Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальностям, культуре других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 572.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зёрнышко»
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема: « Когда все вместе»
Составитель:
Лапшина Наталия Михайловна
воспитатель первой квалификационной категории
Педагогические цели:
-формировать у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальностям, культуре других народов;
-воспитывать чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.
Задачи:
Образовательные:
-дать детям первичное понятие о национальности людей;
-познакомить детей с русским народом;
-формировать умение проявлять уважение к культуре и обычаям других национальностей.
-формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе ;
-формировать понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.
Воспитательные:
-Воспитывать умение осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.
-Воспитывать интерес к культуре своего народа и уважительное отношение к культуре других народов.
-Воспитывать уважение к людям независимо от национальной принадлежности.
Развивающие:
-развивать доброжелательное отношение друг к другу;
-развивать общительность и коммуникабельность;
-развивать чувство сопереживания и заботы;
Предварительная работа:
Тематические беседы на тему: «Что такое Родина?», «Символы страны»,«Что такое дружба?».
Совместная музыкальная деятельность: слушание народной музыки, песен о дружбе народов, игра на народных музыкальных инструментах.
Организация выставок на тему: «Национальные музыкальные инструменты», «Предметы и элементы костюмов разных народов ».
Экскурсия в мини-музей детского сада.
Используемый материал:
Куклы в национальных костюмах (русский, татарский)
Аудиозаписи русской, татарской музыки. Национальные костюмы .
Планируемые результаты:
-имеют представление о национальностях: русский, татарин;
-проявляют уважение к детям другой национальности в группе;
Ход деятельности:
1 этап: Мотивационно– побудительный
Организация сюрпризного момента.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и подумайте о ком оно?
Стихотворение
Каких народов только нет
В стране великой нашей.
Как пестрый солнечный букет
Калмыки и Чуваши.
Татары, Коми и Мордва,
Башкиры и Буряты –
Всем скажем добрые слова Любому будем рады.
Показывает карту России Слушают внимательно слушают воспитателя,отвечают на вопрос.
2 этап. Организационно – поисковый
Организация рассказа о России
Воспитатель: Посмотрите на карту. Это карта нашей страны. Как называется наша страна?(ответы детей)
Наша страна очень большая. На многие километры протянулась она с севера на юг и с запада на восток. (показывает по карте.) Когда на юге России (показывает указкой по карте г. Сочи) весной тепло, светит солнце, на
севере (показывает указкой г. Мурманск) лежит снег; когда на Дальнем Востоке (показывает указкой г. Владивосток.) школьники идут в школу, в Москве еще полночь, люди спят.
Красивая и удивительная природа в России, много гор, озёр и рек.
(Читает стихотворение)
Прекрасен горный край Кавказа
Здесь разные народы
На крайнем севере у нас
Живут оленеводы.
Вот кабардинец на коне
Вот рыболов тунгусский
Но больше всех у нас в стране
Кого? (ответы детей)
Конечно русских.
Воспитатель: Ребята, а какой город является столицей нашей Родины? (ответы детей)
- Москва - столица России. Это большой красивый,самый главный город в нашей стране.Ребята, а какой город самый главный в нашей области?
(Нижний Новгород) .Кто был в этом городе? (ответы детей)
- Нижний Новгород очень красивый город. Он расположен на берегах двух прекрасных рек: Волги и Оки. Волга протекает с севера на юг. Территория, прилегающая к Волге, называется Поволжье, где живут люди разных национальностей. На севере находиться Республика Татарстан, там живут татары. На юге Астраханская область и Республика Калмыкия, где живут казахи и калмыки. А в центре Поволжья основная часть населения русские.
Сегодня мы с вами поговорим о народах, проживающих на территории Нижегородской области.
Сюрпризный момент.
Воспитатель. Ребята,к нам сегодня пожаловали гости.Встречаем.
Выходят дети в русских национальных костюмах (Наташа и Артем)Дети заинтересованы появлением детей в национальных костюмах.
(Вместе кланяются на три стороны)
Наташа: Встретиться я с вами рада, в этой горнице детсада,
Сколько здесь моих друзей – всех национальностей!
Внешне хоть и не похожи, для меня вас нет дороже,
Все красивы и умны, все талантливы, скромны,
Песни звонкие поют, ну а дружно ли живут?
Дети: ДРУЖНО!
Воспитатель:Посмотрите, какую красивую одежду носили в старину. Расскажите, нам о своей одежде.
Артём. Мы одеты в русские национальные костюмы: косоворотку, штаны, белоснежная рубашка, сарафан с вышитым узором, а на голове кокошник и картуз.
Воспитатель:Какой цвет преобладает в костюмах?
Дети: Красный.
Дети внимательно слушают рассказ воспитателя.
Воспитатель:Этот наряд считается праздничным. Красный цвет означает красивый. Из красной ткани шили праздничные костюмы.
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель: А еще ребята на Руси люди украшали свои избы. Правильно украшенная Русская изба – залог покоя и гармония в доме.Из чего строилась изба?
Дети: Из деревянных бревен.
(Дети походят к избе)
Воспитатель:
В Деревянных домах всегда было тепло и уютно. Посмотрите на убранство дома. Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте и найдите этот предмет внутри избы.
Загадка. Летом спит, зимой горит
Пасть открывает, что дают глотает. (Печь)
Воспитатель:
В каждой избе была русская печь, она являлось не только местом для приготовления пищи, и домашнего очага, но и воплощала идею благополучия в доме, так же печь была «героиней» Русских народных сказок. Назовите мне эти сказки:
Дети: «Гуси лебеди», «Колобок» «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят»
Воспитатель: Отгадайте вторую загадку.
Загадка: Ножек 4, а шляпа одна Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)
Воспитатель:
В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.
Воспитатель:
По старой русской традиции на Руси,
встречают дорогих гостей – хлебом –солью.
Гость отламывает маленький кусочек хлеба,
Макает кусочек хлеба, его в соль и кушает.
Как вы думаете, что означает этот символ?
Артём: Этот символ гостеприимства, благополучия, достатка.
Наташа: Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим! (Угощают гостей)
Физкультминутка. Хороводная игра «Четыре шага.»
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
Вторыми по численности населения в Нижегородской области - татары, они чтят и помнят свои традиции национальные праздники.
Послушайте, как звучит татарский язык в татарской песне. (Включается запись на мультимедийном экране)
На середину выходят дети, одетые в национальную татарскую одежду.
Воспитатель: «Исеммэсыс»!
Юля отвечает. «Исеммэсыс» это значит «Здравствуйте»
Воспитатель:
Наши дети одеты в национальные татарские костюмы. Татарский национальный костюм украшен мелкими оборками и воланами, рюшками, а на голове КАЛФАК и ТЮБЕТЕЙКИ – маленькие шапочки.
(Показывает на мультимидейном экране слайды)
Воспитатель:
У татарского народа существует свой орнамент.
- «Цветочно – растительный».Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы)цветов: тюльпана, ромашки, фиалки.
Таким видам орнамента украшались полотенца, занавески, фартук, платья, обувь, головные уборы (калфак, тюбетейка.)
Народные умельцы отдавали предпочтение насыщенным цветам:
Воспитатель: Каким?
Дети: Зеленому, желтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому.
3 этап. Рефлексивно – корригирующий
Воспитатель: Украсьте полотенца и фартук простыми узорами и орнаментами татарского народа
(Творческая работа детей. 5-6 минут)
На мультимедийном экране. Показываются образцы (фартук и полотенца.)
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо украсили свои работы. После хорошей работы люди отдыхают, веселятся. Давайте вспомним любимые весенние праздники татарского народа.
Праздник «Наурыз» отмечают в марте месяца, когда в природе наступает весна и день становиться длиннее.
В народе люди ходят друг другу в гости, угощаются сладостями. Хорошая традиция этого праздника сохранилась до наших времен. А еще татары весну встречали, за кличками.
Егор. Жаворонок, Жаворонок! Возьми себе зиму, а нам отдай весну.
Возьми себе сани, а нам отдай телегу.
Юля. Мы друг друга уважаем, много нас сегодня тут,
Русские и татары.
Очень дружно мы живем, вместе пляшем и поем,
Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,
За друзей стоим горой, вместе дело спорится.
Воспитатель: Я предлагаю вернуться на свои места.
(Дети садятся на свои места.)
Саша. Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти: слово «Я» и слово «Мы».
«Я» на свете одиноко, в «Я» не очень много прока.
Одному или одной трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я». Мы – семья, и мы - друзья.
Мы – народ, и мы – ЕДИНЫ.
Вместе мы непобедимы!
Воспитатель: Вот теперь – то я довольна! Вижу, дети, вы дружны!
Ведь раздоры, слёзы, войны людям вовсе не нужны!
На Земле, и в каждом доме пусть звучит веселый смех,
У Руси великой хватит, ласки и любви для всех!
Дружите, друг с другом и будьте счастливы!
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями.
Спасибо за внимание!
Дети: До свидания!
Список литературы:
1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
2. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»
3. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»
4. Джесси Рассел «Воспитание»
5. Жучкова Г. Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»
6. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
7. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
8. Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»
9. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»
Заявка на участие в Региональном конкурсе методических разработок
Автор: Лапшина Наталия Михайловна
Номинация: «Конспект образовательной формы»
Название работы (учёбы): Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
Место работы (учёбы): Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Зёрнышко» д. Макасово Сосновский район Нижегородская область
Должность: воспитатель
Контактный телефон: 89049127934
Электронный адрес: lapschina.m2015@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...