Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Лапшина Наталия Михайловна

Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальностям, культуре других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx572.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Зёрнышко»

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ   ГРУППЕ

Тема: « Когда все вместе»

                                                                                                 Составитель:

                                                                           Лапшина Наталия Михайловна

                                                   воспитатель первой квалификационной категории

Педагогические цели:

-формировать у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальностям, культуре других народов;

-воспитывать  чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.

Задачи:

Образовательные:

-дать детям первичное понятие о национальности людей;

-познакомить детей с русским народом;

-формировать умение проявлять уважение к культуре и обычаям других национальностей.

-формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе ;

-формировать понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.

Воспитательные:

-Воспитывать умение осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.

-Воспитывать интерес к культуре своего народа и уважительное отношение к культуре других народов.

-Воспитывать уважение к людям независимо от национальной принадлежности.

Развивающие:

-развивать доброжелательное отношение друг к другу;

-развивать общительность и коммуникабельность;

-развивать чувство сопереживания и заботы;

Предварительная работа:

Тематические беседы на тему:  «Что такое Родина?», «Символы  страны»,«Что такое дружба?».

Совместная музыкальная деятельность: слушание народной музыки, песен о дружбе народов, игра на народных музыкальных инструментах.

Организация выставок на тему: «Национальные музыкальные инструменты», «Предметы и элементы костюмов разных народов ».

Экскурсия в мини-музей детского сада.

Используемый материал:

Куклы в национальных костюмах (русский, татарский)

Аудиозаписи русской, татарской музыки. Национальные костюмы .

Планируемые результаты:  

-имеют представление о национальностях: русский, татарин;  

-проявляют уважение к детям другой национальности в группе;

Ход деятельности:

1 этап: Мотивационно– побудительный

Организация сюрпризного момента.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и подумайте о ком оно?

Стихотворение

Каких народов только нет

В стране великой нашей.

Как пестрый солнечный букет

Калмыки и Чуваши.

Татары, Коми и Мордва,

Башкиры и Буряты –

Всем скажем добрые слова Любому будем рады.

Показывает карту России Слушают внимательно слушают воспитателя,отвечают на вопрос.

2 этап. Организационно – поисковый

Организация  рассказа о России

Воспитатель: Посмотрите на карту. Это карта нашей страны. Как называется наша страна?(ответы детей)

Наша страна очень большая. На многие километры протянулась она с севера на юг и с запада на восток. (показывает по карте.) Когда на юге России (показывает указкой по карте г. Сочи) весной тепло, светит солнце, на

севере (показывает указкой г. Мурманск) лежит снег; когда на Дальнем Востоке (показывает указкой г. Владивосток.) школьники идут в школу, в Москве еще полночь, люди спят.

Красивая и удивительная природа в России, много гор, озёр и рек.

 (Читает стихотворение)

Прекрасен горный край Кавказа

Здесь разные народы

На крайнем севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне

Вот рыболов тунгусский

Но больше всех у нас в стране

Кого?  (ответы детей)

Конечно русских.

Воспитатель: Ребята, а какой город является столицей нашей Родины? (ответы детей)

- Москва - столица России. Это большой красивый,самый главный город в нашей стране.Ребята, а какой город самый главный в нашей области?

(Нижний Новгород) .Кто был в этом городе? (ответы детей)

- Нижний Новгород очень красивый город. Он расположен на берегах двух прекрасных рек: Волги и Оки. Волга протекает с севера на юг. Территория, прилегающая к Волге, называется Поволжье, где живут люди разных национальностей. На севере находиться Республика Татарстан, там живут татары. На юге Астраханская область и Республика Калмыкия, где живут казахи и калмыки. А в центре Поволжья основная часть населения русские.

Сегодня мы с вами поговорим о народах, проживающих на территории Нижегородской  области.

Сюрпризный момент.

Воспитатель. Ребята,к нам сегодня пожаловали гости.Встречаем.

Выходят дети в русских национальных костюмах (Наташа и Артем)Дети заинтересованы появлением детей в национальных костюмах.

(Вместе кланяются на три стороны)

Наташа: Встретиться я с вами рада, в этой горнице детсада,

Сколько здесь моих друзей – всех национальностей!

Внешне хоть и не похожи, для меня вас нет дороже,

Все красивы и умны, все талантливы, скромны,

Песни звонкие поют, ну а дружно ли живут?

Дети: ДРУЖНО!

 Воспитатель:Посмотрите, какую красивую одежду носили в старину. Расскажите, нам о своей одежде.

Артём. Мы одеты в русские национальные костюмы: косоворотку, штаны, белоснежная рубашка, сарафан с вышитым узором, а на голове кокошник и картуз.

Воспитатель:Какой цвет преобладает в костюмах?

Дети: Красный.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя.    

Воспитатель:Этот наряд считается праздничным. Красный цвет означает красивый. Из красной ткани шили праздничные костюмы.

(Дети садятся на свои места)

Воспитатель: А еще ребята на Руси люди украшали свои избы. Правильно украшенная Русская изба – залог покоя и гармония в доме.Из чего строилась изба?

Дети: Из деревянных бревен.

(Дети походят к избе)

Воспитатель:

В Деревянных домах всегда было тепло и уютно. Посмотрите на убранство дома. Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте и найдите этот предмет внутри избы.

Загадка. Летом спит, зимой горит

Пасть открывает, что дают глотает. (Печь)

Воспитатель:

В каждой избе была русская печь, она являлось не только местом для приготовления пищи, и домашнего очага, но и воплощала идею благополучия в доме, так же печь была «героиней» Русских народных сказок. Назовите мне эти сказки:

Дети: «Гуси лебеди»«Колобок» «По щучьему веленью»«Волк и семеро козлят»

Воспитатель: Отгадайте вторую загадку.

Загадка: Ножек 4, а шляпа одна Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)

Воспитатель:

В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.

Воспитатель:

По старой русской традиции на Руси,

встречают дорогих гостей – хлебом –солью.

Гость отламывает маленький кусочек хлеба,

Макает кусочек хлеба, его в соль и кушает.

Как вы думаете, что означает этот символ?

Артём: Этот символ гостеприимства, благополучия, достатка.

Наташа: Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим! (Угощают гостей)

Физкультминутка.  Хороводная игра «Четыре шага.»

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

Вторыми по численности населения в Нижегородской области - татары, они чтят и помнят свои традиции национальные праздники.

Послушайте, как звучит татарский язык в татарской песне. (Включается запись на мультимедийном экране)

 На середину выходят дети, одетые в национальную татарскую одежду.

Воспитатель: «Исеммэсыс»!

Юля отвечает. «Исеммэсыс» это значит «Здравствуйте»

Воспитатель:

Наши дети одеты в национальные татарские костюмы. Татарский национальный костюм украшен мелкими оборками и воланами, рюшками, а на голове КАЛФАК и ТЮБЕТЕЙКИ – маленькие шапочки.

(Показывает на мультимидейном экране слайды)

Воспитатель:

У татарского народа существует свой орнамент.

«Цветочно – растительный».Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы)цветов: тюльпана, ромашки, фиалки.

Таким видам орнамента украшались полотенца, занавески, фартук, платья, обувь, головные уборы (калфак, тюбетейка.)

Народные умельцы отдавали предпочтение насыщенным цветам:

Воспитатель: Каким?

Дети: Зеленому, желтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому.

3 этап. Рефлексивно – корригирующий

Воспитатель: Украсьте полотенца и фартук простыми узорами и орнаментами татарского народа

(Творческая работа детей. 5-6 минут)

На мультимедийном экране. Показываются образцы (фартук и полотенца.)

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо украсили свои работы. После хорошей работы люди отдыхают, веселятся. Давайте вспомним любимые весенние праздники татарского народа.

Праздник «Наурыз» отмечают в марте месяца, когда в природе наступает весна и день становиться длиннее.

В народе люди ходят друг другу в гости, угощаются сладостями. Хорошая традиция этого праздника сохранилась до наших времен. А еще татары весну встречали, за кличками.

Егор. Жаворонок, Жаворонок! Возьми себе зиму, а нам отдай весну.

Возьми себе сани, а нам отдай телегу.

Юля. Мы друг друга уважаем, много нас сегодня тут,

Русские   и татары.

Очень дружно мы живем, вместе пляшем и поем,

Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,

За друзей стоим горой, вместе дело спорится.

Воспитатель: Я предлагаю вернуться на свои места.

(Дети садятся на свои места.)

Саша. Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру, эти: слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко, в «Я» не очень много прока.

Одному или одной трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я». Мы – семья, и мы - друзья.

Мы – народ, и мы – ЕДИНЫ.

Вместе мы непобедимы!

Воспитатель: Вот теперь – то я довольна! Вижу, дети, вы дружны!

Ведь раздоры, слёзы, войны людям вовсе не нужны!

На Земле, и в каждом доме пусть звучит веселый смех,

У Руси великой хватит, ласки и любви для всех!

Дружите, друг с другом и будьте счастливы!

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Спасибо за внимание!

Дети: До свидания!

Список литературы:

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

 3. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

4. Джесси Рассел «Воспитание»

5. Жучкова Г. Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

6. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

7. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

8. Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

9.  Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

Заявка на участие в Региональном конкурсе методических разработок

Автор: Лапшина Наталия Михайловна

Номинация:  «Конспект образовательной формы»

Название работы (учёбы): Конспект организованной образовательной деятельности в старшей   группе

Место работы (учёбы): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Зёрнышко» д. Макасово Сосновский район Нижегородская область

Должность: воспитатель

Контактный телефон: 89049127934

Электронный адрес: lapschina.m2015@yandex.ru

C:\Users\user\Desktop\Фото0549.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по рисованию. Тематический цикл «Дикие животные». Тема образовательной деятельности: "Кто в лесу живёт?"

«… Дети —творцы даже тогда,когда просто с восторгом, высунув язык,размазывают прямо ладошкойпластилин по куску обоев.»Джон Аллан«Ландшафт детской души»Это конспект комплексного занятия для детей ...

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...