для составления вашего эмоционального словаря:
Группа эмоций: ЗЛОСТЬ, ГНЕВ, ЯРОСТЬ
- сердитый, сварливый, вспыльчивый
- разочарованный, расстроенный, обозленный
- недовольный, раздосадованный
- защищающийся, обороняющийся, настороженный
- злобный, сердитый
- раздражительный, нетерпеливый
- чувствующий отвращение
- обиженный, оскорбленный
- раздраженный
Группа эмоций: ПЕЧАЛЬ, ГРУСТЬ
- огорченный, расстроенный
- печальный, мрачный, грустный
- опечаленный, полный сожаления
- подавленный, угнетенный, унылый
- парализованный, оглушенный
- пессимистически настроенный
- скорбный, плачущий, слезливый
- удрученный
- разочарованный
Группа эмоций: ТРЕВОГА, ВОЛНЕНИЕ, БЕСПОКОЙСТВО
- испуганный, опасающийся
- перегруженный, напряженный
- уязвимый, ранимый, незащищенный
- смущенный, растерянный, в замешательстве
- озадаченный, растерявшийся
- скептически настроенный
- озабоченный, обеспокоенный
- бдительный, опасливый
- беспокоящийся, нервничающий
Группа эмоций: ОБИДА, БОЛЬ
- ревнивый, завистливый
- изолированный, отделенный
- потрясенный, шокированный
- ущемленный, обездоленный, обделенный
- угнетенный, обиженный, оскорбленный
- страдальческий, истерзанный
- покинутый, оставленный
- замкнутый, обособленный
- смущенный, застенчивый
- нелюдимый, одинокий
- виноватый
- пристыженный
- растерянный, в замешательстве
Группа эмоций: РАДОСТЬ, СЧАСТЬЕ
- благодарный, признательный
- доверчивый, верящий
- уверенный в себе
- довольный, гармоничный
- радостно взволнованный, оживленный, увлеченный
- непринужденный, раскованный, раскрепощенный
- спокойный, уравновешенный
- ликующий, в приподнятом настроении, окрыленный, восторженный
- смелый
Способ второй. Учитывайте интенсивность эмоции. Все мы склонны перескочить к обобщенным описаниям наших эмоций, типа «злой» или «переживающий стресс», даже когда мы испытываем гораздо менее экстремальные чувства. Учитывать силу и интенсивность эмоции также помогает словарь эмоций.
Чтобы маркировать свои эмоции, проранжируйте их по шкале от 1 до 10. Насколько глубоко вы переживаете ту или иную эмоцию? Захватывает ли она вас полностью и насколько она сильна? Можете ли вы подобрать для ее описания другое слово?
Способ третий. Записывайте ваши эмоции. Ученые доказали, что люди, которые записывают эмоционально напряженные эпизоды свой жизни, более благополучны – физически и психологически. В одном исследовании, в котором приняли участие недавно уволенные рабочие, установлено, что те из них, кто анализировал и прорабатывал свои чувства гнева, тревоги и унижения, связанные с потерей работы, в три раза быстрее находили новую работу, чем контрольная группа. При работе с отрицательными эмоциями, написанное можно порвать, сжечь, утопить, съесть (шутка). При работе с положительными эмоциями – можно завести личную коробочку счастливых воспоминаний.
Также можно использовать методы арт-терапии (памятка).
Основоположником теории мышечного панциря был Вильгельм Райх, ученик З.Фрейда. Он выдвинул концепцию о том, что
- ум и тело — единое целое, каждая черта характера человека имеет соответствующую ему физическую позу;
- характер выражается в теле в виде мышечной ригидности (чрезмерное мышечное напряжение, от лат. rigidus – твердый) или мускульного панциря;
- хроническое напряжение блокирует энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций;
- заблокированные эмоции не могут быть выражены и образуют так называемые СКО (системы конденсированного опыта — специфические сгустки воспоминаний с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, которые содержат сконденсированные переживания (и связанные с ними фантазии) из разных периодов жизни человека);
- устранение мышечного зажима освобождает значительную энергию, которая проявляется в виде чувства тепла или холода, покалывания, зуда или эмоционального подъема.
