Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Лапшина Наталия Михайловна

Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальностям, культуре других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx572.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Зёрнышко»

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ   ГРУППЕ

Тема: « Когда все вместе»

                                                                                                 Составитель:

                                                                           Лапшина Наталия Михайловна

                                                   воспитатель первой квалификационной категории

Педагогические цели:

-формировать у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальностям, культуре других народов;

-воспитывать  чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.

Задачи:

Образовательные:

-дать детям первичное понятие о национальности людей;

-познакомить детей с русским народом;

-формировать умение проявлять уважение к культуре и обычаям других национальностей.

-формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе ;

-формировать понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.

Воспитательные:

-Воспитывать умение осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.

-Воспитывать интерес к культуре своего народа и уважительное отношение к культуре других народов.

-Воспитывать уважение к людям независимо от национальной принадлежности.

Развивающие:

-развивать доброжелательное отношение друг к другу;

-развивать общительность и коммуникабельность;

-развивать чувство сопереживания и заботы;

Предварительная работа:

Тематические беседы на тему:  «Что такое Родина?», «Символы  страны»,«Что такое дружба?».

Совместная музыкальная деятельность: слушание народной музыки, песен о дружбе народов, игра на народных музыкальных инструментах.

Организация выставок на тему: «Национальные музыкальные инструменты», «Предметы и элементы костюмов разных народов ».

Экскурсия в мини-музей детского сада.

Используемый материал:

Куклы в национальных костюмах (русский, татарский)

Аудиозаписи русской, татарской музыки. Национальные костюмы .

Планируемые результаты:  

-имеют представление о национальностях: русский, татарин;  

-проявляют уважение к детям другой национальности в группе;

Ход деятельности:

1 этап: Мотивационно– побудительный

Организация сюрпризного момента.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и подумайте о ком оно?

Стихотворение

Каких народов только нет

В стране великой нашей.

Как пестрый солнечный букет

Калмыки и Чуваши.

Татары, Коми и Мордва,

Башкиры и Буряты –

Всем скажем добрые слова Любому будем рады.

Показывает карту России Слушают внимательно слушают воспитателя,отвечают на вопрос.

2 этап. Организационно – поисковый

Организация  рассказа о России

Воспитатель: Посмотрите на карту. Это карта нашей страны. Как называется наша страна?(ответы детей)

Наша страна очень большая. На многие километры протянулась она с севера на юг и с запада на восток. (показывает по карте.) Когда на юге России (показывает указкой по карте г. Сочи) весной тепло, светит солнце, на

севере (показывает указкой г. Мурманск) лежит снег; когда на Дальнем Востоке (показывает указкой г. Владивосток.) школьники идут в школу, в Москве еще полночь, люди спят.

Красивая и удивительная природа в России, много гор, озёр и рек.

 (Читает стихотворение)

Прекрасен горный край Кавказа

Здесь разные народы

На крайнем севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне

Вот рыболов тунгусский

Но больше всех у нас в стране

Кого?  (ответы детей)

Конечно русских.

Воспитатель: Ребята, а какой город является столицей нашей Родины? (ответы детей)

- Москва - столица России. Это большой красивый,самый главный город в нашей стране.Ребята, а какой город самый главный в нашей области?

(Нижний Новгород) .Кто был в этом городе? (ответы детей)

- Нижний Новгород очень красивый город. Он расположен на берегах двух прекрасных рек: Волги и Оки. Волга протекает с севера на юг. Территория, прилегающая к Волге, называется Поволжье, где живут люди разных национальностей. На севере находиться Республика Татарстан, там живут татары. На юге Астраханская область и Республика Калмыкия, где живут казахи и калмыки. А в центре Поволжья основная часть населения русские.

Сегодня мы с вами поговорим о народах, проживающих на территории Нижегородской  области.

Сюрпризный момент.

Воспитатель. Ребята,к нам сегодня пожаловали гости.Встречаем.

Выходят дети в русских национальных костюмах (Наташа и Артем)Дети заинтересованы появлением детей в национальных костюмах.

(Вместе кланяются на три стороны)

Наташа: Встретиться я с вами рада, в этой горнице детсада,

Сколько здесь моих друзей – всех национальностей!

Внешне хоть и не похожи, для меня вас нет дороже,

Все красивы и умны, все талантливы, скромны,

Песни звонкие поют, ну а дружно ли живут?

Дети: ДРУЖНО!

 Воспитатель:Посмотрите, какую красивую одежду носили в старину. Расскажите, нам о своей одежде.

Артём. Мы одеты в русские национальные костюмы: косоворотку, штаны, белоснежная рубашка, сарафан с вышитым узором, а на голове кокошник и картуз.

Воспитатель:Какой цвет преобладает в костюмах?

Дети: Красный.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя.    

Воспитатель:Этот наряд считается праздничным. Красный цвет означает красивый. Из красной ткани шили праздничные костюмы.

(Дети садятся на свои места)

Воспитатель: А еще ребята на Руси люди украшали свои избы. Правильно украшенная Русская изба – залог покоя и гармония в доме.Из чего строилась изба?

Дети: Из деревянных бревен.

(Дети походят к избе)

Воспитатель:

В Деревянных домах всегда было тепло и уютно. Посмотрите на убранство дома. Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте и найдите этот предмет внутри избы.

Загадка. Летом спит, зимой горит

Пасть открывает, что дают глотает. (Печь)

Воспитатель:

В каждой избе была русская печь, она являлось не только местом для приготовления пищи, и домашнего очага, но и воплощала идею благополучия в доме, так же печь была «героиней» Русских народных сказок. Назовите мне эти сказки:

Дети: «Гуси лебеди»«Колобок» «По щучьему веленью»«Волк и семеро козлят»

Воспитатель: Отгадайте вторую загадку.

Загадка: Ножек 4, а шляпа одна Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)

Воспитатель:

В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.

Воспитатель:

По старой русской традиции на Руси,

встречают дорогих гостей – хлебом –солью.

Гость отламывает маленький кусочек хлеба,

Макает кусочек хлеба, его в соль и кушает.

Как вы думаете, что означает этот символ?

Артём: Этот символ гостеприимства, благополучия, достатка.

Наташа: Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим! (Угощают гостей)

Физкультминутка.  Хороводная игра «Четыре шага.»

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

Вторыми по численности населения в Нижегородской области - татары, они чтят и помнят свои традиции национальные праздники.

Послушайте, как звучит татарский язык в татарской песне. (Включается запись на мультимедийном экране)

 На середину выходят дети, одетые в национальную татарскую одежду.

Воспитатель: «Исеммэсыс»!

Юля отвечает. «Исеммэсыс» это значит «Здравствуйте»

Воспитатель:

Наши дети одеты в национальные татарские костюмы. Татарский национальный костюм украшен мелкими оборками и воланами, рюшками, а на голове КАЛФАК и ТЮБЕТЕЙКИ – маленькие шапочки.

(Показывает на мультимидейном экране слайды)

Воспитатель:

У татарского народа существует свой орнамент.

«Цветочно – растительный».Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы)цветов: тюльпана, ромашки, фиалки.

Таким видам орнамента украшались полотенца, занавески, фартук, платья, обувь, головные уборы (калфак, тюбетейка.)

Народные умельцы отдавали предпочтение насыщенным цветам:

Воспитатель: Каким?

Дети: Зеленому, желтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому.

3 этап. Рефлексивно – корригирующий

Воспитатель: Украсьте полотенца и фартук простыми узорами и орнаментами татарского народа

(Творческая работа детей. 5-6 минут)

На мультимедийном экране. Показываются образцы (фартук и полотенца.)

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо украсили свои работы. После хорошей работы люди отдыхают, веселятся. Давайте вспомним любимые весенние праздники татарского народа.

Праздник «Наурыз» отмечают в марте месяца, когда в природе наступает весна и день становиться длиннее.

В народе люди ходят друг другу в гости, угощаются сладостями. Хорошая традиция этого праздника сохранилась до наших времен. А еще татары весну встречали, за кличками.

Егор. Жаворонок, Жаворонок! Возьми себе зиму, а нам отдай весну.

Возьми себе сани, а нам отдай телегу.

Юля. Мы друг друга уважаем, много нас сегодня тут,

Русские   и татары.

Очень дружно мы живем, вместе пляшем и поем,

Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,

За друзей стоим горой, вместе дело спорится.

Воспитатель: Я предлагаю вернуться на свои места.

(Дети садятся на свои места.)

Саша. Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру, эти: слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко, в «Я» не очень много прока.

Одному или одной трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я». Мы – семья, и мы - друзья.

Мы – народ, и мы – ЕДИНЫ.

Вместе мы непобедимы!

Воспитатель: Вот теперь – то я довольна! Вижу, дети, вы дружны!

Ведь раздоры, слёзы, войны людям вовсе не нужны!

На Земле, и в каждом доме пусть звучит веселый смех,

У Руси великой хватит, ласки и любви для всех!

Дружите, друг с другом и будьте счастливы!

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Спасибо за внимание!

Дети: До свидания!

Список литературы:

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

 3. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

4. Джесси Рассел «Воспитание»

5. Жучкова Г. Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

6. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

7. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

8. Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

9.  Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

Заявка на участие в Региональном конкурсе методических разработок

Автор: Лапшина Наталия Михайловна

Номинация:  «Конспект образовательной формы»

Название работы (учёбы): Конспект организованной образовательной деятельности в старшей   группе

Место работы (учёбы): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Зёрнышко» д. Макасово Сосновский район Нижегородская область

Должность: воспитатель

Контактный телефон: 89049127934

Электронный адрес: lapschina.m2015@yandex.ru

C:\Users\user\Desktop\Фото0549.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...