Практикум для родителей в средней группе «Семья и семейные отношения»
материал на тему
повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikumno1.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для родителей в средней группе «Семья и семейные отношения»
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам семейного воспитания.
Задачи: ознакомление с понятиями «семья» и «семейные отношения». Развитие коммуникативных навыков участников. Развитие умения прислушиваться к детским высказываниям.
Материалы: картинка-загадка с изображением стола, тарелки с блинами, дома, цифры 7, буквы Я; рисунок дерева, листья деревьев желтого, красного, зеленого, синего, коричневого – по 5 шт. на каждого участника; корзина, картинки с изображением дивана, телевизора, машины, лопаты, веника, люстры, кошки, чашки, пылесоса; ручки и листы бумаги по кол-ву участников, карточки разного цвета с изображением маленького и большого круга, листы бумаги, фломастеры, магниты, презентация для родителей.
Предварительная работа: проведение занятия с детьми 5-6 лет на тему «Семья». Домашнее задание для родителей и детей – совместный рисунок «Герб семьи». Запись видеоинтервью с детьми на тему «Что такое семья?». Рисунки детей на тему: «Особый день моей семьи». Подготовка раздаточных материалов для практикума, в том числе презентация «Семья и семейные отношения».
Место проведения: музыкальный зал.
Количество участников: 10-14 человек.
Время проведения:60 минут.
Ведущий: педагог-психолог.
Ход практикума
Участники рассаживаются по кругу.
Инструкция: поприветствовав родителей, ведущий демонстрирует картинки с изображением стола, тарелки с блинами, дома, цифры 7 , буквы Я: посмотрите внимательно на эти картинки. Что объединяет все эти предметы?»
Выслушав все предложения, ведущий объявляет тему практикума и предлагает перейти к выполнению упражнения «Чудо-дерево».
- Упражнение «Чудо-дерево»
Цели: знакомство участников, разрядка обстановки.
Инструкция: ведущий и родители встают в круг. Каждому участнику предлагается выбрать листик того цвета, который у него ассоциируется с его семьей, написать на нем свое имя (или как участник хочет, чтобы к нему так обращались) и прикрепить на дерево. Прикрепляя листик каждый участник называет то что написал и цвет, например : «Меня зовут Таня, мой цвет – желтый. Он похож на … (называет, на что похож) в моей семье». Каждый участник практикума высказывается о своем выборе.
После выполнения упражнения ведущий делает вывод: «Посмотрите, какое разноцветное дерево у нас получилось. На нем можно увидеть листья разного цвета: желтого, красного, коричневого, зеленого. Все листья разные. Точно так же и семьи – все разные. Одинаковых семей быть не может. У каждой семьи бывает разным и настроение (веселое, грустное, спокойное), как и у нашего «Чудо-дерева».
- Упражнение «Корзина»
Цель: развитие коммуникативных навыков участников.
Инструкция: В руках у ведущего корзина, в которой лежат картинки с изображением дивана, телевизора, машины, лопаты, веника, люстры, кошки, чашки, пылесоса. Каждый участник по очереди вынимает одну картинку и называет возможные ( не менее двух) варианты применения в семье изображенного предмета.
После того как упражнение выполнено, ведущий предлагает поразмышлять над понятиями «семья» и «семейные отношения»: «Как вы думаете, что такое «семья»? А что такое «семейные отношения»? (Участники практикума предлагают свои варианты ответов).
Семья – один из древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства и образования.
Семья характеризуется взаимоотношениями родителей и детей, их эмоциональными проявлениями, принятыми в семье нормами поведения. Благополучие семьи определяется доброжелательностью ее членов друг к другу, стремлением взять ответственность на себя, умением каждого отнестись к себе критически.
Дошкольники склонны к подражательности. Находясь рядом с родителями, они копируют жесты, мимику, речь, манеры поведения, вкусы, привычки близких.
У всех родителей современных дошкольников преобладает оценочная позиция. Они, прежде всего, ориентированы на какие-либо конкретные качества и достижения ребенка, которые хотят видеть в нем».
- Упражнение «Что такое семья»
Цель: развитие коммуникативных навыков участников.
Инструкция: жеребьевкой (выбрав карточку синего или красного цвета) участники делятся на две команды – «дети» и «взрослые». Каждой команде предлагается заполнить бланк.
Варианты ответов | |
дети | родители |
Задание ведущего: «Мы часто используем слово «семья». Подумайте и запишите на своих бланках слова- ассоциации или словосочетания, которые могли бы сказать дети и взрослые о семье. Команда «взрослых» выполняет задание с позиции взрослых, а команда «детей» - с позиции детей».
Примечание: на выполнение задания отводится свои варианты 2 минуты.
После выполнения задания каждая команда представляет собой. Психолог обобщает все высказывания и делает вывод, например семья – это
- поддержка
- взаимопонимание
- взаимная любовь
- забота
- ответственность
- совместные игры
- родные, близкие.
4. Просмотр рисунков и видеозаписи.
Используются рисунки и видеоинтервью детей, с родителями которых проводится практикум.
Цель: развитие умения прислушиваться к детским высказываниям.
Примечание: рисунки детей должны быть подписаны. Например: «Мы гуляем в парке», «Мы собираем цветы», «Поехали отдыхать на море» и т.д.
Высказывания из интервью: «Семья – это когда есть папа, мама», « Семья- это жизнь, когда папа смотрит телевизор, а мама вяжет», «Семья – это когда ходят гулять и ездят в цирк» и т.д.
По окончании просмотра видео обсуждение с участниками практикума не проводится.
- Завершение практикума.
Ведущий и родители располагаются по кругу. Ведущий подводит итоги, просит участников поделиться своими ощущениями, эмоциями, пожеланиями; предлагает взрослым хоть иногда опускаться на уровень детей, смотреть на мир с высоты их роста, лет, их хоть и маленького, но своего собственного опыта. В завершении ведущий рассказывает притчу:
«Идет прохожий и видит – люди что-то строят.
- Что ты делаешь? - спрашивает он одного каменщика.
- Я укладываю кирпичи, - отвечает тот.
- А ты что делаешь? – спрашивает он второго.
- Я возвожу стены, - отвечает второй.
- А ты что делаешь? – спрашивает он третьего.
- Я строю Храм, - был ответ.
Когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве «кирпичей» и правильности их «укладки». От нас зависит, насколько этот Храм будет наполнен светом радости».
Далее ведущий предлагает участникам встать в круг, образовав большое солнышко, и сказать: «Желаю всем радости!»
Литература: Справочник педагога-психолога №9, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей в средней группе на тему: «Поговорим о вежливости»
Цель: привлечь родителей к сотрудничеству в воспитании вежливых и культурных детей. Помочь родителям преодолеть трудности в воспитании детей. Обсудить с ними тему вежливости. Учить анализировать собст...
Семинар - практикум для родителей воспитанников средней группы "Играем пальчиками"
Семинар - практикум для родителей воспитанников средней группы «Играем пальчиками»...
Конспект открытого занятия в средней группе "Семья и семейные традиции"
Конспект открытого занятия в средней группе "Семья и семейные традиции"...
Семинар-практикум для родителей в средней группе «Пока не поздно… Поощрение и наказание».
Семинар-практикум предназначен для родителей детей любого возраста, кому интересная данная тема. Лучше проводить совместно с воспитателем группы, т.к он лучше знает детей, особенности их поведения в г...
Консультация для родителей первой младшей группы «Семья и семейные традиции»
Семья и семейные традиции – это основа воспитания детей. Ведь именно в семье ребенок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивае...
Консультация для родителей в средней группе "Семья и семейные ценности"
В источнике представлена консультация для родителей «Семья и семейные ценности».В ней говорится о том, что семья — это первый коллектив, в котором у маленького ребёнка начинают ...
Консультация для родителей средней группы «Семья и семейные традиции»
Что такое семья?Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.Семья... На чем же должна строиться семья? Може...