Для того, чтобы отслеживать и снимать негативные эмоции в нашем теле существует метод мышечной релаксации и дыхательные техники. Правильное дыхание помогает с зажимами внутренних органов, а мышечная релаксация – скелетной мускулатуры.
Дыхательная гимнастика. Здесь много методов и школ. Но основное направление такое. Во-первых, необходимо правильно выбрать позу. Лучше всего делать стоя или лежа, чтоб не нарушать движения мышц при дыхании. Выделяют три вида дыхания: грудное, брюшное и смешанное. Лучше всего делать дыхание под счет: 1-4 медленный вдох, 5-8 медленный выдох. Повторить по 5 раз на каждый вид дыхания. Выполняя это упражнение раз в день вы обеспечите массаж внутренних органов и снятие внутренних зажимов, что будет профилактикой заболеваний.
Мышечная релаксация. В 30-х годах прошлого века Эдмунд Джекобсон опубликовал свой труд «Прогрессивная релаксация». Для работы с напряжением в теле Джекобсон предложил использовать на первый взгляд парадоксальный путь — сначала максимально напрячь мышцы и лишь потом попытаться сбросить напряжение. Оказалось, что, используя «принцип контраста», можно более четко воспринимать степень расслабления мышц, а затем и сознательно управлять этим состоянием. Парадоксальная релаксация – еще один метод, используя который можно расслабить наше тело, а заодно и понять, где имеется скопившееся напряжение. Для этого мы начинаем медленно расслаблять кожу сначала головы, лица, шеи (и далее медленно вниз до стоп). Упражнение может выполняться в любой обстановке, занимает немного времени. Давайте попробуем его сейчас провести (выполнение под диктовку психолога). Какие чувства у вас после этого упражнения? Получилось ли расслабиться? Было ли ощущение, что некоторые части тела не получилось расслабить с первого раза, что там скопилось напряжение?
- Итоговый блок. Цель: рефлексия и подведение итогов.
Уважаемые педагоги! Как вы оцениваете полезность сегодняшней информации? Что было интересным и нужным? О чем еще вам бы хотелось узнать в следующий раз?
Спасибо за внимание!
Список литературы
- Большой толковый психологический словарь. В 2-х т. / Артур Ребер, АСТ, 2003. – 1150 с.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы его коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "Мир наших чувств"
Занятие: «Мир наших чувств». Этюдная работа.Тип занятия: комбинированное.Форма занятия: ознакомительная, игровая.Цель: ввести детей в сложный мир человеческих чувств, помочь пережить определенные эмоц...
Конспект НОД в старшей группе " Наши чувства"
Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим, умения замечать состояние других людей и быть готовыми оказать им помощь. Формирование умений детей устанавливать контакт с помощью не рече...
Занятие "Музыка выражает настроения, чувства"
Учимся различать смену характера музыки, понимать ее настроение на основе знакомой сказки К.И.Чуковского "Федорино горе"...
Конспект открытого занятия «Весенние краски» . Цель занятия: знакомство с новой техникой рисования, научить выражать свои чувства на бумаге.
Цель занятия : знакомство с новой техникой рисования, научить детей выражать свои чувства на бумаге....
Как научить ребёнка понимать и выражать свои чувства.
В статье представлены конкретные примеры диалогов с ребёнков на основе "Я-высказываний"....
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. Тема: «Музыка – язык наших чувств. Наша сказка»
Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ технологий. "Музыка - язык наших чувст. Наша сказка" Формировать познавательную активность детей в музыкальной деятельности. Умение сопост...
«Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» 2021 год
Музыкальное занятие для средней группы "Музыка выражает настроения, чувства, характер людей" 2021 год...