Конспект открытого занятия в средней группе "Семья и семейные традиции"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект открытого занятия в средней группе "Семья и семейные традиции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №141»
Семья и семейные традиции
средняя группа
Подготовили и провели:
Воспитатель:
Корнева Л.Н. –ВКК
ПДО по развитию речи:
Олёкминская Л.Д. –СЗД
Воронеж 2016г.
Конспект открытого занятия в средней группе «Семья и семейные традиции»
Цель: формирование у детей правильного представления о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи;
приобщение детей к истокам русской культуры;
обогощение и активизация словарного запаса по теме «Семья и семейные традиции».
Задачи:развивать у детей стремление обсуждать, сравнивать, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;
учить детей составлять рассказ по фотографии, подбирать родственные слова, образовывать прилагательные, согласовывая их с существительными;
развивать интерес к русским традициям и промыслам;
формировать представление о прошлом нашей родины;
расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях;
обогащать словарный запас (изба, лапти, туесок, чугун, ухват, половик, колыбелька, сундук);
развивать внимание, память, логическое мышление, общей и мелкой моторики;
вызвать интерес у детей к лепке фоторамки из солёного теста, активизировать приёмы декорирования лепных образов;
развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей, дать возможность проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы.
воспитывать гордость за свою семью, уважение к семейным традициям, интерес к обычаям старины, доброжелательность;
Оборудование: оформлен уголок «Русская изба» ( самовар, чугунки разных размеров, прялка, ухват, берестяные туески, плетёные корзинки, половики, лапти, колыбелька с «ребёнком», сундук с одеждой, фотоальбомы и т.д.);
семейные фотографии, фотографии нашей группы;
солёное тесто, украшения из разного материала, доски для лепки, цветной картон, блюдечки с ингредиентами для украшения, влажные салфетки;
аудиозапись русских народных песен, мелодий.
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, фотоальбомов, цикл занятий по темам «Моя семья», «Мое имя», «Семейные традиции», «Убранство русской избы», рассматривание картин с изображением предметов русского быта, чтение русских народных сказок, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о семье, лепка из солёного теста калачей, кренделей и т.д.
Ход занятия:
Организационный момент, приветствие.
В: - Ребята, на прошлой неделе мы с вами много говорили о семье, о семейных традициях, рассматривали фотографии, фотоальбомы. А что же такое семья?
Д: - Семья- это дом, семья- это мир, где царит любовь и дружба. Семья- это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.
В: - А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья».
В: - Кто же такие родственники?
Д: - Родственники – это люди, родные друг другу: это братья, сёстры, мамы, папы, дедушки, бабушки.
В: - Вы бы хотели рассказать гостям о своих семьях?
Д: - Да. Хотим рассказать…
В: - Тогда усаживаемся поудобнее на ковёр…..
( Дети смотрят на экран, там появляются по очереди семейные фотографии, дети рассказывают о своей семье ( рассказ 3-4 детей), в беседе с детьми о семье. Я спрашиваю: -Кто старший в вашей семье? Как можно назвать маму (папу, дедушку, бабушку) ласково? (мамуля, папуля и т.д.) А какой (ая) у тебя папа, мама, бабушка…..? (мой папа сильный, смелый, играет со мной в футбол, катает на машине, ходит за мной в садик…Мама ласковая, нежная, заботливая, умеет вкусно готовить, стирает, гладит, купает, гуляет со мной….)
В конце альбома появляется фото групповое.
В: - А почему здесь эта фотография?
Д: - Детский сад- это тоже семья, наш второй дом, где мы проводим целый день.
В: - А еще хочется, чтобы ваши семьи были здоровыми, для этого нужно заниматься спортом, зарядкой. Покажем как?
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною, летом и зимой. (хлопаем в ладоши)
Мы во двор выходим дружной семьёй. (маршируем на месте)
Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку. (образуем круг)
Мама руки поднимает- 1-2 ( руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает – 1-2 (приседания)
Повороты вправо- влево делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты)
А я бегу трусцой и качаю головой.( бег на месте и наклоны головой в стороны)
В: - Ребята! Скажите, а в какой стране мы живём?
Д: - Мы живём в России.
В: - А как раньше называлась наша страна?
Д: - Раньше наша страна называлась Русь.
1 ребёнок: Русь деревянная, края дорогие!
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
2 ребёнок: Я люблю тебя, Русь деревянная,
Ряд неровный бревенчатых изб,
Там, где утро восходит румянами,
И туманы стекаются вниз.
В: - Где же раньше жили люди? В чём?
Д: - Раньше люди жили а избе.
В: - А что же такое изба?
Д: - Изба- это дом, построенный из брёвен, а крыша соломенная. Изба- это деревянный дом.
В: - Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Д: - Чтобы жить в нём, отдыхать, играть, кушать……
В: - Даже в старину люди строили себе жилища, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня, отдохнуть и набраться сил.
