Авторская программа по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста "Малыши - карандаши"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Прозоровская Марина Николаевна

Программа «Малыши – карандаши» адаптирована к условиям детского сада  и рассчитана на детей от 2 до 4 лет. Программа учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста и представляет собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Данная программа разработана на основе требований к авторским программам и в соответствии с нормами СанПиН. Программа, по уровню направленности, может быть отнесена к социально – педагогическим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_adaptatsii_detey.docx45.04 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад № 14 общеразвивающего вида

городского округа  г. Нововоронеж»

Авторская программа

по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста

«Малыши - карандаши»

для детей 2-4 лет

Разработала и составила программу

воспитатель

Прозоровская М.Н.

г. Нововоронеж

2017

        

Пояснительная записка.

        

При поступлении в ДОУ ребенок попадает в новую социальную среду со своими правилами, требованиями и нормами. В жизни ребенка наступает новый важный период, в котором он начинает соприкасаться с новыми людьми, новой обстановкой и новым окружением. Первое посещение детского сада – это большая стрессовая ситуация для ребенка. К новым условиям малышу приходиться адаптироваться и в период адаптации происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Новую обстановку и незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем, появляются капризы, слезы, истерики, отказы идти в детский сад, бесконечные болезни.

        Способности детей раннего и младшего дошкольного возраста адаптироваться ограничены и резкий переход малыша в новую социальную ситуацию, длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Часто можно наблюдать такие проявления стресса как: плач, отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя и болезни.

        Дети раннего и младшего дошкольного возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Они могут быстро заражаться сильными эмоциями детей и взрослых, как положительными, так и отрицательными, подражать их действиям.

        Программа «Малыши – карандаши» адаптирована к условиям детского сада  и рассчитана на детей от 2 до 4 лет. Программа учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста и представляет собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Данная программа разработана на основе требований к авторским программам и в соответствии с нормами СанПиН. Программа, по уровню направленности, может быть отнесена к социально – педагогическим.

        Цель работы -  помочь построить взаимоотношения между детьми, родителями и персоналом детского сада. Необходимо и важно выстроить отношения так, чтобы создавалось ощущение комфорта, взаимоуважения, взаимопомощи, уверенности,  решать проблемы по мере их возникновения.

        Ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

        Важно отметить тот факт, что психологическая готовность ребенка к детскому саду в основном зависит от психологической готовности родителей отрывать своего малыша и оставлять в незнакомом месте с незнакомыми людьми. Многие родители настолько сильно переживают, что с их ребенком может что-то случиться и их не будет рядом, что их нервозное и тревожное состояние передается ребенку и тот в свою очередь никак не может быстро адаптироваться к новым условиям и обстановке.  

        Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении; помочь родителям справиться с новой ситуацией; воспитателям – найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Оказывая помощь, важно определить ответственность, которую несут родители и коллектив детского сада.

        Содержание программы реализуется с учетом возрастных особенностей детей и спецификой ДОУ.

        Цель программы  –  психолого–педагогическое сопровождение социального развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, направленное на обеспечение его социальной адаптации к условиям дошкольного учреждения.

        Основные задачи программы:

  1. оказать психолого-педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ;
  2. обучить воспитателей основам наблюдения по основным параметрам адаптации;
  3. показать воспитателям методы проведения групповых занятий с детьми в адаптационный период;
  4. обеспечить психолого-педагогическую поддержку родителям.

Основные принципы формирования программы педагога-психолога определяются следующим образом:

  1. Принцип развивающего образования предполагает, что   образовательное содержание предъявляется ребенку с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей.
  2. Принцип личностно – ориентированного взаимодействия с детьми, где заложено отношение к ребенку, как качественно отличному от взрослого, но равноценному партнеру: ребенок, как личность равноценен взрослому, хотя и обладает специфически детскими возрастными и индивидуальными особенностями.
  3. Принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение ребенком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми.
  4. Принцип индивидуализации образования в дошкольном возрасте предполагает:
  • постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;
  • помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации;
  • предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

        Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

        По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам, как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

        Наряду с новообразованиями, в развитии психофизических функций возникают сложные социальные формы психики, такие как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности  и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

        При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему – школьному – периоду развития.

I младшая группа (возраст от 2 до 3 лет).

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предполагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать название окружающих предметов, учатся выполнять словные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым  используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500 – 2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами – заместителями.

Появление изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде  - окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная.  Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно- образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя, как отдельного человека, отлично от взрослого. У него формируется образ – Я! Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

II младшая группа (возраст от 3до 4 лет).

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию, приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержание игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами – заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведение несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результат. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинают развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляться в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

        Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

        Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Средняя группа (возраст 4-5 лет).

У детей в этом возрасте сохраняется непроизвольность психических процессов. Важнейшими новообразованиями являются: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности.

В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. В этом возрасте ребенок:

  • - складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей;
  • - складывает из кубиков целостную картинку;
  • - собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок;
  • - конструирует по образцу;
  • - собирает по схеме узор мелкой мозаикой

Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.

Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. В процессе освоения речи начинает внимательно слушать и воспроизводить литературные произведения. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет детям называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим человеком, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именнов дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю "почемучками". Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов

Появляются сложные предложения.

К пяти годам ребенок произносит все звуки, кроме Л,Р, способен пересказать сказку, прочитать стихотворение.

Структура и форма непосредственно-образовательной деятельности (НОД)

1.Вводная часть начинается с приветствия, упражнений, которые требуют согласованности в действиях всей группы: дети дружно шагают, бегают, прыгают, выполняют разные задания. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

2.Основная часть включает игры и упражнения направленные на профилактику стрессовых состояний, формирование позитивного отношения к сверстникам, пальчиковая и дыхательная гимнастика, подвижные игры с правилами, игры на развитие психических функций.

3.Заключительная часть – это снятие напряжения , снижение личностной тревожности, развитие фантазии, закрепление положительных эмоций в продуктивной деятельности, спокойные и малоподвижные игры.

Все упражнения и игры объединены сказочно-игровым сюжетом для постоянного поддержания интереса в НОД.  

Количество упражнений и игр, из которых состоит НОД, варьируется психологом. Он может уменьшить их, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей.

НОД длительностью 10-20 минут проводится 2 раза в неделю в течение 9-ти месяцев, каждая НОД проводится в три этапа. Каждая игра и упражнение повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек , песенок, правила игры. Кроме того, дети раннего и младшего возраста любят повторения. Знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче.

Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие проводит с совместно с родителями.

Родители пригашаются на занятия из следующих соображений:

  • Родители видят, новые средства и способы общения с детьми, которые показывает психолог;
  • Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.

Воспитатель в НОД принимает активное участие. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

Очень важно, что такие занятия решают задачи комплексного развития детей:

  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • Развитие игровых навыков и произвольного поведения.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в адаптации, рекомендуется проводить занятия в течение учебного года. Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождение: хороводы, потешки, стихи. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

Ожидаемые результаты.

1.Успешная и легкая адаптация детей в период поступления в группу детского сада.

2.Улучшение психологического климата в группе, сплочение коллектива.

3.В сфере развития познавательных процессов:

  • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • Развитие творческих способностей.

Методы оценки работы программы.

Изучение особенностей психоэмоционального состояния детей с 2 до 4 лет и уровня адаптированности проводится на основе наблюдений, с использование «Диагностики уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению», (источник: М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова «Диагностика развития и воспитания дошкольников» М., 2000) в начале и в конце адаптационного периода.

Методическое обеспечение программы.

  1. Адаптационно – психопрофилактическая программа.
  2. Учебно – тематическое планирование.
  3. Методическая литература.
  4. Наглядные пособия и иллюстрированные материалы.
  5. Диагностический инструментарий.

Литература.

 

Программа по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и методического пособия «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Роньжиной А.С..

Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.

Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.

Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. – М.: Проспект, 2002. – 414 с.

Буре, Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. – М.: Просвещение, 1994. – 226 с.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] -Режим доступа: htpp/psyhologsova.ucoz.ru › index/vozrastnye…doshkolnogo Дата доступа 10.05.2011.

Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.

Давыдова, О.И.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер.– М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.

Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.

Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А. И. Ганичева – М.: Академия, 2000. – 408 с.

Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.

Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.

Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад / Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. // Дошкольное воспитание. – 1998 - № 4. – С.14-16.

Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2007. – 530 с.

Остроухова, А. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. – 2000. - №3. – С.16-18.

Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. – М.: Книголюб, 2003. – 350 с.

Самарина, Л.В. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду/ Л.В. Самарина, В.А. Холопова. - СПб., 2003. – 221с.

Севостьянова, Е.О. Дружная семейка / Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ Сфера , 2006. – 235 с.

Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание / С. Теплюк. – 2006. – №4. – С.46-51.

Тонкова-Ямпольская, Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. – М.: просвещение, 1987. – 432с.

Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

Перед каждым дошкольным учреждением стоит задача обеспечения благоприятных социально-педагогических условий для адаптации малышей. Малыши могут испытывать повышенную тревогу, боязнь, чувство покинутос...

"Программа игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада"

Пояснительная записка  Актуальность  С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые т...

"Программа игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада."

Пояснительная записка  Актуальность  С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требова...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Счастливое детство!" (на основе материалов А.С.Роньжиной).

Рабочая программа "Счастливое детство!" определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраст...