Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях
статья на тему
Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_2017.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение учителей-логопедов
Тема: «Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях»
Подготовили:
учитель-логопед МБДОУ ДС № 2
Полупанова Л. Н.
учитель-логопед МБДОУ ДС № 2
Дудкина О. В.
ст. Выселки 2017 г.
На современном этапе концепция интегрированного образования и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только современной тенденцией в образовании, но и представляет собой реализацию прав детей на образование.
Специфика организации коррекционной и воспитательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обусловливает необходимость подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения. Для начала должны быть изучены нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья — как взрослых, так и детей.
Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в:
Конституции Российской Федерации;
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
данное право конкретизировано в отношении детей-инвалидов в Конвенции о правах ребенка 1989 г. Согласно ст. 23, признается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Согласно ст. 28 этой Конвенции, признается право ребенка на образование. Ст. 29 регулирует принципы образования;
федеральный закон № 3266-1-ФЗ «Об образовании» имеет общий характер и регулирует вопросы образования в целом. Его нормы регулируют общие вопросы получения образования и нормы, непосредственно касающиеся образования граждан с ОВЗ. Гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья;
федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
федеральный закон №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов» от 12.07.1992 г. Ст. 18, 19 данного закона содержат положения, касающиеся образования инвалидов. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки;
семейный кодекс РФ ст. 63 «Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования… Родители … имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми».
Решение коррекционно-развивающих задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и в образовательном взаимодействии с семьёй.
Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения и осуществляется всеми специалистами, ее содержание – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и психическом развитии.
Для работы с детьми с ОВЗ, педагоги образовательного учреждения должны владеть основами коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. В детском саду в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательной программы, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития должно быть налажено тесное взаимодействие специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя. Совместно со специалистами дошкольного учреждения разрабатывается индивидуальный маршрут развития, предполагающий постепенное включение ребенка с ОВЗ в коллектив сверстников.
С ребенком должны проводиться индивидуальные занятия с педагогом-психологом в кабинете, в котором имеется все необходимое игровое и учебное оборудование. Суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения, коррекции самооценки, развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания, преодолении пассивности, формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции, преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. Психологическая работа проводится и с родителями детей с ОВЗ и инвалидов. Она направлена на выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных ресурсов. Все поставленные задачи решаются через различные формы взаимодействия с семьей. Используя традиционные формы и методы работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации, посещение семьи, родительские тренинги), а также относительно новые формы взаимодействия - родительские чтения, психологические разминки, практикумы, родительские вечера, дискуссии, круглые столы, выпуск информационных буклетов, памяток).
Учитель-логопед проводит коррекционную деятельность по постановке диафрагмально-речевого дыхания, укреплению мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа, формированию артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков, коррекции нарушенных звуков, их автоматизации и дифференциации, развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи, обучению умению связно выражать свои мысли, обучению грамоте, профилактике дисграфии и дислексии, развитию психологической базы речи, совершенствованию мелкой моторики.
Музыкальный руководитель проводит образовательную деятельность по развитию и формированию слухового внимания и слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодики, фонематического слуха.
Инструктор по физической культуре проводит образовательную деятельность по развитию и формированию слухового, зрительного, пространственного восприятия, координации движений, общей и мелкой моторики, физиологического дыхания, темпа, ритма речи.
Воспитатели — формируют навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, проводят ООД по изобразительной деятельности и конструированию, развитию предметной и игровой деятельности, трудовому воспитанию, организуют деятельность детей вне занятий, прогулки. В работе с семьями воспитатель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры в вопросе инклюзивного образования. Прикасаясь к деликатной сфере семейных проблем, воспитатель главную ставку делает на индивидуальную работу с родителями. Чтобы родители (обычных детей) могли увидеть и понять, что совместное обучение и воспитание детей с разными психофизическими возможностями не только не вредит, а во многом даже приносит пользу. Дети начинают проявлять милосердие, доброту, желание прийти на помощь, становятся более внимательными и заботливыми по отношению к окружающему миру, формируется активная жизненная позиция, проявляются такие черты характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.
Нами был разработан план работы по развитию инклюзивного образования, утверждённый на педагогическом совете. В структуру плана входят наименования мероприятий, сроки их проведений и ответственные. В плане освещена ежемесячная работа всех специалистов ДОУ. Мероприятия охватывают все области коррекционной и воспитательной работы:
- Сотрудничество с ПМПК Выселковского района.
- Совместные мероприятия с детьми, родителями и педагогами:
конкурсы, праздники, досуги, выставки.
- Презентации, консультации, педагогические часы, круглый стол,
семинары для педагогов ДОУ.
- Консультации, педагогический тренинг, уроки для родителей.
- Развлечения для детей и родителей.
Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы.
Эффективность коррекционной работы с детьми ОВЗ (ТНР) определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании, в свою очередь помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Дети и в будничной и в праздничной обстановке живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто «не все может».
Детство – это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Ведь только родители особенных детей могут понять, какое это счастье — здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
В данной статье обозначены преимущества использования основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида....
Статья: "Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях".
Инклюзивное образование-образованиедоступное всем....
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях
Инклюзивное образование-это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей....