ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
материал (старшая группа) на тему

Басаргина Марина Васильевна

Работа распланирована и представлена по направлениям театральной деятельности.

1.     Театральная игра.

2.     Культура и техника речи.

3.     Ритмопластика.

4.     Шкатулка мини-сценок.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Составила: педагог дополнительного

образования МАДОУ №13 Басаргина М.В.

ТОМСК 2017 г.

Работа распланирована и представлена по направлениям театральной деятельности.

  1. Театральная игра.

Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
Общеразвивающие игры проводятся в первой части занятия, непосредственно театральные игры - в заключительной. При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными.

  1. Культура и техника речи.

Цели: формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи); развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее. Речевые упражнения и игры необходимо использовать ежедневно, а также желательно объединять с ритмопластическими и театральными играми.

  1. Ритмопластика.

Цели: развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации). Музыка для ритмопластики имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.

  1. Шкатулка мини-сценок.

Театральные игры.

«Загадки без слов»

 Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Воспитатель созывает детей:

                       Сяду рядышком на лавку,

                       С вами вместе посижу.

                       Загадаю вам загадки,

                       Кто смышленей — погляжу.

Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают. Например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

 «Зеркало»

Цель: развивать монологическую речь.

Педагог загадывает загадку:

                       И сияет, и блестит,

                       Никому оно не льстит,

                       А любому правду скажет —

                        Все как есть ему покажет!

                        Что же это? (Зеркало.)

В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды.

 «Телефон»

Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.

Педагог приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора по телефону. Пара составляется из членов противоположных команд.

1.  Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2.  Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3.  Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4.  Вас обидели, а друг вас утешает.

5.  Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины

«Пантомима»

Цель: развивать пантомимические навыки.

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет  (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

 «Поиграем — угадаем»

Цель: развивать пантомимические навыки.

Педагог, держа игрушку Петрушку, созывает детей:

                                 Что вы знаете, ребятки,

                                 Про мои стихи-загадки?

                                 Где отгадка, там конец.

                                  Кто подскажет — молодец!

Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки.

                 Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

                  Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

                  Только это, верно, был никакой не крокодил,

                   А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

(Включается запись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо. Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)

                 Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

                 С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

                 Стал он лаягь и рычать, по земле хвостом стучать.

                Я запутался, однако, он верблюд или ...? (Собака.)

(Включается запись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)

                     Не зовут ее Лайкой, и не спит она под лавкой,

                     А глядит она в окошко и мяукает, как... (Кошка.)

(Под музыкальное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти».)

                         Верно, мрно угадали, будто где ее видали!

                         А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)

                       Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята,

                        тут лисички, там опята,

                        Ну а это на полянке ядовитые... (Поганки.)

(дети расходятся по залу  («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)

                        Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы?

                       Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу?

                        А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)

«Как варили суп»

Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две

половинки.

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой

рукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька

пыхтит.

—  Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».

— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.

 «Немой диалог»

Цель: развитие артикуляции.

Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться. (Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)

«Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Педагог задает рифмы по очереди :

                      Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...

                      Картошка — матрешка, морошка, кошка...

                      Печь — меч, течь, лечь...

                      Лягушка — квакушка, подружка, кружка...

                      Зайчик — пальчик, мальчик...

                       Мышь — тишь, камыш, шуршишь...

                       Кошка — мошка, блошка, плошка...

                       Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...

                       Снежинка — пушинка, пружинка...

«Расскажи стихи руками»

Цель: побуждать детей к импровизации. Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

                           Кот играет на баяне,

                           Киска — та на барабане,

                           Ну, а Зайка на трубе

                           Поиграть спешит тебе.

                           Если станешь помогать,

                           Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

   Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах.

Пантомима «Утренний туалет»

Цель: развивать воображение, выразительность жестов.

Воспитатель говорит, дети выполняют

— Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но — подъем!

Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите

без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель: развивать мимику и пластические способности детей;

развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

      Был у зайки огород,                      Зайка с радостью идет.

      Ровненьких две грядки.                Но сначала всё вскопает,

      Там играл зимой в снежки,          А потом всё разровняет,

      Ну а летом — в прятки.                 Семена посеет ловко

     А весною в огород                         И пойдет сажать морковку.

                            Ямка — семя, ямка — семя,

                            И глядишь, на грядке вновь

                            Вырастут горох, морковь.

                            А как осень подойдет,

                            Урожай свой соберет.

                            И как раз — здесь закончился рассказ!

 «У зеркала».

Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

1)  Нахмуриться, как:

а) король,

б) ребенок, у которого отняли игрушку,

в) человек, скрывающий улыбку.

2) Улыбнуться, как:

а)  вежливый японец,

б)  собака своему хозяину,

в)  мать младенцу,

г)  младенец матери,

д)  кот на солнце.

3)  Сесть, как:

а)  пчела на цветок,

б) наказанный Буратино,

в)  обиженная собака,

г) обезьяна, изображавшая вас,

д)  наездник на лошади,

е)  невеста на свадьбе.

«Игра с платком».

Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить:

а) бабочку,

б)  лису,

в)  принцессу,

г) волшебника,

д)  бабушку,

е)  фокусника,                                                        

ж) больного с зубной болью.

  «Пантомимы»

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.

2. Много снега — протопчем тропинку.

3.  Моем посуду. Вытираем.

4. Мама с папой собираются в театр.

5.  Как падает снежинка.

6.  Как ходит тишина.

7.  Как скачет солнечный зайчик.

8.  Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.

9. Едим щи, попалась вкусная косточка.

10.  Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.

11. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.

12.  Лепим снежки.

13. Расцвели, как цветы. Завяли.

14. Волк крадется за зайцем. Не поймал.

15.  Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.

16.  Котенок на солнышке: жмурится, нежится.

17.  Пчела на цветке.

18. Обиженный щенок.

19. Обезьяна, изображающая вас,

20. Поросенок в луже.

21. Наездник на лошади.

22.  Бабочка порхает с цветка на цветок.

23.  Зуб болит.

24.  Принцесса капризная, величественная.

25. Бабушка старенькая, хромает.

26.  Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.

27.  Ловим кузнечика. Ничего не получилось.

28.  Сосулька.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит         (руки подняты вверх).

Солнце взойдёт —

Гвоздь упадет                   (расслабленные руки пада-

ют вниз, присесть).

29.  Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу.

30.   Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты.

31.  Я не знаю.

32.  Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад).

"Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!".

Цель игры: научить детей принимать совместные решения, побудить к импровизации, поощрить попытки участвовать в коллективном разговоре, развить творческое воображение.

Ход игры: ведущий с помощью считалки выбирает одного водящего, которого выводят из комнаты. Далее ребята договариваются между собой, что и как они будут изображать. Потом водящий заходит в комнату и спрашивает у ребят: "Где вы были, девочки и мальчики? Что делали?". Дети отвечают: "Где были — мы не скажем, а вот что делали — покажем!". И после этих слов дети начинают показывать различные действия, которые они придумали. Задача ведущего в процессе игры советовать, что и как можно изображать. 

«Битва»

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.

Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй - Змея – Горыныча (голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживает победу. Змей – повержен.

«Вкусные конфеты»

Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.

Культура и техника речи.

«Игра со свечой»

Цель: развивать правильное речевое дыхание.

Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на «горящую свечу» (бумажку). Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.

«Осенние листочки»

Цель: та же, что и в «Игре со свечой».

На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3—5 раз).

«Кораблики»

Цель: та же, что и в «Игре со свечой».

На столе стоит таз с водой, дети опускают кораблики, набирают воздух через нос и начинают поочередно медленно и плавно дуть на парус кораблика (делать 3—5 вдохов и выдохов).

«Считай до пяти»

Цель: развивать речевое дыхание.

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5.

В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

«Больной зуб»

Цель: преодолевать твердую атаку гласных.

Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

«Укачиваем куклу»

Цель: та же, что и в игре «Больной зуб».

Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а».

«Капризуля»

Цель: та же, что и в игре «Укачиваем куклу».

Дети изображают ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке [н], не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

«Самолет»

Цель: расширять диапазон голоса.

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

«Чудо-лесенка»

Цель: та же, что и в игре «Самолет».

Дети пропевают гласные звуки с повышением и понижением тона (голос поднимается и опускается по лесенке).

«Эхо»

Цель: развивать силу голоса. Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат: «Ау». Делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау», вторая (эхо) тихо отвечает: «Ау» (повторять 3-5 раз).

«Вьюга»

Цель: та же, что и в игре «Эхо».

Педагог показывает картинку, на которой изображена вьюга. Дети делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: «у-у-у». Затем вьюга усиливается, дети увеличивают силу голоса.

«Фраза по кругу»

Цель: учить четкости дикции, интонационной выразительности речи. Дети,  сидя по кругу,  проговаривают одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией.

«Мяч эмоций»

Цель: та же, что и в игре «Фраза по кругу».

Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребенку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость...). Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией.

«Звериные скороговорки»

Цель: та же, что и в игре «Фраза по кругу».

Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

Ткет ткач ткани на платок Тане.

 От топота копыт пыль по полю летит.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

 Кукушка кукушонку купила капюшон.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Слишком много ножек у сороконожек.

Наш Полкан попал в капкан.

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

«Фантазии о...»

Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.

Дети, превращаясь во что или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что ее окружает, волнует, где и как она живет. Например: «Я - утюг», «Я - кошка», «Я - кукла» и т.д.

«Диалогические скороговорки»

Цель: та же, что и в игре «Фантазии о...»

Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.

  • Расскажи мне про покупки.
  • Про какие про покупки?
  • Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Или
  • Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
  • Предложенные стихотворения, считалки и скороговорки могут быть дополнены или заменены педагогом по своему усмотрению.

Игра «Скажи, как я» (в кругу с мячом).

Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.

Упражнение «Найди братца»

Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» - маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет) ; теперь со звуком «ль» Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».

Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель.

Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.

В игре должны принять участие все дети.

Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет, его ловить нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2—3 детей-победителей.

Игра «Назови слова».

 Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «ж» (за каждое слово дается фишка). В конце игры определяется победитель.

Игра «Чья бабочка дальше полетит? »

Трое детей подходят к стойке, по сигналу воспитателя: «Бабочки, летите», дуют на бабочку: «Фу-у-у». Чья бабочка дальше полетит, тот и выиграл. В игре должны принять участие все дети.

Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)

Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.

«Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому». Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.

Упражнение «Назови первый звук слова»

Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок, Это Петя. (петушок).

Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана) .

Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко) .

Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).

Игра «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом)

Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно.

В игре принимают участие все дети.

Упражнение «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям «понюхать» цветок — вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х».

Упражнение повторить 5—6 раз. Потом сначала тихо, затем громче и громче дети вместе с воспитателем говорят: «Как хорошо пахнет цветок — ах! »

Чтение чистоговорки

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдохи то две строки на выдох) .

Чок, чок, каблучок, наступил на сучок,

Оторвался, поломался, чок, чок, каблучок.

Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.

Игра «Найди братца»

Воспитатель раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного — мягкого согласного.

Воспитатель. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне (показывает на ковер). Найдите их. Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает.

Игра «Назови первый звук слова»

(в кругу с мячом) Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый звук, ребенок перебрасывает мяч воспитателю и называет первый звук слова. В игре должны принять участие все дети.

Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш»)

Воспитатель. Вспомните, как жужжит жук («ж~ж-ж). Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь незвонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы — мальчики и девочки. Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «ш» — без голоса (дети повторяют) .

Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий. 

Ритмопластика.

Мороженое»

Цели: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения.

Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.

«Кактус и ива»

Цель: та же, что и в игре «Мороженое».

По команде педагога «Кактус» дети «превращаются в кактус» (напрягают мышцы), по команде «Ива» - «превращаются в иву» (расслабляют мышцы).

«Мокрые котята»

Цель: та же, что и в игре «Мороженое».

Дети изображают котят. По команде «Дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы; по команде «Солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя с лапок».

«Конкурс лентяев»

Цель: обучать полному расслаблению мышц всего тела. Педагог читает:

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук — лентяй изрядный.

Сладко спит в норе прохладной.                   В. Викторов

Дети изображают ленивого барсука: ложатся на ковер и стараются, как можно больше расслабиться.

«Заяц-барабанщик»

Цели: развивать чувство ритма; согласованность действий с партнером; слуховое внимание.

Ведущий - заяц отстукивает ритмический рисунок на барабане, дети -зайчата повторяют ритмический рисунок.

«Не ошибись»

Цель: развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.

Этюд «Осенние листья»

Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений (та же для последующих игр).

Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).

«Новая кукла»

Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой» (П. Чайковский «Новая кукла»).

«Вальс снежинок»

Предлагаемая ситуация: «То медленно, то быстро опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце».

«Заколдованный лес»

Страшно и таинственно в заколдованном лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чашу (М. Мусоргский «Гном», «Картинки с выставки»).

«Утро»

Дети лежат на ковре, «спят», ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, любуются ранним утром (Э. Григ «Утро», М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»).

«В царстве золотой рыбки»

В морском царстве золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб... (К. Сен-Сане «Аквариум» («Карнавал животных»).

«В Стране цветов»

В Стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее и радостное настроение (П. Чайковский «Подснежник» («Времена года»), «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).

«Танец огня»

Огонь то разгорается, то затухает, языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами ветра, в разные стороны разлетаются маленькие искры (Де Фалла «Ритуальный танец огня» из балета « Любовь-волшебница»).

«В стране гномов»

Гномы отправляются проверить, все ли их клады на месте, не появился ли кто-нибудь чужой в их землях. Они приходят к лесному озеру, отдыхают на мягкой траве и вновь, полные сил, отправляются дальше (Э. Григ «Шествие гномов»).

«Игра с камушками»

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками: подбрасывают их вверх и ловят или кидают вдаль (Т. Ломов «На берегу»).

«Снегурочка»

Наступила весна. Все оживает и рассветает. Грустно лишь одной Снегурочке: солнечные теплые лучи несут ей гибель; она прощается со всем, что ей дорого, и медленно тает (романс Г. Свиридова из кинофильма «Метель»).

«Факир и змеи»

Факир играет на дудочке, спокойно лежащие на полу змеи начинают свой танец, плавно покачиваясь и извиваясь (П. Чайковский «Арабский танец» из балета «Щелкунчик»).

«Времена года»

Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы (отрывки из балета С. Прокофьева «Золушка»).

Шкатулка мини- сценок.

«Ёж и лиса»

Бежит ёжик

вдоль дорожек

да скользит по льду.

Говорит ему лисица:

- Дай переведу!

Отвечает серый ёжик:

- У меня две пары ножек –

  Сам я перейду!          (С. Маршак)

«Родственники»

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это Гусыня, это наши  Гусята. А ты, кто?

- Я ваша тётя – Гусеница.                           (С.Иванов)

«Лисички»

- Кто вы?

- Мы лисички,

  дружные сестрички.

- Ну, а  вы - то  кто  же?

- Мы лисички тоже?

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой.            (А. Шибаев)

  «Доктор»

- Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то, как нам быть:

Часто мыть или пореже?..

Отвечает доктор:

- Еже! –

Отвечает доктор гневно:

- Еже-еже-ежедневно!                 (Э. Мошковская)

 «Жадина»

- Гриша, Гриша, дай мне нож.

- Ты обратно не вернёшь.

- Дай-ка, Гриша, карандаш.

- Ты обратно  не  отдашь.

- Гриша, Гриша, дай резинку.

- Ты откусишь  половинку.              (С.Маршак)

                   

  «Лис  и  мышонок»

- Мышонок,  мышонок,  отчего  у  тебя  нос  грязный?

- Землю копал.

- Для  чего  землю копал?

- Норку  делал.

- Для  чего  норку  делал?

- От  тебя  лис,  прятался.

- Мышонок, мышонок, я тебя  подстерегу!

- А  у  меня  в  норке спаленка.

- Кушать  захочешь – Вылезешь!

- А у меня в норке кладовочка.

- Мышонок, мышонок, а ведь  я  твою  норку  разорю.

- А  я  от  тебя  в  отнорочек  и  -  был  таков!                      (В.В. Бианки)

    «Хрюшка»

В  лужице  хрюшка

Увидела хрюшку:

- Это,  конечно,  не  я,  а подружка!

Ну  и  грязнуля  подружка  моя!

Просто прекрасно, что это не я!          (В. Орлов)

       

 «Листопад»

Опавшей  листвы  разговор  еле  слышен:

- Мы  с  клёнов…

- Мы  с  яблонь…

- Мы  с  вязов…

- Мы  с  вишен…

- С  осинки…

- С черёмухи…

- С  дуба…

- С берёзы…

- Везде  листопад:

На  пороге – морозы!              (Ю.Капотов)

«Енот  и  Ёж»

Ёжик  в  бане  вымыл  ушки,

Шею,  кожицу  на  брюшке.

И  сказал  Еноту  ёж:

- Ты  мне  спинку  не  потрёшь?           (Г. Виеру)

«Лиса  и  Ёж»

- Ты  скажи  мне,  милый  ёж,

Чем  ежиный  мех  хорош?

- Тем  он,  лисонька, хорош,

Что  зубами  не  возьмёшь!         (В. Фетисов)

 «Волк  и  лиса»

Серый  волк  в  густом  лесу

Встретил  рыжую  лису.

- Лизавета,  здравствуй!

- Как  дела, зубастый?

- Ничего  идут  дела.

Голова  ещё  цела.

- Где  ты  был?

- На  рынке.

- Что  купил?

- Свининки.

-Сколько  взяли?

- Шерсти  клок,

Ободрали  правый  бок,

Хвост  отгрызли  в  драке!

- Кто  отгрыз?

- Собаки.

- Сыт  ли,  милый  куманёк?

- Еле  ноги  уволок.

«Барашки»

Барашки!

Барашки!

Барашки  на  речке!

- Какие  барашки? –

сказали  овечки.

- Какие  барашки?

Ну,  где  они,  где?

Барашки  не могут  ходить  по  воде.             (А. Шибаев)

«Мизинчик»

А  из  пальцев  мой  любимчик

Самый  маленький – мизинчик,

Потому  что,  если  только

С  кем  поссорюсь  невзначай,

Попрошу  его  тихонько:

- Поскорее  выручай!

Кто  обижен,  кто  обидчик –

Повернись  друг  к  другу,

Подавай  сперва  мизинчик,

А потом  всю  руку:

- Мир,  мир  навсегда!

- Будем  вместе?

- Да-да-да!                             (А. Пшеничный)

  «Слон»

Дали  туфельки  слону.

Взял  он  туфельку  одну

И  сказал:

- Нужны  пошире,

И  не  две,  а  все  четыре!              (С. Маршак)

 «Твёрдый  знак»

Первоклассница  Таня  никак  не  может

запомнить  название  буквы  твёрдый  знак.

- Таня, это  твёрдый  знак. Повтори.

- Твёрдый  знак.

Через  несколько  минут:

- Таня,  какой  же  это  знак?

- Крепкий.

- Не  крепкий,  а  твёрдый.  Запомнила?

- Да.  Это  твёрдый  знак.

Ещё  через  несколько  минут:

- Таня,  какой  же  это  знак

- Жёсткий.                                     (Н. Ушаков)

         

«Ой  и  Ай»

- Ой-ой-ой! – сказал  Ой-ой. –

Я,  мой  друг,  совсем  больной!

- Ты  пойди-ка  погуляй!

Всё  пройдёт! – Сказал  Ай-ай.             (Г. Виеру)

 

«Яша»

Яша  всегда  говорил:

- Это  моё  яблоко!

- Это  мой  мячик!

- Это  моя  машина!

- Это  все  мои  игрушки!

Все  дети  играли    вместе,

им  было  весело.

А  Яша  не  отходил  от  своих  игрушек.

Он  сидел  один  и  скучал.

                             

 «Поросёнок»

Хрюкал  во  дворе  Поросёнок. Никому  покоя  не  давал.

Подошёл  к  нему  Цыплёнок  и  говорит:

- Что  это  ты, Поросёнок,  всё  хрю  да  хрю?

Голова  уже  от  твоего  хрюканья  болит.

Повизжал  бы  лучше тоненьким  голоском – пи-пи-пи!

А  Поросёнок  отвечает  ему  хриплым  голосом:

- Да  я  ноги  промочил,  вот  и  охрю – охрю – охрюп!    

                                                                                            (Л.  Яхнин)

«Очень  вежливый  Индюк»

Очень  вежливый  Индюк

Объявился

В  доме

Вдруг

Очень  вежливый  Индюк.

Раз  по  тридцать  в  день,

Не  реже,

Он  кричал:

- Эй  вы, невежи!

Заходите,  что  ли,  в  гости –

Поучиться  веж – ли – во – сти!               (Б.  Заходер)

         

        *   *   *

- Куда,  Фома,  едешь,

Куда  погоняешь?

- Сено  косить.

- На  что  тебе  сено?

- Коровок  кормить.

- На  что  тебе  коровы?

- Молоко  доить.

- На  что  тебе  молоко?

- Ребяток  поить.

«Сорока  и  медведь»

- Эй,  Мишка – Медведь, на  вопрос  ответь!

- Какой  вопрос,  Стрекотуха?

- Почему  тебя  медведем  зовут?

Глухарь  он  весной  глухой, понятно,

заяц – беляк – он  зимой  белый,  понятно,

а  вот  Медведь – непонятно.

- Хе – хе! Бестолковая  ты  птица. Медведь –

значит  мёд  ведающий.  Знаю,  стало  быть,  где

мёд  в   лесу  спрятан.

- А  где,  где  он,  мёд – то?

- Так  я  тебе  и  сказал!  Ты  же  всем

разболтаешь  сразу,  все  вы  тогда

медведями  станете.                                       (Н. Сладков)

«Пей  молоко, Клара»

Мама  налила  Кларе  молока  и  дала  булку:

«Пей  молоко,  Клара».

А  Клара  отлила  молока  Мурке  в  миску,

отломила  ей  булки  и  говорит:

- А  ну – ка,  Мурка,  кто  быстрее?           (Л.  Успенская)

«Ну  и  Наташа»

- Наташа,  как  мышка  шуршит  бумагой?

- Ши – ши – ши!

- А  как уж  шипит?

- Ш – ш – ш – ш!

- А как  люди  шепчутся?

- Шу – шу –шу!

- И  откуда  ты,  Наташа,  всё  это  знаешь?  

                                                                         (Л. Успенская)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Виды работ по закреплению функции фонематического анализа" Практический материал для учителей-логопедов и воспитателей старших логопедических групп для детей с ТНР.

Данный комплекс способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма....

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Работа распланирована и представлена по направлениям театральной деятельности.1.     Театральная игра.2.     Культура и техника речи.3.     ...

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Работа распланирована и представлена по направлениям театральной деятельности.1.     Театральная игра.2.     Культура и техника речи.3.     ...

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Работа распланирована на учебный год, задания представлены по направлениям театральной деятельности.1.     Театральная игра.Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчест...

Театральная деятельность. ООД в старшей группе «В лесу»

Театральная  деятельность.ООД в старшей группе «В лесу»Цель: создание условий для творческих проявлений детей и формирования положительного эмоционального фона на занятии в ...