( дети на экрана рассматривают русскую избу…)
В: - Ребята! Моя бабушка Дуся живёт в деревне и я вас хочу пригласить к ней в гости. Хотите? (да)
В: - Возьмёмся за руки, закроем глазки и скажем: «Мы собираемся, в дальний путь отправляемся»
(открываем глаза и видим русскую избу)
В. и Д: - Здравствуйте, бабушка!
Б: - Здравствуйте, гости дорогие! Хлеб- соль вам! Гость на порог- хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В: - Ребятки!.А вы заметили, что бабушка нас встретила хлебом- солью? Это такая традиция.
В: - Посмотрите, а что самое главное в избе?
Д: - Самая главная была в избе печка.
В: - Как вы думаете, почему она была главной в избе?
Д: - В ней и кушать готовили, она и дом согревала, на ней и спали, и одежду сушили, она лечила от болезней. Её даже называли кормилицей, барыней, сердцем дома.
В: - А что же это?
Д: - Это чугун, горшок.
В: - Что же в нем делали?
Д: - В нем щи, кашу варили.
В: - Что же это стоит у печи?
Д: - Ухват.
В: - Что же им делали?
Д: - Доставали и ставили чугунки в печь.
В: - Да, это приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов. Это деревянная палка с металлической рогаткой.
В: - А что же это на полу лежит?
Д: - Коврик, половик.
В: - в старину женщины вязали крючком или ткали на специальных станках такие половики из тканей.
В: - А для чего использовали половик?
Д: - Его стелили на пол, у двери, у кровати, чтобы было тепло встамать.Полы раньше были земляные, холодные.
В: - А это что, знаете?
Д: - Это лапти.
В: - Для чего они служили?
Д: - Лапти- это обувь, сплетённая из древесного лыка, из бересты, их надевали на ноги и носили.
Б: - Ой да молодцы, всё вы знаете. Носили лапти в старину на Руси, особенно в сельской местности (в деревне), лапоть привязывали к ноге шнурками, скрученными из этого же лыка. Лыко – это внутренняя сторона коры.
Б: - А это знаете что у меня?
Д: - Самовар.
Б: - Самовар кипятили, угощали гостей чаем с пирогами, калачами, кренделями, пекли их в печи, а чай заваривали травяной…..
Б: - А это знаете что?
Д: - Сундук, люлька, колыбелька, керосиновая лампа, туесок.
( Бабушка знакомит с новыми словами: туесок и керосиновая лампа).
В: - Бабушка, а что это у тебя здесь….покажи вам и расскажи?
( Бабушка показывает свои старые фотоальбомы и рассказывает кто там …)
В: - Бабушка, а сейчас в наше время модно фотографии помещать в рамки, ставить их на стол или вешать на стене. Хотите мы для вас сделаем фоторамки своими руками?
В: - Дети проходите за столы, садитесь на стульчики, перед вами кусочки цветного теста и различные украшения на тарелочках. Посмотрите, у меня в раках рамка. Какой она формы? (прямоугольной, у неё две стороны длинные и две короткие). Но прежде чем мы приступим к работе, давайте разомнём свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре-
Кто у нас живёт в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я-
Вот и вся моя семья!
В: - Теперь приступаем к работе, берём по кусочку и раскатывает колбаски- стараемся раскатать две длинных и две коротких, присоединяем их друг с другом в виде прямоугольника, прижимаем к картону и украшаем по вашему желанию……
Б: - Ой да какие молодцы, порадовали бабушку, спасибо. Я тоже хочу вас порадовать, поиграть в игру «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Знаете такую игру? Тогда становитесь в круг и я вас научу…….(дети играют в игру….)
В: - Ребята!!! Пора нам прощаться с бабушкой и гостями, пора возвращаться в нашу группу, спасибо за угощение, пойдём пить чай с пирогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в средней группе «Семейная фотография»
Открытое занятие в средней группе дошкольного учреждения на тему "Семейная фотография"...
«Дом в котором ты живешь» Конспект открытого занятия в средней группе для родителей в рамках «Дней открытых дверей» на базе МАДОУ № 86
Тип: Обучающий.Вид: Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное.Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Учить ...
Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»
Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....
Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и музыки. Цель: Развивать активность и люб...
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира «Традиции и быт казачества»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Ручеек» Конспект открытого занятия по формированию целостной к...
Конспект открытого занятия в средней группе на тему «Обычаи и традиции русского народа»
Конспект открытого занятия в средней группе на тему«Обычаи и традиции русского народа»Цель: формировать знания детей о традициях и обычаях русского народа.Задачи:- закрепить знания в...
Конспект открытого занятия в средней группе №1 по духовно-нравственному воспитанию Тема занятия: Путешествие в « Страну Добра»
Углублять представление детей о доброте - как о ценном качестве человека. Расширять представления детей о нормах поведения, вызвать желание совершать положительные поступки. Воспитание...